Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Мусульманин всегда должен отдавать себе отчет в вопросах: «Что он сказал? Что он ел? Что он пил?» Он всегда отчитывает себя». (Хасан аль-Басри).
Человек должен нести ответственность перед собой. Он мысленно возвращается в прошлое, в первый день полового созревания. Он изучает все свои совершенные из года в год, из месяца в месяц, изо дня в день, от одного часа к другому, поступки и, делая анализ всего, извлекает из этого урок. Он обращает внимание на все невыполненные молитвы и совершенные грехи. Он вспоминает все.
Погрузился, в мысли, размышлял, раздумывал,
Взяв в свои руки свои недостатки
Смотрю на себя со стороны, на свой характер, свой нрав,
Проверить себя я решил.
Сам себе я не нравлюсь, отвратителен себе.
Где мне поместить себя?
Характер, который я сам выбрал, сам сделал
Как мне теперь его укротить?
Если сосчитать свои недостатки,
Не меньше чем камней в горах.
Замечаю я свое сердце,
До иголочки оно нечисто
Это даже не грязь, которую можно вычистить.
Его не прочистишь, как грязь в логове.
Во всем я сам виноват, Господь мой тут не причем.
(Подстрочный перевод К. Досжан).
Мусульманин сначала должен давать отчет о своих поклонениях. Например, если говорить о намазе, сколько намазов было пропущено или сколько намазов было совершено с ошибками и недостатками? В первую очередь определяется это. Затем, он восстанавливает упущенные намазы. И таким образом поступает с другими видами поклонения: пост, закят и хадж.
Вспоминает все совершенные грехи и ошибки, начиная с совершеннолетия (по шариату). Если эти грехи касались прав Аллаха, то ему следует сделать таубу, раскаяться и просить прощения. Так же следует совершить какое-либо благое дело, которое послужит искуплением за совершенные грехи.
Дела, ведущие к прощению грехов, — это благие дела, которые совершаются сердцем, языком и телом. Например, поклонение души — это когда человек, искренне совершая благое дело, не превозносится этим и не требует за это ни вознаграждения, ни похвалы от людей. Он искренен в совершаемых благих делах. Благое, совершаемое языком — это признание грехов и просьба о прощении, истигфар. И добрые дела, которые вы делаете частями своего тела — это пост, закят, садака и тому подобное.
В Священном Коране Аллах говорит Своим рабам: «Поистине, добрые дела удаляют (стирают) плохие». (Сура «Худ», аят 114).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми». (имам Тирмизи).
Таким же образом замените те встречи, в которых совершается гыйба (хула), на такие встречи, куда приходят праведники. Если кто-либо читал Коран без омовения, то он должен возместить это многократным чтением Корана. Человек, который пил алкоголь в прошлом, отныне должен жертвовать и раздавать дозволенные напитки. Вот таким образом мусульманин должен делать благие дела до конца своей жизни.
Шакарим Кудайбердыулы говорил:
Недостатками других ты не увлекайся,
И что к этому ведет, не занимайся.
Заботься ты лучше о себе самом,
О духе, о теле, о сердце своем.
Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Верующий — наставник своего нафса. Он постоянно отчитывается перед собой за совершенные поступки, ищет довольства Аллаха. Действительно, расчет Судного Дня будет легким для тех, кто спрашивает себя в этом мире. А для тех, кто не принимает во внимание свои дела, расчет Судного Дня будет тяжким».
Всемогущий Аллах заявляет в Коране, что нам нужно вести счет тому, что мы приготовили для Судного дня: «О, верующие, бойтесь Аллаха! И пусть человек посмотрит, что приготовил (какие хорошие поступки) на завтра (к Судному дню). Бойтесь Аллаха, ведь Аллах знает обо всем, что вы делаете». (Сура «Аль-Хашр», аят 18).
Судный день может быть очень близок. Следовательно, каждый человек должен посмотреть на то, что он приготовил к Судному дню, и подвести итоги. Ведь в Судный день богатство, положение, родители, братья, друзья не смогут помочь. Помогут лишь вера и добрые дела. Но эти деяния совершаются с целью спасти себя от Ада, или это грех, который его погубит? В этом аяте Аллах советует разобраться в своих поступках и быть готовым к отчету.
Абай, который считал тех, кто дает себе отчет во всех своих делах «разумными», говорит: «Если ты сам хочешь быть в ряду разумных, то раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму. Не совершил ли ты того, в чем следует раскаиваться? Думай о том, как ты провел свою жизнь и заметил ли ты, запомнил ли ты, как провел ее».