Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Поистине, Аллах не любит высокомерных» (Сура «Ан-Нахль», аят 23).
Когда негативные черты внутри человека проявляются наружу, это приносит много бед и страданий. Такие недостойные акты, как презрение, зависть и обделение, порождаются дискриминацией. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был очень добрым человеком. В Священном Коране говориться: «К вам, поистине, пришел Посланник из вас же самих. Ему тяжело оттого, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (Сура «Ат-Тауба», аят 128).
Любить Всевышнего Аллаха, сотворившего людей с великой любовью — это высшая вершина веры. И долг истинного мусульманина, не обделяя никого, проявлять любовь и братство ко всему человечеству. Принижение, как и дискриминация, рождается из высокомерия. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Поистине, Аллах не любит высокомерных». (Сура «Ан-Нахль», аят 23). В другом аяте говориться: «Не ходи по земле надменно, ведь ты не проделаешь в земле дыру (тяжестью своего высокомерия) и не поднимешься на высоту гор! Все это зло не нравится твоему Господу». (Сура «Аль-Исра», аят 37).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Исправляйте свой нрав и поведение».
Однажды наш возлюбленный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сидя среди своих сподвижников сказал: «У Аллаха есть рабы, они не пророки и не шахиды, но шахиды и пророки будут им завидовать за их место, дарованное им от Всевышнего Аллаха». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, кто они?». Он сказал: «Они те, которые полюбили друг друга ради Аллаха, нет между ними родственной связи, и нет между ними денег, которые их связывают. Клянусь Аллахом, поистине, в их лицах свет, и они на высоких и светлых ступенях. Они не боятся, когда боятся люди, и не печалятся, когда печалятся люди» (имам Абу Дауд). И после того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «<... и они не боятся, когда люди боятся, и не печалятся, когда печалятся люди», он прочитал этот аят: «Поистине, любимцы Аллаха не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Юнус», аят 62).
Здесь описывается великое понятие любви друг к другу ради Аллаха. В Судный день Аллах осветит лица людей, которые не будут обмануты такими вещами, как родство, национализм, богатство и слава, и которые не будут никого обделять. Согласно исследователям хадисов, цель высказывания «шахиды и пророки будут им завидовать» заключается не в том, чтобы показать, что люди в этой группе превосходят пророков и шахидов, а в том, чтобы прояснить добродетели тех, кто любит друг друга ради Аллаха и их статус в будущей жизни.
Абу Идрис аль-Хауляни (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Однажды я посетил мечеть Дамаска. Там я увидел красивого молодого человека и группу людей вокруг него. Если они не соглашались, они спрашивали молодого человека и слушали, что он говорил. Когда я спросил о нем, мне сказали: «Это Муазбин Джабаль (да будет доволен им Аллах)». На следующее утро я поспешил в мечеть. Я увидел, что он пришел раньше меня. Дождавшись окончания молитвы, я подошел к нему и поздоровался. Затем я сказал ему:
- Клянусь Аллахом, я люблю вас! — сказал я.
- Вы любите меня ради Аллаха?
- Да, ради Аллаха, — сказал я.
Он спросил еще дважды:
- Вы действительно любите ради Аллаха? Я ответил:
- Да, я действительно люблю вас ради Аллаха.
Он схватил меня за мою одежду и потянул к себе со словами: «Поздравляю! Я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всемогущий Аллах говорит: «Только те, кто любят друг друга ради Меня; те, кто собираются вместе ради Меня; те, кто посещают друг друга ради Меня; и те, кто подают милостыню и совершают добрые дела только ради Меня; будут достойны Моей любви». (Имам Малик).
Ислам не выделяет верующих по национальному, расовому или языковому признаку. Наша религия призывает все человечество к единству, солидарности и миру. Один из главных идеалов Ислама — установление мирных отношений и мира между людьми. Ислам призывает уделять особое внимание не только внешней чистоте, но и внутренней духовной чистоте. Потому что чистота сердца может предотвратить многие духовные болезни, как, например: ложь, сплетни, клевета, злословие и дискриминация других.
Амр ибн Шайба (да помилует его Аллах), один из великих ученых Ислама, рассказывал: «Мы были в Мекке между холмами Сафа и Марва и увидели, как человек приехал на муле и жестоко обращался со своими слугами, демонстрируя величие и силу. Спустя годы однажды я приехал в Багдад на верблюде. Там я увидел босоногого мужчину с длинными волосами. Мне показалось, что я узнал его. Он спросил меня, почему я так пристально смотрю на него. Я сказал: «Ты похож на кого-то», — и даже сказал на кого. Он сказал: «Да, это я тот, кого ты видел. Я проявлял высокомерие там, где я должен был быть скромным. А сейчас я в таком положении».
Дискриминация ставит границы между богатыми и бедными. Ходить в гости к богатому, и отказываться от приглашения бедного — явный признак обделения и высокомерия. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не обделял никого, он ходил как к богатым, так и к бедным.
Однажды Хусейн, сын Хазрата Али (да будет доволен им Аллах) проходил мимо бедных людей, сидевших на обочине дороги. Они расстелили на земле одеяло, доедали остаток хлеба и громко разговаривали друг с другом. Когда они увидели Хазрата Хусейна, сказали:
- О, отец Абдуллы! Присаживайтесь к нам. Хазрат Хусейн (да будет доволен им Аллах) слез со своего верхового животного, произнося про себя аят: «Поистине, Аллах не любит высокомерных» (Сура «Ан-Нахль», аят 23), сел с ними и отведал из их трапезы. Затем он сказал им:
- Я принял ваше приглашение и поел с вами. И вы примите мое приглашение. Я приглашаю вас быть моими гостями. Бедные люди без колебаний согласились и отправились домой с Хазратом Хусейном.
Хазрат Хусейн (да будет доволен им Аллах) сказал своему слуге:
- Принесите в дом все, что есть из еды, и накрой на стол. Слуга накрыл стол и накормил гостей. Бедняки с искренностью и щедростью попробовали накрытый стол и ели без смущения. Они даже забрали с собой остатки еды, что хватило им на несколько дней.
Мусульманин никому не причиняет вреда, не ущемляет его права, не принижает его честь и достоинство. Он мягкий и добрый. Тот, кто обладает такими хорошими качествами, не будет обделен среди своих братьев и среди людей.