Дәрістер топтамасы
«Скажите, что вы уверовали, а затем будьте стойкими в этом». (Хадис).
Слово «истикамат» означает прямота, укрепление. Этот термин в шариате означает верить в Аллаха, твердо и стойко придерживаться Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В Священном Коране говориться: «Поистине, к тем, кто сказал: «Наш Господь — Аллах», — а затем был стойким, спускаются ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь! Возрадуйтесь Раю, который был вам обещан». (Сура «Фуссылят», аят 30). То есть в этом аяте говориться, что мусульманину следует быть стойким в вере в то, что Аллах Един, и неукоснительно, с особой настойчивостью, следовать этому.
Относительно причины ниспослания вышеприведенного аята «Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот аят был ниспослан об Абу Бакре ас-Сиддике. Многобожники говорили: «Наш Господь — Аллах, а ангелы — это дочери Аллаха». Иудеи говорили: «Наш Господь — Аллах, Узаир — сын Аллаха, а Мухаммад — не пророк». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Наш Господь — Аллах, Он — Единственный иу него нет сотоварища, а Мухаммад — Его раб и Его Посланник». Значение аята: «Они признают единство Аллаха и не придают Ему ни сотоварища, ни жен, ни детей. Затем они поклоняются одному Аллаху, и выполняет свои обязанности. Они будут держаться своей религии до самой смерти».
Существуют также разные мнения о том, что это за люди «были стойкими». Например, Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это люди, дела и слова которых не расходятся». Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Люди, которые не совершают деяний лицемеров». Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Те, кто действует искренне». Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Люди, которые не пренебрегают своими обязательствами».
Абу Бакр Сиддик (да будет доволен им Аллах) спросил у некоторых сподвижников: «Что значит «истикамат»?» Они ответили: «Не совершать греховного». В ответ он сказал: «Вы все усложнили. Нет, истикамат это, уверовав в Аллаха, больше не совершать деяний, приводящих к ширку (многобожию)».
Некоторые ученые говорят, что существует три типа истикамата:
1. Быть искренним языком;
2. Быть искренним сердцем, то есть быть стойким в словах свидетельства;
3. Быть искренним делами. То есть стойкость в поклонении.
Суфьян ибн Абдулла ас-Сакафи (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, Посланник Аллаха! Расскажи мне пару слов об Исламе. Я не буду никого спрашивать об этом после вас». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Скажи, что ты уверовал, а затем будь стойким в этом». (имам Ахмад).
Суфьян ибн Абдулла ас-Сакафи (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, Посланник Аллаха! Чего ты опасаешься касательно меня? Посланник Аллаха, показав на свой язык, сказал: «Вот этого» (имам Тирмизи).
Некоторые сказали: «Истикамат (идти по прямому пути) может быть внешним и внутренним. Внешнее — это послушание тому, что повелел Аллах, отвернуться от запретного, а внутреннее — уверовать и утвердиться в этом».
Со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выражают свою покорность языку, говоря: «Побойся Аллаха! Ибо мы (зависим) только от тебя, и если будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся, и мы».
Абу Лайс Самарканди сказал: «Истикамат выражен в десяти вещах». Они:
Первое — защитить язык от сплетен. Это потому, что Коран заявляет, что это харам (Сура «Аль-Худжурат», аят 12).
Второе — избегать плохих мыслей о других людях. Потому, что Коран приказывает нам воздерживаться от большинства мыслей, и утверждается, что некоторые из них являются греховными. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли — это самые лживые слова!» (имамы Бухари и Муслим).
Третье — избегайте высмеиваний, насмешек и издевательств. В Коране говорится, что одной группе общества заповедано не высмеивать другую, и что высмеиваемая группа может быть намного лучше, чем группа, высмеивающая. (Сура «Аль-Худжурат», аят 11).
Четвертое — не смотрите на женщину, не являющуюся махрамом (недозволенной согласно шариату). Всевышний Аллах говорит: «Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали взгляд (при виде того, на что им нельзя смотреть) и оберегали свои половые органы (от запретного). Это чище для них. Поистине, Аллах знает обо всем, что они (Его рабы) делают (и за все будет отчет)» (Сура
«Ан-Нур», аят 30).
Пятое — доносить истину, говорить только правду. Всемогущий Аллах: «Будьте справедливы в словах...» (Сура «Аль-Ан’ам», аят 152).
Шестое — раздача милостыни на пути Аллаха. Потому что Всевышний Аллах: «Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли!» (Сура «Аль-Бакара», аят 267).
Седьмое — не совершать исраф (расточительство). Коран повелевает не совершать расточительные действия (Сура «Аль-Исра›», аят 26).
Восьмое — не быть высокомерным и кичливым. В Священном Коране: «Ту вечную обитель Мы приготовили для тех, кто не стремится к величию на земле и к (причинению) вреда. (Хороший) итог — богобоязненным» (Сура «Аль-Касас, аят 83).
Девятое — своевременное выполнение пяти ежедневных молитв. Всемогущий Аллах: «Будьте внимательны к намазам и (особенно) к среднему намазу. И стойте перед Аллахом покорно» (Сура «Аль-Бакара, аят 238).
Десятое — быть стойким в следовании Сунне и джамаату. Это потому, что Всевышний Аллах сказал: «Это мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями (ложным религиям, или как те, кто, стараясь казаться следующим правильным путем, на самом деле сбился с пути ахлю-сунна валь-джамаа), поскольку они удаляют вас с Его (Всевышнего Аллаха) пути. Он (Аллах) заповедал вам это (прямой путь), чтобы вы были богобоязненны (страшились отклониться от истины и впасть в заблуждение)» (Сура «Аль-Ан’ам», аят 153).
Приведем пример некоторых личностей, стойких в своей вере:
Имам Бухари (да помилует его Аллах) сказал: «Я надеюсь, что когда встречусь с Аллахом (то есть в Судный день), Он не спросит меня: «Ты совершал в отношении кого-либо гыйбат (хула, поклеп)?»
Ибрагим аль-Харби (да помилует его Аллах) сказал о Бишре аль-Хафи (да помилует его Аллах): «Не было ни одного выходца из Багдада, умнее и стойкого в словах, чем Бишр. Он никогда не совершал гыйбат».
Имам Шафии (да помилует его Аллах) сказал: «Я никогда не клялся именем Аллаха во лжи».
Абу Дауд Сиджистани (да помилует его Аллах): «Ахмад ибн Ханбал не увлекался мирские делами, подобно другим людям. Но когда дело доходило до знаний, он говорил непрестанно».
О, Аллах, Владыка сердец! Дай нам смиренное сердце поклоняться Тебе и сделай нас обладателями правды и стойкости!