Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
В изучении фикха без набожности нет блага. Точно также нет блага и в искренности, пока нет верности обещанию». (Абу Хатим ар-Рази).
Верность обещанию — одна из основных характеристик мусульманина. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе: «У нечестного нет веры, у не исполняющего обещаний нет религии».
Выполнение обещания и отношение к нему с большой ответственностью повышают достоинство мужчины.
В Исламе есть два типа обещаний:
Первый — это обещание, данное Всевышнему Аллаху.
Это величайшее из обещаний. Священный Коран гласит: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: "Не Я ли ваш Господь?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем... " Это – для того, чтобы в Судный день не сказали: "Мы не знали этого". (Сура «Аль-А’раф», аят 172).
Второй: это обещание, данное человеку.
Сюда входит обещание, данное одним человеком другому. Обязательство человека — быть ответственным в своей работе, вовремя прийти в обещанное место, выплатить вовремя долг, выполнить клятву, выплатить вовремя сотруднику его зарплату, иметь возможность хранить секреты и тому подобные дела. Когда мусульманин дает кому-то обещание, он должен постараться сдержать его и быть очень осторожным, чтобы не нарушить его и не проявить халатность. Потому что в Судный день будет дан особый ответ. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Выполняйте ваши обещания. Поистине, за обещания придется отвечать» (Сура «Аль-Исра», аят 34).
Одна из характеристик всех пророков, посланных Аллахом человечеству, — «сидк», то есть правдивость. Слова пророков всегда правдивы и соответствовали истине. Они говорили людям, к которым они приходили: «Я — посланник к вам, заслуживающий доверия» (Сура «Аш-Шу’ара», аят 107). Ни один пророк в своей жизни не нарушал своего обещания, и всегда сдерживал свое слово.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) показал отличный пример выполнения своих обещаний. Как-то он обещает встретиться с одним человеком по делу. На следующий день Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приходит к месту назначения, но никого там не находит. Как и было обещано, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ждал его там. Три дня спустя этот человек вспомнил о своем обещание Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), пошел в согласованное место и увидел, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) до сих пор ждал его. Этот человек извинился перед Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и ему было очень стыдно. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) мягко предупредил его, сказав лишь: «Следи, чтобы этого больше не повторялось».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто предупреждал своих сподвижников о важности выполнения обещаний и грехе их нарушения. Например, в хадисах говорится, что нарушение обещания является признаком лицемерия:
«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре свойства, а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, когда рассказывает о чём-нибудь, поступает вероломно, когда заключает договор; и допускает беззаконие, когда враждует с кем-либо» (Бухари).
В 177 аяте суры «Аль-Бакара» Всевышний описывает тех, кто сдерживает свои обещания, обладая качествами правдивости и благочестия:
Однажды умер отец двух братьев. Перед смертью их отец сказал своему старшему сыну: «У меня есть друг, который много лет торгует в Йемене. Заберешь у него наследство своего брата и отдашь ему». Похоронив отца, старший сын отправился выполнять его приказ. Проходя мимо Медины, он слез с верблюда и остановился возле пальмовой рощи. Тут внезапно верблюд испугался и вошел в пальмовую рощу. Хозяин пальмовой рощи, рассердился и бросил в верблюда камень, от чего верблюд умер. Когда юноша увидел, что его верблюд умер, он, разозлившись, бросил этот же камень в старика. И старик умер от удара камня. В какой-то момент сыновья старика вышли из пальмовой рощи, поймали человека, убившего их отца, отвели его к Умару, правителю верующих, и рассказали ему все, что произошло. Когда все выяснилось, судьи приговорили его к смертной казни. Молодой человек встал и сказал: «Я согласен с приговором. Но дайте мне время. Я собирался выполнить обещание отца. Я обещаю прийти к этому дню, если вы дадите мне время». Умар сказал: «Хорошо, давайте в это поверим, но кто за тебя поручится?». «У меня нет поручителей», — сказал он. «Но я мусульманин, который говорит: «Ля илаха илляЛлах», поэтому, пожалуйста, поверьте мне». Умар посмотрел на собравшихся людей и спросил: «Есть ли среди вас кто-нибудь, кто может выступить гарантом этому парню?». Сподвижник Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я буду гарантом». Люди спросили у него: «Ты собираешься стать поручителем парню, которого не знаешь?». Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) не отказался от своих слов и юноше дали месяц отсрочки.
Когда настало условленное время, юноши все не было. Сыновья покойного сказали Абу Зарру (да будет доволен им Аллах): «Ты вызвался быть поручителем. Но он обманул нас». Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я подтверждаю, что я вызвался быть поручителем. Если он не придет, накажите меня». В какой-то момент пришел тот самый молодой человек, усталый и расстроенный. Собравшиеся люди с недоумением спросили у него: «Почему ты так торопишься и рвешься умирать?» Он сказал: «Я ведь поставил свою веру, прося Аллаха дать мне отсрочку на месяц. Я поспешил приехать сюда из-за страха того, что со мной случится в Судный день, если я умру без веры». Люди спросили Абу Зарра (да будет доволен им Аллах): «Как вы узнали, что он сдержит свое обещание и вернется сюда?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я боялся, что враги религии скажут: «После смерти своего пророка мусульмане потеряли веру друг в друга, и перестали им доверять». В то время сыновья умершего старика встали и сказали: «Мы также умма Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мы простили этого парня. Даже если мы убьем нашего брата, наш отец не вернется к жизни».
Да, праведники прошлого смогли сделать верность обещанию одним из самых важных принципов в своей жизни. Потому что это качество характерно для истинно благочестивых людей, имеющих надежду на Рай. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Гарантируйте мне шесть вещей с вашей стороны, и я гарантирую вам Рай.
1. Будьте честными, если вы что-то рассказываете;
2. Выполняйте то, что вы обещаете;
3. Если вам доверили что-то, то возвращайте доверенное;
4. Бережливо относитесь к своим половым органам;
5. Потупляйте ваши взоры (не смотрите на запретное);
6. Удерживайте ваши руки от совершения грехов»;
(Ахмад).
Сподвижники, которых учил Пророк, также были верны своим обещаниям. Например, Гауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда мы были с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: «Не присягнёте ли вы Посланнику Аллаха?». Мы положили свои руки на его руки и сказали: «Мы присягаем тебе». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянитесь поклоняться Аллаху и не приобщать Ему сотоварища, молиться пять раз в день, повиноваться и не просить ничего у людей». Гауф ибн Малик сказал: «Я видел некоторых людей этой группы, которые дали клятву. В последующем, если даже их кнуты падали на землю, они никого не просили подать их с земли» (Муслим).
Да благословит нас Всевышний Аллах быть среди благочестивых людей, которые сильны в религии и сдерживают свои обещания!
О Аллах, Ты — Господь мой, и нет бога, кроме Тебя, Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил.