97. Трудолюбие - Ихсан - основа духовного воспитания
Чу
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 12:21
Чу
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:01 07:20 12:21 15:35 17:18 18:37
свернуть
Календарь
Хиджра
1 Шаабан 1446
Григорианский
31 января 2025

Циклы уроков

97. Трудолюбие

97. Трудолюбие

96. Ремесло и профессия

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
22 янв. 2025 1 100 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Верующий, который одинаково ответственен как за мирскую, так и за будущую жизнь, должен искать дозволенный заработок, трудиться и зарабатывать на жизнь. К этому нас призывают аяты Корана и хадисы Пророка. В Священном Коране Всевышний Аллах‚ говорит: «О, верующие! Когда (азаном) призывают на намаз в пятницу, то устремитесь к поминанию Аллаха (к совершению пятничного намаза) и оставьте торговлю (и все прочие дела). Это лучше для вас (чем прибыль от торговли), если бы вы только знали (какое благо в намазе, то непременно отдали бы предпочтение вечному). А когда намаз закончится, то расходитесь по земле, добивайтесь (честным трудом) благ Аллаха и часто поминайте Его, чтобы обрести успех (и счастье в обоих мирах)» (Сура «Аль-Джуму’а», аяты 9, 10).

 

Если обратить внимание на эти аяты, то мы увидим, что верующий работает до пятничной молитвы, а после призыва на молитву в пятницу он спешит выполнять свой долг перед Аллахом, и как только он завершит пятничную молитву, он будет искать милостей Аллаха и снова начнет работать.

 

Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «О, Посланник Аллаха! Какая работа лучшая?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Лучший (способ) заработка — честная торговля и работа человека своими руками» (Имам Ахмад).

 

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), который воспитывался самим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), как-то сказал: «Когда я вижу кого-либо, он мне нравится. Позже, когда я узнаю о нем, что он безработный, я сразу же теряю к нему уважение».

 

Наши предки призывали своих потомков трудиться и держаться подальше от лени.

 

Для мусульманина неприемлемо сидеть сложа руки, и просить помощи окружающих. Абай критиковал это в четвертом слове: «Жить хитростью, жить слезливыми просьбами — это не значит жить, это значит существовать, как существует собака. Если хочешь жить достойно, живи уповая на Аллаха, опираясь на свою силу, трудись, и земля принесет тебе свои плоды и не оставит тебя в ничтожестве».

 

А в своем двадцать девятом слове Абай писал: «Ведь то, что человек зарабатывает себе на жизнь трудом, это не постыдное дело. Наоборот, то, что человек трудится, а не попрошайничает и не сидит сложа руки, это его возвышает». В своем творчестве поэт призывал к честному труду, избегать лени и недозволенного заработка.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал своих сподвижников от безделья, учил их преодолевать лень и учил трудиться.

 

Однажды, один человек подошел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О, Посланник Аллаха! Пожалуйста, помогите мне, мне дома нечего есть». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно оказывал поддержку. Но мужчина не переставал просить о помощи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Что у тебя есть в доме?». «У меня есть миска и циновка», — сказал он. Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему принести эти вещи. Пророк взял чашу и циновку в руки и сказал своим сподвижникам: «Кто это купит?». Один из его сподвижников сказал: «Я возьму за один дирхам». Посланник Аллаха сказал: «Есть ли кто-нибудь, кто даст больше, чем это?». Кто-то из толпы сказал: «Я дам вам два дирхама». Затем он продал эти вещи мужчине. Посланник Аллаха дал тому человеку, который обратился с просьбой о помощи ему два дирхама и сказал: «Возьми еду на один дирхам, а на второй купи топор». Когда человек принес топор, Посланник Аллаха сам сделал ему ручку. Затем он сказал: «Теперь возьми этот топор, наруби дров в горах и продай на рынке. Вернешься через пятнадцать дней». После этого состояние этого человека улучшилось, он обеспечил свою семью, затем он пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в красивой одежде. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Вот видишь, лучше же тебе быть в таком состоянии, чем ходить и просить помощи у окружающих, а в Судный день предстать пристыженным».

 

В нашей религии считается, что человек, который честно работает и путешествует, чтобы содержать свою семью, следует путем Аллаха. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призвал нас работать и сказал: «Если человек зарабатывает на пропитание своим детям, он находится на пути Аллаха. Если он добывает пропитание, чтобы поддержать своих престарелых родителей, он находится на пути Аллаха. Если он даже просто зарабатывает себе на жизнь, чтобы не заниматься попрошайничеством, он также находится на пути Аллаха. Однако, если он старается заработать, чтобы потом хвастаться своим имуществом и гордиться перед другими людьми, то это путь шайтана» (Табарани).

 

У ученого по имени Ибрахим ибн Адхам (да смилостивится над ним Аллах) был друг по имени Шакик аль-Бальхи. Он был торговцем и много путешествовал. Однажды Ибрахим ибн Адхам проводил своего друга в путешествие. Но тот скоро вернулся. Когда Ибрахим увидел, что его друг вернулся, он спросил его об этом. Шакик аль-Бальхи объяснил: «Пока я отдыхал у дороги, то увидел слепую птицу со сломанными крыльями. Пока я думал о том, как же питается эта несчастная птица, подлетела другая птица и засунула корм в клюв слепой птицы. Тогда я сказал: «О, Аллах! Раз ты накормил эту слепую птицу со сломанными крыльями, ты не оставишь с голода и Своего раба, как я», — и вернулся». Ибрахим сказал: «О, Шакик! Почему ты не хочешь быть подобно кормящей птице, а не той, что была накормлена? Разве Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не говорил: «Рука дающего лучше, чем рука просящего»? Шакик подумал и сказал: «О Ибрахим! Я был неправ, ведь ты наш учитель».

 

Однажды Иса (мир ему) спросил человека, который много молился: «Кто обеспечивает тебя пропитанием?». Мужчина ответил: «Брат». Тогда Иса сказал: «В таком случае брат поклоняется больше, чем ты».

 

Айюб ибн Тамим ас-Сахтияни (да помилует его Аллах) говорил: «Лучше мало зарабатывать трудясь, чем много выпрашивая».

 

Пусть Всевышний Аллах сделает наш заработок чистым, а нашу пищу дозволенной!

 

«О, Аллах! Прошу у Тебя полезных знаний, дозволенной пищи, принятых деяний и сердца, которое поклоняется Тебя!»

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi