Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Болезнь сердца — это грехи, и ее лекарство — «истигфар».
Подавляющее большинство проблем в обществе связано с сердцем и его духовными заболеваниями. Потому что каждое человеческое тело создано для выполнения определенной функции. Когда организм здоров, он хорошо выполняет эту функцию. Больной организм всегда испытывает затруднения или не может выполнять возложенные на него обязанности. Например, если болит рука, ей трудно что-либо удерживать, если болит глаз, ослабляется зрение или полностью слепнет. Таким же образом, если сердце выполняет свою, природную функцию, то есть она связана с обучением, мудростью, знанием, любовью к Аллаху, поклонением и так далее, то результат будет хорошим. И если человеческое сердце предано мирской красоте, карьере, честолюбию, гордости, тогда проблемы неизбежны. В Судный день каждый человек понесет ответственность за свои действия и намерения. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Разве тот, чье сердце Аллах раскрыл для Ислама, кто озарен светом от своего Господа (равен неверующему)? Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они — в явном заблуждении». (Сура «Аз-Зумар», аят 22).
В другом аяте сказано: «Разве не наступило время для того, чтобы сердца верующих смягчились при упоминании Аллаха и ниспосланной истины? Пусть не станут они подобны тем, кому ранее было дано Писание, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени. Многие из них являются грешниками». (Сура «Аль-Хадид», аят 16).
Ибн Касир (да смилостивится над ним Аллах) так объясняет этот аят: «Аллах призывает мусульман не уподобляться тем, кому была дана Книга до них. Поскольку их потребности увеличивались, они изменили Книгу Аллаха, продали ее по низкой цене, отвернулись от нее, следовали другим идеям и словам, следовали за людьми из своих общин, полагая, что следуют религии Аллаха. Забыли Аллаха и положились на своих лидеров. Таким образом, их сердца заболели, и они отказались принимать истину. В результате их сердца так и не смягчились ни благой вестью от Аллаха, ни угрозой наказания за свои скверные дела».
Пороки сердца скрыты, иногда человек их не ощущает. Хотя он это чувствует, он не знает, как это вылечить. Потому что для того, чтобы вылечить это, нужно уметь противостоять низменным страстям своего нафса. Еще ему нужно найти квалифицированного целителя, который вылечит сердце.
Как лечить и устранить болезни сердца? Предположим, что сердце нужно лечить от жадности. Это лечится тем, что человек приучает себя тратить свое имущество во благо. Но и здесь нам нужно быть осторожными. В противном случае он потратит слишком много и потратит впустую. Исраф — это ведь тоже болезнь. Это означает, что если вы не знаете меры, вы можете перейти от одной болезни к другой.
Нам нужна сдержанность и терпение, чтобы достичь своей цели. Тогда сердце исцелится от жадности и расточительства. Нелегко выстроить поведение между двумя отрицательными сторонами. Оно тоньше волоска.
Есть много причин очерствения сердца. Основные из них:
1. Многочисленность грехов, регулярное их совершение;
2. Не выполнение обязательства, предписанных нам Аллах;
3. Совершение запретного без угрызения совести.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «За то, что они нарушили обещание, Мы прокляли их (лишили Нашей милости) и сделали их сердца черствыми (жестокими и невосприимчивыми к наставлениям и аятам)». (Сура «Аль-Маида», аят 13).
На самом деле, когда сердце чернеет, легко грешить, но трудно молиться. Человек, совершивший грех, столкнется с большими трудностями в этом мире и в будущей жизни.
Со временем сердца тех, кто продолжает грешить, будут запечатаны. Такой человек не сможет совершать богоугодные дела.
Болезнь — это грехи, исцеление от нее — «истигфар» (испрашивание прощения). Все человеческие страдания вызваны грехом. Когда человек делает «истигфар», то есть, когда он сожалеет о содеянном и сильно кается, его грехи стираются.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывал внимательно относиться к сердцу, которое влияет на все тело. Если сердце болит, значит, тяжело болеет душа. Итак, если эта часть в теле человека здорова, то человек будет способен на благие дела. Если же эта часть тела заболеет, то это отразится на поступках человека. Так как все действия и поступки человека зависят от его сердца.
