15. Тауба (Покаяние) - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 19:35
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:19 05:36 12:00 16:26 18:18 19:35
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Рамадан 1445
Григорианский
29 марта 2024

Циклы уроков

15. Тауба (Покаяние)

15. Тауба (Покаяние)

14. Благое и греховное

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
8 сент. 2022 4 905 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Не раскаяться в грехах хуже греха». (Джафар ибн Синан).

 

Среди всех созданий Аллаха защищены от грехов лишь ангелы и пророки, обладающие качеством «исмат» (непорочный, непогрешимый), то есть пророки.

 

А шайтан — это создание, сбившиеся с правильного пути, покаяния которого уже не будут приняты.

 

Человек не ангел и не шайтан. Поскольку его страсти постоянно подталкивают к запретному, он может ошибиться. Однако Всевышний открыл дверь к покаянию, чтобы человечество очистилось от своих грехов, и встало на правильный путь.

 

Слово «тауба» означает «возвращаться», в то время как шариатское ее значение - «искреннее раскаяние в своих грехах и решимость не повторять их».

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все дети Адама ошибаются. Лучшие из них — это те, кто раскаивается в своих ошибках» (Ибн Маджа, Зухд 30).

 

Действительно, раз человек грешник, он должен покаяться. Потому что Адам (мир ему) признал свою ошибку, раскаялся и попросил у Аллаха прощения. Однако шайтан, который его искушал, не раскаялся, не признал своей ошибки и возгордился. Точно так же, если человек раскаивается в своем прошлом и совершает «таубу», он подобен Адаму, а если он не раскаивается, он подобен шайтану. В Священном Коране сказано: «О, верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (Сура «Ан-Нур», аят 31).

 

«Тауба» — неотъемлемое качество человеческой натуры. То есть вначале Адам (мир ему) был соблазнен шайтаном и вкусил запретный плод, но затем он раскаялся в своей ошибке. Всевышний Аллах принял его покаяние. Как упоминалось ранее, люди могут ошибаться, следуя за своими страстями и за шайтаном. Однако он должен использовать очищающее средство под названием «тауба», которое смывает его ошибки. Это незаменимая возможность для человека. Всевышний Аллах говорит в следующем аяте: «О, верующие! Кайтесь перед Аллахом искренне! Возможно, ваш Господь простит ваши грехи и введет вас в (райские) сады, под которыми текут реки, — в день, когда Аллах не опозорит пророка и верующих вместе с ним» (Сура «Ат-Тахрим», аят 8).

 

Как говорится в аяте, покаяние должно быть совершено с чистым сердцем и искренностью.

 

Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Тауба — это раскаяние за допущенный грех и намерение не возвращаться к нему впредь, либо не иметь желания возвращаться к нему».

 

Однажды Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) шел по улице Медины, когда он встретил молодого человека с сосудом за пазухой. Умар спросил: «Что у тебя за пазухой?». Молодой человек, не ожидал встречи с хазратом Умаром: «О, Аллах, не унижай меня перед хазратом Умаром! Скрой мой грех, обещаю, я больше не буду пить вино», — умолял он Аллаха, мысленно искренне раскаиваясь. Вслух он сказал: «О, повелитель правоверных! Это уксус». Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Давай, покажи мне». Когда он вынул бутылку из-за пазухи, оказалось, что это действительно был уксус.

 

Аллах, Милосердный, принял искреннее раскаяние Своего раба и превратил запретное вино в чистый уксус. Если грешный сожалеет и искренне раскаивается в своих грехах, Аллах, несомненно, превратит его вино грехов в уксус поклонения.

 

Действительно, принятие покаяния — это когда человек согрешает неосознанно, по ошибке, а затем сразу же раскаивается в этом. Но если человек продолжает делать плохие дела, даже если он раскаялся в своих грехах, его раскаяние не будет принято в момент его смерти. Вот почему в Священном Коране говорится: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто совершает дурное по своему невежеству и вскоре (до наступления смерти) кается. Аллах принимает их покаяние, ибо Аллах — Знающий, Мудрый. Но не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное до самой смерти, (а когда смерть к нему приходит), то говорит: «Вот сейчас я раскаиваюсь», — (и не будет принято покаяние тех), кто умирает неверующим» (Сура «Ан-Ниса», аяты 17-18).

