Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Не смейтесь слишком часто, воистину, чрезмерный смех убивает сердце» (Хадис).
О смехе и плаче в Священном Коране говорится: «Он – Аллах, творит смех и плачь. (Сура «Ан-Наджм», аят 43).
По поводу этого аята в комментариях говорится: «Аллах создал и смех, и плач. Всемогущий Аллах заставит смеяться и радоваться обитателей Рая посредством введения их в Рай, а обитателей Ада заставит плакать и печалиться посредством введения их в Ад. В этом же мире Аллах заставит смеяться и плакать тех, кого пожелает».
Сура «Ат-Тауба» говорит о лицемерах: «Пусть же меньше смеются и больше плачут как воздаяние за то, что они совершали!» (Сура «Ат-Тауба», аят 82). То есть, они меньше смеются и больше плачут из-за своих преступлений и лицемерия. Хотя слова «смейтесь» и «плачьте» в этом аяте приведены в повелительном наклонений, их следует понимать в смысле угрозы, предупреждения. Этот аят описывает лицемеров, которые радовались, что не выступили вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) на битву при Табуке.
В Коране верующим сообщается хорошая новость. Поэтому верующий всегда должен надеяться на лучшее и быть довольным. Хорошее настроение — залог успеха, а печаль — причина ошибок и заблуждений. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда во всем стремился к благому, не любил злиться и сердиться, всегда был радостным и веселым. Он шутил и смеялся.
Мы знаем, что улыбаться — это Сунна. Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) смеялся, не открывая рта. Он просто улыбался. Его голос не был ни громким, ни низким. Он не вмешивался в дела, которые его не касалось. Он не отводил своего внимания от человека, с которым разговаривал, пока тот сам не отворачивался.
Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что я знаю, вы бы меньше смеялись и много плакали».
Ислам требует умеренности во всем. Также и смех должен быть уместным и при этом нужно соблюдать правила приличий. Всему есть предел, и у смеха есть свои последствия:
1. Чрезмерный смех ожесточает сердце;
2. Неуместный смех лишает человека уважения;
3. Чрезмерный смех делает человека легкомысленным и безответственным. Такой человек не думает о социальных проблемах, не может их исправить и не может решать ключевые проблемы;
Когда пророк говорил с неверующими о Божьей силе и милости, ярости и гневе, и призывал их к вере, они смеялись над ним. Коран описывает эту ситуацию следующим образом: «А когда он пришел к ним с Нашими знамениями (с доказательствами истинности своего пророчества), они смеялись над ними» (Сура «Аз-Зухруф», аят 47).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупреждая об опасности чрезмерного смеха сказал: «Не смейтесь слишком часто, воистину, чрезмерный смех убивает сердце».
Мудрый Абай в своем чётвертом слове назидания описывает смех таким образом: «Тот, кто умеет внимательно смотреть, знает, что глупый смех похож на опьянение. В самом деле, пьяный человек — легкомысленный; когда он говорит, от его слов заболевают головы слушателей. Беспечный смех приводит к расстройству хозяйства, к растрате ума и к разным неблаговидным поступкам. Можно сказать, что такие люди или в этой жизни, или в загробном мире будут наказаны».
Да защитит Всевышний Аллах от безнравственного смеха и одарит истинной жизнью!