По сути, функция сердца — получать знания, делать добро окружающим, призывать к добру и поклоняться Аллаху.
Потому что Всевышний Аллах говорит в Коране: «Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне». (Сура «Аз-Зарийат», аят 56).
В своих словах о господстве сердца над человеком Абай писал:
«... Заговорило сердце: «Я царь человеческого существа. Я гоню кровь по жилам, без меня нет жизни. Все доброе — скромность, справедливость, милосердие, отзывчивость, — все исходит от меня». Здесь мы можем ясно понять, что сердце — царь человеческого тела и источник его морального облика, великая обитель.
Если сердце духовно больное, оно пренебрегает, не выполняет или вообще не подчиняется этим обязанностям. Такой человек лжец и невежда. Он клевещет на других, злоупотребляет доверием, не держит свое слово, жесток. Поэтому такого человека в Исламе называют человеком с «больным сердцем».
Мусульманские ученые единодушно согласились с тем, что болезнь сердца — это злокачественная болезнь. Да оградит Аллах от такой болезни. Потому что болезни сердца настолько скрыты, что человек даже не осознает, что у него существуют проблемы. Такой человек чувствует, что живет по своей воле. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не смейтесь слишком много, ибо, воистину, чрезмерный смех убивает сердце». (имам Бухари).
Поэтому беспричинный смех верующего и его трата времени омрачают и ожесточают его сердце. В результате развиваются духовные пороки, и у людей возникает ненависть, зависть, мнительность, и другие болезни, которые запрещены шариатом.
Хасан аль-Басри (да смилостивится над ним Аллах) сказал, что болезнь сердца вызывается шестью причинами:
1. Продолжать грешить в надежде на покаяние;
2. Продолжать (духовное) обучение и совершать поступки, которые не соответствуют получаемому знанию;
3. Небрежное отношение к тому, что вы делаете;
4. Принимаять пропитание, не поблагодарив Аллаха;
5. Проявлять недовольство предопределением Аллаха;
6. Видя смерть, не извлекать из этого урок.
Однажды целители приехали в глухую деревню, чтобы осмотреть местное население. Целители осматривали больных и лечили их. Но ни один из множества пациентов не жаловался на болёзни сердца. Целители, никогда раньше не сталкивавшиеся с подобной ситуацией, задавались вопросом о причине такого явления. Сначала они думали, что дело в воздухе и воде. Но оказалось, что это не так. В конце концов, когда целители спросили жителей деревни об этом секрете, старейшины сказали им: «Мы не сплетничаем, не клевещем, не завидуем, не мстим и ненавидим такой порок как враждебность. Мы ни к кому не относимся враждебно. Напротив, мы почитаем и уважаем друг друга. Наверное, это и есть причина всего».
Знаменитый средневековый ученый Абу Хамид аль-Газали (да смилостивится над ним Аллах), который знал, что у него есть такая болезнь, сказал, что лекарство от этой болезни не найти и что ему пришлось пережить много невзгод. Потому что лекарство от болезней сердца — это борьба с нафсом. Поэтому что нам следует днем и ночью бороться со своими страстями и ненасытными желаниями. Некоторые благочестивые люди приравнивают такое исцеление со смертью. Человеку очень сложно отказаться от того, что его нафс желает (например, азартные игры, воровство, ненормативная лексика, жестокое обращение, насилие и т. д.).
Лекарство от болезней сердца — это многочисленный зикр, вовремя поклоняться Аллаху, воздерживаться от грехов, делать добрые дела, выполнять поручения родителей, получать их благословение, быть в хороших отношениях с братьями и сестрами в семье, быть полезным обществу, помогать нуждающимся, хорошо относиться к сиротам, вспоминать Судный день, не забывая о смерти.
Да окажет нам Аллах Свою милость делать все наши добрые дела искренне, хранить наши сердца свободными от различных пороков и удостоиться Его довольства в этом и в будущем мире!