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы» (Тирмизи, Дауат 98).

 

Один старый ученый сказал своим ученикам: «Я уже тридцать лет раскаиваюсь в том, что сказал: «Альхамдулиллах». Когда ученики удивились и спросили, что это значит, старик объяснил им: «Я был тогда купцом. Однажды на рынке вспыхнул большой пожар, в результате которого загорелись лавки многих торговцев, а владельцам был нанесен большой ущерб. Когда я получил сообщение: «С твоим магазином ничего не случилось», я, не подумав, сказал: «Альхамдулиллах». Позже я пожалел об этом. Когда собственность моих братьев-мусульман сгорела, и они потерпели большой убыток, я был благодарен за то, что мое имущество осталось невредимо. Это действие было не из числа деяний истинного мусульманина. Я много страдал и раскаивался. Несмотря на то, что я раздал все товары в своем магазине бедным, чтобы поделиться с моими братьями-мусульманами, пострадавшими от пожара, у меня все еще нет спокойствия, хотя я раскаивался в течение тридцати лет. Когда я умру, я прошу похоронить меня в таком месте, где никто не ходит. Потому что боюсь, что земля меня не примет и мне будет стыдно перед моими братьями».

 

Имам ан-Навави (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Наши ученые сказали, что раскаиваться, делать таубу после каждого греха является нашей обязанностью (ваджиб). Если грех человека не связан с правами другого человека, то для того чтобы покаяться, должны быть выполнены следующие три условия:

 

1. Отдаление от этого греха;

 

2. Искреннее сожаление о совершении греха;

 

3. Твердое намерение никогда не возвращаться к этому греху вновь.

 

Если одно из этих условий не выполнено, покаяние не засчитывается. А если грех связан с правами другого лица, то к вышеперечисленным трем условиям добавляется четвертое условие: выплатить компенсацию лицу, права которого были нарушены. А если совершенное преступление или грех связано с имуществом, то имущество возвращается владельцу, и человек должен раскаяться во всех совершенных им преступлениях и грехах.

 

Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если Всевышний Аллах позволил Своему рабу покаяться, ему будут запретны мучения Ада.

 

Тауба — великое благо, данное человечеству в этом мире. Его двери не закроются до самой смерти. Ведь Всевышний Аллах ждет человека, и Он любит раскаивающихся. В Священном Коране:

 

«Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Сура «Аль-Бакара», аят 222).

 

Однажды к Мусе (мир ему) пришел человек из его уммы и сказал: «О, Муса! Помолись Господу своему, узнай, кто является наихудшим из людей? Ведь если Он нам покажет его, мы будем держаться бы от него подальше».

 

Когда Муса (мир ему) помолился Аллаху, Аллах сказал: «Тот, кто сейчас пройдет мимо вас и есть наихудший». Затем Муса (мир ему) и тот, кто спрашивал, с нетерпением ждали этого человека. Спустя некоторое время мимо них прошел мужчина, который вел своего сына к морю. «Какой ужасный грех совершил этот человек перед Аллахом?», — подумал Муса (мир ему).

 

На следующий день снова пришел вчерашний человек с уммы Мусы (мир ему) и сказал: «О, Муса! Помолись Господу своему, узнай, кто является наилучшим из людей? Если Он нам покажет его, мы будем проявлять к нему уважение, и будем всегда находиться в его кругу».

 

Когда Муса (мир ему) помолился Аллаху, Аллах сказал: «Тот, кто сейчас пройдет мимо вас и есть наилучший». Затем Муса (мир ему) и тот, кто спрашивал, с нетерпением ждали этого человека. Через некоторое время снова пройдет вчерашний человек, который вел своего ребенка к морю.

 

Мусу стали вопросы: «Еще вчера он был худшим человеком, а сегодня он наилучший. Что случилось?»

 

Тогда Муса (мир ему) сказал своему Господу: «О, мой Господь! Когда мы попросили тебя показать наихудшего человека, ты показал нам его. Но когда мы спросили о наилучшем, то ты показал нам того, кто еще вчера был наихудшим. Как худший человек стал лучшим за один день?».

 

Тогда Всевышний Аллах сказал: «Вчера, когда он пошел на пляж со своим сыном, его сын спросил:

 

- Отец, что это? Отец ответил ему:

 

- Сын мой, это море. Сын спросил у него:

 

- Отец, что может быть больше моря? Его отец ответил:

 

- Сын мой, океан больше, чем море. Сын:

 

- Отец, что может быть больше океана? Тогда отец сказал:

 

- Сын, эта земля больше океана. Сын спросил:

 

- Отец, что больше земли? Его отец сказал:

 

- Сын мой, больше этой земли грехи твоего несчастного отца. Сын:

 

- Отец, что больше грехов моего отца? Его отец ответил:

 

- Сынок, больше грехов твоего несчастного отца безграничное милосердие и милость Аллаха.

 

Вот почему я простил ему его грехи».

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе:

 

«Аллах примет покаяние того, кто покается прежде, чем солнце взойдет оттуда, где оно заходит» (имам Муслим, Зикр 43).

 

Вот почему мусульманин должен всегда каяться в своих прошлых ошибках.

 

Гениальный казахский писатель Абиш Кекилбаев сказал: «Правда, время идет, многое забывается. Но мы знаем, что жизнь дается только один раз. Это дорого стоит, независимо от того, в какое время или в какой ситуации это происходит. Вот почему, по моему мнению, обиды на прошлое быть не должно, по мне важно в отношении прошлого лишь раскаяние в совершенных ошибках».

 

Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал сподвижника по имени Саглаба по какому-то вопросу. По дороге Саглаба увидел дом с открытой дверью. Когда он вошел туда, то увидел одну женщину из числа «Ансаров», которая в обнаженном виде мылась у себя дома. Саглаба ни на секунду не смог отвести глаз с женщины. Через время Саглаба, придя в себя, устыдился и бросился прочь. «Если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) получит откровение от Всевышнего об этом грехе, что со мной будет?» — думал он напугано. С другой стороны, «как я могу смотреть на благословенное лицо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после того, как мои глаза загрязнились харамом?».

 

В итоге он покинул Медину и убежал в горы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) долго ждал Саглабу. Когда он все же не пришел, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил людей искать его. Однако они его не могли найти. Прошло сорок дней. Тогда ангел Джабраил говорит: «О, Мухаммад, мир тебе и благословение Аллаха! Всемогущий Аллах сказал: «Душа, сбежавшая из твоей Уммы, находится посреди этой горы, поклоняясь Мне из-за страха Моего гнева!». Получив эту новость, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вызвал хазрата Умара (да будет доволен им Аллах) и Салмана (да будет доволен им Аллах) и отправил их в то место, которое упомянул Джабраил (мир ему), чтобы привезти Саглабу. Сахабы отправились в путь и достигли места назначения. Там они встретили пастуха по имени Зафафа, пасшего овец. Они сказали пастуху, что ищут молодого человека. Пастух:

 

- Вы ищете молодого человека, который поднимается на гору и кричит. Он пытается убежать от адского огня. Хазрат ‘Умар сказал: «Откуда ты узнал, что он убегает от огня Ада?»

 

- Я узнал по его крику. Каждый день посреди ночи он взбирается на вершину горы и кричит в мольбе: «Господи! Мне стыдно перед Тобой, мне стыдно за свои грехи! Возьми мою душу и пусть гниет моё тело!». Хазрат Умар и Салман отправились к горе, упомянутой пастухом, и дождались полуночи. Посреди ночи, как сказал пастух, Саглаба поднялся на вершину горы и воззвал к Аллаху. Тогда они и поймали Саглаба. Саглаба спросил Умара:

 

- О, Умар! Узнал ли Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о моем грехе? Умар:

 

- Я об этом ничего не знаю. Нам приказали лишь привезти тебя. Затем Саглаба встал и сказал:

 

- Умар, у меня к тебе просьба. Отведи меня к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда он будет в намазе.

 

Так как Саглабе было очень стыдно смотреть в лицо Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Умар не стал отказывать его просьбе Саглаба и завел его в мечеть, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был имамом в намазе. Саглаба тоже встал в ряд. Когда молитва закончилась, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повернулся и сказал:

 

- О, Умар! Где Саглаба? Услышав это, Саглаба от волнения присел. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подошел к Саглабе и сказал:

 

- О, Саглаба, куда ты пропал?

 

- О, Посланник Аллаха! Это мой грех заставил меня исчезнуть!

 

- Не прочитать ли тебе дуа, посредством, которого Аллах прощает ошибки и грехи?

