56. Этика шуток - Ихсан - основа духовного воспитания
Узынагаш
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Магриб 16:29
Узынагаш
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Узынагаш
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:32 06:52 11:44 14:47 16:29 17:49
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Джумада-авваль 1446
Григорианский
21 ноября 2024

Циклы уроков

56. Этика шуток

56. Этика шуток

55. Клевета (навет)

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
11 авг. 2023 3 839 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Беспечный смех приводит того, кто ему предается, к расстройстви хозяйства, к растрате ума и к разным неблаговидным поступкам» (Абай).

 

Однажды сподвижник Сальман сказал своему другу Абу Дарде (да будет доволен ими Аллах): «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у нафса твоего есть на тебя право, и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!» А потом Абу Дарда пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом, Пророк же (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинно сказал Сальман» (имам Бухари).

 

Ислам не обязывает молиться и слушать проповеди, не выходя из мечети с утра до ночи. Напротив, он призывает всему отдавать должное. Это то, что присуще человеческой натуре, то, что успокаивает тело и радует душу. Ислам побуждает нас правильно использовать природные качества в их пределах.

 

Сообщается, что Ханзаля аль-Усаййиди, который был одним из писцов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 

«Однажды меня встретил Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, который спросил: «Как поживаешь, о Ханзаля?»

 

В ответ ему я сказал:

 

- Ханзаля стал лицемером!

 

Он воскликнул:

 

- Субхана Аллах! Что ты говоришь?!

 

Я сказал:

 

- Когда мы бываем у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он напоминает нам о Рае и Аде, то мы словно видим все это своими глазами. Когда же мы покидаем его и начинаем заниматься мирскими делами, то многое забываем!

 

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал:

 

- Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами! После чего мы с Абу Бакром пошли к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и я сказал ему:

 

- Ханзаля стал лицемером, о Посланник Аллаха!

 

Он спросил:

 

- В чём же это выражается?

 

Я сказал:

 

- О, Посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе, и ты напоминаешь нам о Рае и Аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься мирскими делами, то многое забываем!

 

Выслушав меня, Посланник Аллаха сказал:

 

- Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы вы постоянно находились в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали Аллаха, то ангелы пожимали бы вам руки, где бы вы ни были, в постели или в пути, однако, о, Ханзаля, всему своё время. Он повторил эти слова трижды» (имам Муслим).

 

То есть люди изменчивы. Иногда они смеются, иногда плачут, иногда грустят, иногда они радуются.

 

Когда посещают проповеди благочестивых людей, люди иногда беспокоятся Ахиратом. Иногда шутят и веселятся со своими друзьями. Все это естественные качества, которыми обладает человек. Одно из таких качеств — юмор.

 

Ислам — всеобъемлющая религия и образ жизни, поэтому он охватывает и этику юмора и шуток мусульман. Юмором или шуткой называются разговоры или действия, которые вызывают в сердце радость, веселье, под действием которого человек улыбается, смеется. Глубокая, остроумная шутка может принести слушателю много пользы.

 

Однажды старая женщина посетила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и попросила его прочитать за нее мольбу, чтобы Аллах поместил ее в Рай. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Старые женщины в Рай не попадут». И старушка начала плакать. Тогда Посланник Аллаха успокоил и обрадовал ее, сказав: «Когда будете входить в Рай, вы не будете старой, а будете молодой». Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал следующие аяты из суры «Аль-Уакия»: «Мы сотворим их (райских женщин) заново и сделаем их девственницами, любящими (своих мужей) и равными (им) по возрасту» (Сура «Аль-Уакия», аяты 35-37).

 

Этика шуток

 

Шутка должна быть правдивой.

 

Однажды Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) заметил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) шутит и сказал: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о, Посланник Аллаха!», Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я шучу, но и шутя, говорю только правду». Можно шутить двусмысленно, если хотя бы одна сторона правдива.

 

Один человек подошел к Суфьяну ибн Гуяине и спросил: «Шутить это недостаток?». Ученый ответил: «Шутить, не смешивая лжи, — это Сунна».

 

Нельзя ради шутки выдумывать небылицы, странные невозможные ситуации. Ислам запрещает шутить, используя обман, ибо неправда всегда остается неправдой.

 

В хадисе говорится: «Горе и несчастье человеку, который ради смеха выдумывает такие события, которых вовсе не было. Горе ему, и еще раз горе!» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).

 

Не следует смеяться громко и часто.

 

В хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не смейтесь слишком много, ибо, воистину, чрезмерный смех убивает сердце» (имам Бухари, Тирмизи, ибн Маджа).

 

Легкомысленный человек много смеется. В конце концов, это может привести к беспечности и невежеству. Об этой халатности говорит мудрый Абай в своем четвертом слове: «Тот, кто умеет внимательно смотреть, знает, что глупый смех похож на опьянение. В самом деле, пьяный человек — легкомысленный; когда он говорит, от его слов начинают болеть головы слушателей. Беспечный смех приводит того, кто ему предается, к расстройству хозяйства, к растрате ума и к разным неблаговидным поступкам. Можно сказать, что такие люди или в этой жизни, или в загробном мире будут наказаны. Разумный человек к своим делам относится внимательно, и это приводит его к довольству».

 

В других строках он говорит: «Кто друг земному, тот иным мирам — чужой. Несовместимы две души в душе одной».

 

Даже при самой острой шутке не следует смеяться громко, хохотать. Такое поведение говорит о твоем уважении к окружающим. Ислам не одобряет громкий и чрезмерный смех.

 

Даже если вы говорите правду, не раскрывайте секрет!

 

Секрет — это «аманат». «Аманат» в переводе с арабского означает верность данному слову, сохранение какой-либо вещи в сохранности преданность, надежность и честность. Распространение секрета — злоупотребление этим доверием. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек что-то рассказывает и при этом смотрит по сторонам (показывая, что не желает, чтобы об этом кто-то слышал), то сказанное им становится аманатом (тайной, доверенной на хранение)» (имам Ахмад).

 

Другими словами, даже если он не говорит, что это является аманатом, об этом свидетельствует тот факт, что он оглядывается по сторонам. Также важно, чтобы семейные тайны и секреты между мужем и женой не передавались другим людям. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самый худший среди людей перед Аллахом в Судный день — мужчина, который приближался к жене, и женщина, которая приближалась к мужу, выполняя супружеские обязанности, а потом они разглашали свои секреты» (имам Муслим).

 

Вероубеждение — не тема для подшучивания.

 

Шариат не допускает подшучивание, высмеивание, издевательство в отношении убеждений человека. Такие шутки могут привести к ссорам и недоразумениям. Всевышний Аллах заявляет в Священном Коране: «Нет принуждения в религии» (Сура «Аль-Бакара, аят 256). То есть религия и то, во что верит человек, является священным для него. Никто не хочет, чтобы в их драгоценный мир вторглись.

 

Священный Коран говорит: «Не оскорбляйте тех (идолов), к которым они взывают помимо Аллаха, иначе они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству» (Сура «Аль-Ан’ам», аят 108).

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который был предводителем во всем, также показал нам правила этикета и место юмора. Когда он был один, он молился, пока его благословенные ноги не распухали. А в обществе он был обычным человеком. Он жил и смеялся как любой член социума. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил радость и все, что к ней ведет, и не любил печали и грусти. Он говорил: «О, Господь! Защити меня от забот и печали» (имам Бухари). Однако, когда он шутил, он говорил только правду. Вот почему мекканцы прозвали его «Мухаммад Амин» (честный в словах и поступках, который никогда не лжет).

 

57. Честь и достоинство

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi