Дәрістер топтамасы
Одна из добродетелей мусульманина — это мудрость. В нашей религии мудрость — это способность все расставить по своим местам. Согласно этому определению, человек, который знает, как с кем говорить, как правильно донести мысль, где, когда и что говорить, называется «мудрым человеком». Асфахани определил мудрость как «принятие правильных решений с помощью знаний и разума». Когда человеку дается мудрость, это великое благо. В Священном Коране сообщается:
«Аллах дает мудрость, кому пожелает. Кому дана мудрость, тому дано много благ. Но размышляют только обладатели разума». (Сура «Аль-Бакара, аят 269). В следующем аяте 12 суры Лукман: «Мы даровали Лукману мудрость».
Из значения этих аятов мы понимаем, что мудрость — это благо, данное только по воле Аллаха. В следующем аяте Корана говорится, что это качество также может быть достигнуто путем обучения:
«И Мы также отправили к вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Книге и мудрости. Он обучает вас тому, чего вы не знали». (Сура «Аль-Бакара, аят 151).
Основываясь на этих аятах, наши ученые сказали, что одним людям мудрость дана от природы, а другим — благодаря их знаниям и поискам. В аятах Корана слово «мудрость» используется в некоторых аятах вместе со словом «Сунна». Например:
«Он отправил к неграмотным Посланника из них же. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя раньше они пребывали в явном заблуждении». (Сура «Аль-Джумуа», аят 2). Сунна — это слова, дела и молчаливое одобрение Пророка (мир ему и благословение Аллаха). А ведь и слова, и дела, и одобрение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) — это мудрость.
Одно из прекрасных имен Аллаха — «Аль-Хаким», что означает «Мудрый». Это имя часто встречается в Священном Коране в сочетании со следующими именами:
«Аль-Алиму - Аль-Хаким» — Всезнающий, Премудрый;
«Аль-Хакиму - Аль-Хабир» — Обладатель Мудрости, Всезнающий;
«Аль-Азизу - Аль-Хаким» — Великий, обладатель Мудрости.
Проповеднику особенно нужна мудрость. В Священном Коране сказано:
«Призывай на путь твоего Господа мудростью и хорошим наставлением». (Сура «Ан-Нахль, аят 125).
Не каждый способен правильно использовать знания. По этой причине в Священном Коране Аллах повелевает нам призывать людей на истинный путь не знаниями, а с мудростью.
Однажды Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) давал урок своим ученикам. В этот момент в комнату ворвался человек и спросил: «Простит ли Аллах убийцу?». Ибн Аббас посмотрел на его лицо и ответил: «Если он искренне раскаивается, то простит». Вскоре после его ухода подошел другой человек и задал тот же вопрос: «Простит ли Аллах убийцу?». Ибн Аббас посмотрел на его лицо и ответил: «Нет, не простит». Ученики не поняли значения этого и спросили: «Учитель, как это так? Пришли два человека, у обоих был один и тот же вопрос, но вы дали им два разных ответа. Что это обозначает? ». Ибн Аббас сказал: «Когда первый спросил: «Простит ли Аллах убийцу?», я сразу посмотрел на его лицо и увидел сожаление. Показалось, что он тот, кто уже убил кого-то и сильно сожалеет. Поэтому я сказал ему: «Если он искренне покается, Аллах простит его». Когда второй задал тот же вопрос, я посмотрел на его лицо, и увидел ненависть и злобу. Он был похож на человека, готовящегося кого-то убить. Вот почему я сказал ему, что Аллах не простит убийцу».
Хасан и Хусейн, два внука Пророка (мир ему и благословение Аллаха), заметили, что какой-то старик неправильно совершал омовение. Они подошли к старику и сказали: «Дедушка, мы сейчас совершим с братом омовение, а вы скажите, кто из нас совершит его правильно». Оба они совершили омовение. Старик заметил, что оба ребенка совершили омовение правильно, и сказал: «Дети мои, вы оба совершили омовение правильно. Оказывается, это я совершаю не так», — сказал он, осознав свою ошибку. Мудрый человек иногда своим поступкам объясняет то, что невозможно выразить словами.
Однажды к Лукману пришел человек и спросил его, как он стал таким мудрым.
Наши ученые привели следующие причины для обретения мудрости:
1. Искренность
В молодости Имам аль-Газали услышал, как его учитель сказал: «Кто будет молиться пять раз в день в мечети в течение сорока дней, в его словах появится мудрость». Он молился в мечети пять раз в день в течение сорока дней. Однако он не заметил никаких изменений в своих словах. Тогда он пошел к своему учителю и сказал: «Вы сказали, что кто будет пять раз в день молиться в мечети в течение сорока дней, в его словах появится мудрость». Я пять раз молился в мечети в течение сорока дней, но не заметил никаких изменений у себя». Тогда его учитель сказал: «Ты молился сорок дней, чтобы быть мудрым, на самом деле тебе нужно было молиться искренне, и только ради довольства Единого Аллаха».
