84. Обуздание гнева - Ихсан - основа духовного воспитания
Шалкар
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 13:07
Шалкар
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Шалкар
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:34 06:06 13:07 17:56 20:01 21:32
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Сафар 1446
Григорианский
24 августа 2024

Циклы уроков

84. Обуздание гнева

84. Обуздание гнева

Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
20 авг. 2024 1 277 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Если кто-либо из вас разгневается, пусть молчит». (Хадис)

 

Ислам не отрицает существующие в человеке качества, а скорее регулирует их и направляет в правильном русле. Ислам запрещает людям проявлять необоснованный гнев. Можно сердиться только ради Аллаха, ради религии и ради чести и достоинства. Так что всё, особенно гнев и мягкость, должно быть уместны.

 

Имам аль-Газали (да помилует его Аллах) сказал о степенях гнева: «У людей есть три уровня гнева: тафрит (небрежность), ифрат (чрезмерность) и уасат (умеренность)».

 

Тафрит. Это человек, совсем утративший такое качество как гнев. В нашей религии это не приветствуется. Поэтому имам Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если кого-то разгневали из-за определённой причины, но этот человек не гневается, то он подобен ослу». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не гневался из-за себя. Если он гневался, то только ради религии Аллаха и за права обиженных людей. И когда он гневался из-за религии Аллаха, то не успокаивался, пока не решал эту проблему. То есть, человек не должен гневаться из-за своего нафса, а гневаться ему следует из-за религии Аллаха, за свою честь и достоинство. И тот человек, который вообще утратил гнев, утратил и своё достоинство. К примеру, если какой-то человек совершает неправильные действия в отношении вашей жены, сестры или других близких родственников, то, если у вас есть чувство собственного достоинства, вы должны будете гневаться.

 

Ифрат. Это — беспричинный и неуместный гнев. Беспричинный гнев тоже не приветствуется в нашей религии. Когда человек беспричинно гневается, он теряет рассудок и выходит за рамки дозволенного религией. Такой человек не может себя контролировать. Имам Абу Хамид аль-Газали говорит: «Если человек неуместно гневается, то он может ударить животное, если оно его нечаянно заденет». То есть, он захочет отомстить животному. Потому что это животное, и извиняться перед ним не нужно.

 

Уасат. Это умеренный гнев, который достоин похвалы. В нем человек прислушивается к руководству разума и религии, когда ему нужно проявить гнев, он его проявляет, и успокаивается, когда требуется мягкость. Удержание гнева на умеренном уровне — это мир и стабильность, которых Всевышний Аллах требует от Своих рабов. Самое правильное, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Хайр в любом деле — это золотая середина».

 

Неправильно когда человек вообще не гневается. Таким же образом неверно гневаться беспричинно. И самое правильное, если в человеке присутствует такое качество как гнев, но он всегда следует религиозным предписаниям. Гнев такого человека не выходит за рамки рассудка и религии. «Уасат» и есть прямой путь.

 

В Исламе сдерживание гнева — результат благого нрава. Помимо аятов Священного Корана, восхваление этой добродетели отражено в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также в делах и словах наших ранних ученых. Аяты Корана и хадисы решительно осуждают неоправданный гнев и призывают к сдержанности. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Они (верующие) избегают больших грехов и разврата и (даже) в гневе прощают (своего обидчика)» (Сура «Аш-Шура», аят 37).

 

То есть быть мягким, контролировать свой гнев, когда зол, и уметь прощать человека, который вызвал этот гнев, — это часть высокого уровня поведения. Но это не значит, что вам вообще не следует злиться. В некоторых случаях нужен гнев, который считается мужественным поступком.

 

Сдерживание гнева — один из лучших способов справиться с гневом. Не каждый справляется с этой задачей. Священный Коран восхваляет тех, кто сдерживает гнев: «(Богобоязненные) жертвуют (свое имущество на благие цели) в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. И Аллах любит добродетельных». (Сура «Али Имран», аят 134).

 

Сдерживание гнева — одна из самых сложных задач. Гнев может быть непреодолимым, и не каждый может его контролировать. Но благочестивые люди способны это сделать. То есть только человек, в сердце которого есть набожность, может сдержать гнев.

 

Хасан аль-Басри (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Тот, у кого есть способность контролировать себя в этих четырех ситуациях: когда он в печали, когда он боится, когда его охватила страсть и когда он зол, Аллах защитит его от шайтана и сделает запретным для него адский огонь».

 

Любой, кто хочет контролировать свой гнев, должен обратить внимание на то, что сказано в этом хадисе.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас разгневается, и он в это время стоит, пусть сядет. Если же его гнев не пройдёт, пусть ляжет».

 

Абу Уаиль аль-Асс (да помилует его Аллах) передал следующую историю: «Мы пошли к Гуру ибн Мухаммаду Саади. Один мужчина выражался в его сторону неуместными фразами. Затем он встал и совершил омовение. Следом он сказал: «Мой отец сказал мне, что он слышал этот хадис от моего деда Атия (да будедоволен им Аллах)», — и передал нижеследующее: «Гнев от шайтана, а шайтан сотворен из огня, и, поистине, огонь тушат водой. Посему, когда кто-либо из вас гневается, пусть совершит омовение». (имам Абу Дауд).

 

Одна из самых важных мер по сдерживанию гнева — вера в Аллаха и в Последний день. Разгневанный человек должен немедленно вспомнить Всевышнего Аллаха и подумать, что Аллах все видит, знает и все принимает во внимание.

 

Ему также необходимо знать последствия своего гнева и последствия своих действий.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi