Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Если кто-либо из вас разгневается, пусть молчит». (Хадис)
Ислам не отрицает существующие в человеке качества, а скорее регулирует их и направляет в правильном русле. Ислам запрещает людям проявлять необоснованный гнев. Можно сердиться только ради Аллаха, ради религии и ради чести и достоинства. Так что всё, особенно гнев и мягкость, должно быть уместны.
Имам аль-Газали (да помилует его Аллах) сказал о степенях гнева: «У людей есть три уровня гнева: тафрит (небрежность), ифрат (чрезмерность) и уасат (умеренность)».
Тафрит. Это человек, совсем утративший такое качество как гнев. В нашей религии это не приветствуется. Поэтому имам Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если кого-то разгневали из-за определённой причины, но этот человек не гневается, то он подобен ослу». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не гневался из-за себя. Если он гневался, то только ради религии Аллаха и за права обиженных людей. И когда он гневался из-за религии Аллаха, то не успокаивался, пока не решал эту проблему. То есть, человек не должен гневаться из-за своего нафса, а гневаться ему следует из-за религии Аллаха, за свою честь и достоинство. И тот человек, который вообще утратил гнев, утратил и своё достоинство. К примеру, если какой-то человек совершает неправильные действия в отношении вашей жены, сестры или других близких родственников, то, если у вас есть чувство собственного достоинства, вы должны будете гневаться.
Ифрат. Это — беспричинный и неуместный гнев. Беспричинный гнев тоже не приветствуется в нашей религии. Когда человек беспричинно гневается, он теряет рассудок и выходит за рамки дозволенного религией. Такой человек не может себя контролировать. Имам Абу Хамид аль-Газали говорит: «Если человек неуместно гневается, то он может ударить животное, если оно его нечаянно заденет». То есть, он захочет отомстить животному. Потому что это животное, и извиняться перед ним не нужно.
Уасат. Это умеренный гнев, который достоин похвалы. В нем человек прислушивается к руководству разума и религии, когда ему нужно проявить гнев, он его проявляет, и успокаивается, когда требуется мягкость. Удержание гнева на умеренном уровне — это мир и стабильность, которых Всевышний Аллах требует от Своих рабов. Самое правильное, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Хайр в любом деле — это золотая середина».
Неправильно когда человек вообще не гневается. Таким же образом неверно гневаться беспричинно. И самое правильное, если в человеке присутствует такое качество как гнев, но он всегда следует религиозным предписаниям. Гнев такого человека не выходит за рамки рассудка и религии. «Уасат» и есть прямой путь.
В Исламе сдерживание гнева — результат благого нрава. Помимо аятов Священного Корана, восхваление этой добродетели отражено в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также в делах и словах наших ранних ученых. Аяты Корана и хадисы решительно осуждают неоправданный гнев и призывают к сдержанности. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Они (верующие) избегают больших грехов и разврата и (даже) в гневе прощают (своего обидчика)» (Сура «Аш-Шура», аят 37).
То есть быть мягким, контролировать свой гнев, когда зол, и уметь прощать человека, который вызвал этот гнев, — это часть высокого уровня поведения. Но это не значит, что вам вообще не следует злиться. В некоторых случаях нужен гнев, который считается мужественным поступком.
Сдерживание гнева — один из лучших способов справиться с гневом. Не каждый справляется с этой задачей. Священный Коран восхваляет тех, кто сдерживает гнев: «(Богобоязненные) жертвуют (свое имущество на благие цели) в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. И Аллах любит добродетельных». (Сура «Али Имран», аят 134).
Сдерживание гнева — одна из самых сложных задач. Гнев может быть непреодолимым, и не каждый может его контролировать. Но благочестивые люди способны это сделать. То есть только человек, в сердце которого есть набожность, может сдержать гнев.
Любой, кто хочет контролировать свой гнев, должен обратить внимание на то, что сказано в этом хадисе.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас разгневается, и он в это время стоит, пусть сядет. Если же его гнев не пройдёт, пусть ляжет».
Абу Уаиль аль-Асс (да помилует его Аллах) передал следующую историю: «Мы пошли к Гуру ибн Мухаммаду Саади. Один мужчина выражался в его сторону неуместными фразами. Затем он встал и совершил омовение. Следом он сказал: «Мой отец сказал мне, что он слышал этот хадис от моего деда Атия (да будедоволен им Аллах)», — и передал нижеследующее: «Гнев от шайтана, а шайтан сотворен из огня, и, поистине, огонь тушат водой. Посему, когда кто-либо из вас гневается, пусть совершит омовение». (имам Абу Дауд).
Одна из самых важных мер по сдерживанию гнева — вера в Аллаха и в Последний день. Разгневанный человек должен немедленно вспомнить Всевышнего Аллаха и подумать, что Аллах все видит, знает и все принимает во внимание.
Ему также необходимо знать последствия своего гнева и последствия своих действий.