 

- Прочти мне, о, Посланник Аллаха! — ответил Саглаба. Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 

«Аллахумма, Роббана аатина фид-дунья хасанатан уа филь-аахироти хасанатан уа кыйнаа ‘азаабаннаар».

 

«Господь наш! Дай нам благо в земной жизни [благополучие, здоровье, достаток, праведную семью, понимание Корана, общение с праведниками, знания и поклонение] и благо в вечной жизни [благополучие в могильной жизни, спасение от плохого отчета, избавление от ужаса стояния на месте сбора, вхождение в Рай и наслаждение от созерцания Всевышнего Аллаха] и защити нас от наказания в Аду»

 

Прочтите мольбу. Тогда Саглаба сказал:

 

- О, Посланник Аллаха! Мой грех ведь велик!

 

- А слово Аллаха величественнее! — ответил ему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

 

После этого Саглаба возвратился домой. Через восемь дней Салман пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал ему, что Саглаба очень болен и находится на грани смерти. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встал, взял своих сподвижников и пошел в дом Саглабы. Саглаба был очень болен и не мог даже поднять голову. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к Саглабе, поднял голову и положил ее себе на колени.

 

Саглаба медленно убрал голову с колен Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и снова положил его на землю. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

- О, Саглаба, почему ты убрал голову с моих колен?

 

- О, Посланник Аллаха! Это голова полна грехов. Она недостойна, чтобы лежать на твоих благословенных коленях! Пророк (мир ему и благословение) спросил Саглабу, где у него болит. Саглаба ответил:

 

- Это как червь, ползающий между мясом и моими костями. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его, чего он хочет.

 

- Я желаю прощения Аллаха!

 

Тут с небес спустился ангел Джабраил и передал приветствие Аллаха Пророку (мир ему и благословение Аллаха):

 

- О, Посланник Аллаха! Мир тебе от Аллаха! Он сказал, что если Мой раб имеет грех с размером этой земли, то пусть знает, что для этого есть такого же размера прощение.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал эту благую весть Саглабе, который услышав благую весть, умер в слезах.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал заупокойную молитву по Саглабе. Во время погребальной молитвы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал на цыпочки. Когда сподвижники заметили это, они подошли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и спросили его, почему он стоит так. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Я не мог найти места, чтобы поставить свои ноги, из-за большого количества ангелов, которые присутствовали на похоронах Саглабы, поэтому я встал на цыпочки».

 

При таубе следует учитывать следующие моменты:

 

Единственный способ избавиться от греха — тауба. Если во время таубы мы будем помнить о следующих вещах, мы получим облегчение и умиротворение. Они:

 

1. Сопротивление греху

 

Фактически, тауба — это акт покаяния и отказа от того, что вы совершили. Когда дело доходит до покаяния, лучше оставить дневной смех и ночной сон, и принять твердое решение не повторять его, чтобы не вернуться к греху.

 

2. Немедленное искупление греха

 

Если вы нечаянно согрешили, вам нужно немедленно покаяться и попросить прощения. Нельзя откладывать покаяние. Потому что нет гарантии, что вы не попадете в руки Господа через несколько часов. Лучше, как можно скорее покаяться, чтобы не позволить греху поглотить наши души.

 

3. Ненависть к греху

 

Одна из самых важных вещей в покаянии — это ненавидеть грех, отвергать грех и воздерживаться от него.

 

4. У каждой вещи своя цена

 

Мы должны покаяться в соответствии со степенью греха. Совершение греха подобно падению в колодец, смазанному маслом. В такой колодец легко упасть, но, чтобы вернуться обратно, нужно приложить немало усилий.

 

5. Признать, что грех есть грех

 

Непризнание того, что грех является грехом — это большой грех. Например, если человек, совершивший прелюбодеяние, задается вопросом: «Почему религия запрещает прелюбодеяние? Лучше бы не было запрета», то это больший грех, чем совершение этого греха. Следовательно, у нас должно быть отвращение к греху.

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда произносил эту мольбу: «О Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя, достойного поклонения. Ты сотворил меня, и я Твой раб. И я стараюсь по мере сил сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я совершил, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю свой грех. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!»

 

(Сайидуль-Истигфар — самая совершенная молитва покаяния) (Имам Бухари).

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi