Жив ли Хидр (мир ему) и где он находится?
Согласно преданию, которое приводится от Абдуллах ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил следующее:
Однажды почтенный Муса (а.с.) собирался начать проповедь перед сынами Исраила. И его спросили:
- Кто является самым знающим из людей?
Он ответил:
- Самым знающим являюсь я.
Поскольку он не указал на Аллаха, сказав, что Аллах является самым сведущим, Аллах упрекнул его в этом и сказал:
- В месте, где соединяются два моря, живет один мой раб, он более сведущ, нежели ты. Муса (а.с.) сказал:
- О, мой Господь, кто поможет мне увидеть его? О, мой Господь, как мне найти его?
Аллах ответил ему:
- Возьми одну рыбу и положи ее в сетку. Где ее потеряешь, там и будет Мой раб.
Муса (а.с.) взял одну рыбу и положил ее в сетку. После этого Муса (а.с.) вместе со своим молодым слугой Юша Ибн Нуном отправился в путь. В конце концов, когда добрались до скалы, они легли спать. Муса (а.с.) сразу уснул. В это время рыба начала бултыхаться и из сетки выпала в море. И она поплыла по морю удивительным образом, оставляя за собой открытый след (пустое пространство), словно водная труба. Аллах удержал рыбой поток воды, и вода превратилась в свод. То есть приняла форму арки. После того, как они проснулись, продержались весь день с едой, оставшейся с вечера. И вот, когда настало утро, Муса (а.с.) сказал своему слуге:
- Принеси наш обед, Аллах свидетель, у нас странное чувство усталости от этой дороги.
Однако, до прихода в это место, которое было предопределено Аллахом, Муса (а.с.) не чувствовал усталости. Юноша сказал Мусе (а.с.):
- Видишь ли, когда мы были у камня, я забыл про рыбу (то есть сообщить о том, что рыба уплыла). И тем, кто заставил меня забыть это, был никто иной, как шайтан. Рыба поплыла по морю удивительным способом. В воде для прохождения рыбы образовался некая воронка.
Образование на море такой тропы сильно удивило Мусу (а.с.) и его слугу. Муса (а.с.) сказал юноше:
- Это именно то, что мы искали.
После увиденного они по своим следам вернулись обратно. Дойдя до камня, они увидели, что там стоит укутанный в одежду человек. Муса (а.с.) поприветствовал его. Он ответил на его приветствие и спросил:
- Как тебя приветствуют там, где ты живешь?
- Я – Муса.
Он спросил:
- Ты Муса сынов Исраила?
- Да. Затем Муса (а.с.) (снова начав разговор) сказал:
- Я пришел к тебе, чтобы ты дал мне более глубокие познания истины и прямого пути, которыми ты обладаешь.
Муса, попросил разрешения остаться с ним.
Хидр ответил:
- У тебя не хватит терпения быть со мной.
Муса (а.с.) сказал ему:
- Я подчинюсь тебе, чтобы ты обучил меня знаниям, которыми ты обладаешь.
- Воистину, находясь рядом со мной, ты не сможешь выдержать всех испытаний. Как ты выдержишь знания, которые не понятны твоей сущности? Он сказал:
- Если пожелает Аллах, ты узнаешь, как смиренно я буду сносить все увиденное и не стану возражать против твоих деяний.
На это он сказал:
- Если ты подчиняешься мне таким образом, тогда не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не обращусь к тебе.
«Затем они отправились в дорогу по берегу моря. Они оказались у одной лодки, лодочники узнали Хидра и взяли их на лодку бесплатно. Некоторое время спустя прилетел воробей, присел на корму и зачерпнул своим клювом две капли воды. Хидр обратился к Мусе:
- О, Муса! Вот и наши с тобой знания подобны этим капелькам из моря по сравнению со знаниями, которые имеются у Аллаха. Сказав это, Хидр взял в руки топор и выбил одну доску лодки. Муса (а.с.) сказал ему:
- Что ты сделал? Ведь эти люди даже не взяли с нас денег за переправу, а ты в ответ совершаешь такую подлость и хочешь утопить людей, которые находятся на лодке? Клянусь, ты совершил тяжкий поступок. Хидр сказал:
- Не говорил ли я тебе, что ты не сможешь оставаться безучастным к моим деяниям?
Муса ответил:
- Не осуждай меня за мою забывчивость, не затрудняй для меня нашу дружбу.
Действительно, эта первая ошибка Мусы произошла по его забывчивости.
После того, как они вышли из моря, они встретили одного мальчика, который играл вместе с другими детьми. Хидрр взял его за голову и собственными руками лишил его жизни. Муса (а.с.) сказал ему:
- Почему ты убил это чистое, невинное чадо, когда не было причины лишать его жизни? Клянусь, ты совершил тяжкий поступок.
Он ответил:
- Я предупреждал тебя, что ты не сможешь равнодушно смотреть на мои поступки.
Муса сказал ему:
- Если после этого, я спрошу тебя о чем-либо, не продолжай дружбу со мной, в таком случае, ты обязательно достигнешь прощения.
Они продолжили свой путь. Наконец они добрались до одного селения, но народ этого селения отказал им в гостеприимстве, даже когда они попросили у них поесть. Тут они обнаружили одну старинную постройку, стены которой были готовы обвалиться. Хидр стал выпрямлять стену руками. Муса (а.с.) сказал:
- Этот народ не накормил, не приютил нас, когда мы пришли к нему. А ты восстановил им стену, которая готова была обрушиться. Ты мог бы попросить и получить за это деньги.
Хидр ответил:
- Здесь наши пути расходятся. Прежде чем пойти в разные стороны я объясню истинный смысл и суть моих поступков».
Напоследок он объяснил мудрость своих деяний, которые внешне не соответствовали Шариату, и пояснил, что он делал всё это, следуя сокровенным знаниям, полученным от Всевышнего.
Что касается корабля, то он принадлежал беднякам. Узнав о приказе царя изымать неповрежденные суда, Хидр решил спасти корабль. После того как он проделал дырку в днище, путь им преградила лодка царя. Царские слуги внимательно осмотрели корабль и обнаружили изъян – то самое место, которое повредил Хидр. Оно было накрыто ковром, чтобы не затекала вода. Увидев, что судно повреждено, они покинули лодку.
Далее, разъясняя убийство мальчика, Хидр поведал Мусе (а.с.) о том, что, став взрослым, этот мальчик стал бы заблудшим и притеснял бы своих верующих родителей. Аллах пожелал даровать им чистое и милосердное дитя взамен.
Аллах Сам, без посредника, обучил Хидра этим знаниям и назначил его исполнителем Своей воли. Милосердный Аллах не хотел, чтобы из-за плохого сына родители лишились Рая, и лишил его жизни, пока он был ещё ребёнком.
Что же касается той разваливавшейся стены, то дом этот принадлежал детям-сиротам, и под этой стеной было спрятано сокровище, которое оставили детям их покойные родители. Если бы эта стена рухнула, люди увидели бы этот клад, и он попал бы в чужие руки. Поэтому Аллах хотел сохранить драгоценности до совершеннолетия детей.
Жив ли Хидр и где он сейчас находится?
Причина именования этой великой личности Хидром объясняется в предании, приведенном от Абу Хурайры (р.а.) в котором говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«Причиной того, что Хидр назван Хидром ("Зеленый") является следующее: Когда Хидр садился на какое-либо место, где не росла трава, внезапно это место покрывалось зеленью за его спиной».
Известно, что до получения прозвища Хидр его звали Балья, Йаса, Амир, Кальян или Ахмад, а его куньей был Абу’ль-Аббас. Согласно преданию, Хидр испил из родника живой воды, поэтому ему была дана долгая жизнь. В преданиях говорится, что этот родник бил у основания одного дерева, все, что попадало в него, оживало, что рыба почтенного Мусы (а.с.) также ожила из-за этого родника. Исламские ученные разошлись во мнениях о статусе Хидра. Ряд ученных признают Хидра пророком, однако есть мнения других ученных, что Хидр является просто рабом Аллаха, которого Всевышний наделил знанием и правом призыва на божественный путь.
Вопрос, относительно которого существует много разногласий – это жизненное состояние Хидра. Согласно утверждению Шариха Айни, большинство ученых из числа открывателей правды, признают, что Хидр живет в настоящее время и его можно увидеть в степях. Сообщается, что Умар Ибн Абдульазиз, Ибрахим Ибн Атхам, Бишр аль Хафи, Маруф Кархи, Джунайд, Ибрахим Хавасс видели Хидра, имеется множество рассказов о жизни Хидра. Только эта жизнь сопровождается обращением тела в душу, отречением от страстных и чувственных желаний и нужд, сосредоточением на служении Аллаху.
Мусульмане, ведущие праведный образ жизни, если того пожелает Аллах, удостаиваются встречи с Хидром, который становится по воле Аллаха их проводником в мир истинного суфизма.