2. Чтение и размышление над аятами Корана
Коран — это путеводитель человечества, проводник к счастью двух миров и источник мудрости.
«Это — аяты мудрой Книги» (Сура «Аль-Лукман», аят 2). Коран называется Мудростью. Во втором аяте суры «Ясин» также говорится:
«Клянусь мудрым Кораном!». Человек, который читает книгу, полную мудрости, размышляет над ее писаниями и действует в соответствие с этим, обязательно обретет мудрость.
3. Чтение рассказов пророков и следование их примеру
В Священном Коране сказано:
«Поистине, Аллах уже облагодетельствовал верующих тем, что отправил к ним Пророка из их среды, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя до этого они пребывали в очевидном заблуждении». (Сура «Али Имран», аят 164). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был послан, чтобы научить человечество мудрости, а также передать Коран. Все его слова, дела и жизнь были мудростью. Мы также следуем примеру и других пророков, указанных в Коране.
4. Знакомство с причинами обретения мудрости людьми, известными своей мудростью
Один из людей, которых Коран восхваляет за свою мудрость — Лукман Хаким. Согласно одному источнику, к Лукману пришел человек и спросил: «Разве ты не Лукман, раб племени Бани Ан-Нухас?». «Да», — ответил Лукман. Мужчина сказал: «Разве ты не тот самый черный пастух?» — продолжает удивленно спрашивать он. Лукман: «Моя чернота — это моя внешность, что во мне так вас поражает?» — задал Лукман обратный вопрос. Он сказал: «Я удивлен, что люди так жаждут с вами встретиться, что собираются у вашей двери, восхищаются и ценят то, что вы сказали». «Да, брат, если ты сделаешь то, что я скажу тебе, и ты достигнешь такого же почета», — сказал Лукман. Мужчина спросил: «Что это за деяния?» — спросил он. Тогда Лукман сказал: «Я запретил своим глазам смотреть на запрещенное, я удерживал свой язык от греховных слов, я не ел запретную пищу, я хранил свои половые органы от греховных поступков, я выстаивал ночные молитвы, я сдерживал свое обещание, я чтил своего гостя. Я заботился о своем соседе и не занимался тем, что меня не касается. Эти вещи привели меня к тому статусу, который вы видите».
5. Прислушиваться советам мудрых
Правильное наставление ведет к добру и запрещает зло. Одна из таких мудрых проповедей — это наставление Лукмана Хакима своему сыну. Священный Коран говорит об этом: «Мы даровали Лукману мудрость (и приказали ему): «Благодари Аллаха!» Благодарный приносит пользу самому себе. А неблагодарный (пусть знает), что, поистине, Аллах — Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, Восхваляемый. И сказал Лукман своему сыну, наставляя его: «Сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей! Поистине, язычество — великая несправедливость». Мы приказали человеку быть добрым со своими родителями. Его мать носила его (в утробе), испытывая слабость за слабостью, и она отняла его от груди через два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне — возвращение. А если они (родители) будут принуждать тебя поклоняться помимо Меня кому-либо, о ком ты не знаешь (кто не достоин поклонения), то не подчиняйся им. Относись к ним всю эту жизнь по-доброму. Иди путем тех, кто обратился ко Мне. Затем вы все вернетесь ко Мне, и Я расскажу вам обо всем, что вы делали: Сын мой! Если что-либо (размером) с горчичное зерно будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, — Аллах принесет это. Поистине, Аллах знает итог всего, знает обо всем. Сын мой! Полноценно совершай намаз, призывай к благому, запрещай порицаемое и терпеливо переноси все, что постигает тебя. Поистине, все это упомянутое выше — из важнейших дел. Не отворачивайся от людей с высокомерием и не ходи по земле надменно. Поистине, Аллах не любит самодовольных хвастунов. Ходи размеренно и понижай голос, ведь самый неприятный голос — рев осла». (Сура «Аль-Лукман», аяты 12-19).
Вы также можете поучиться из слов назиданий наших предков в качестве наставления. Так как в хадисе, переданном от Убайя ибн Кааба (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в некоторых стихах заключена мудрость».
Мы можем почерпнуть мудрость из стихов наших предков, таких как Жусип Баласагуни, Казыбек, Айтеке, Толе би, Абай.
6. Меньше говори и больше думай
«Будешь много размышлять, станешь мудрым. Будешь много играть, станешь ребенком». Это означает, что человек должен уметь обдумывать все, перед тем как что-либо сказать. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), который был примером мудрости, говорил:
«Кто верит в Аллаха и в Последний день, пусть говорит благое или молчит». (Имам Бухари). Действительно, слово, которое проходит через сито размышлений, имеет особую ценность.
7. Делать дуа и просить о мудрости у Аллаха
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Ибн Аббасу (р.а.):
«О, Аллах! Научи его мудрости» (Имам Бухари). После этой молитвы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Аллах одарил мудростью Ибн Аббаса. Впоследствии он стал великим ученым, который хорошо понимал смысл Корана.
Пусть Всевышний Аллах дарует нам прекрасный нрав и мудрость во всем, что мы делаем!