Дәрістер топтамасы
«Чтобы совершить любое дело, приносящее вознаграждение нужен иджтихад (усердие)».
Знание Аллаха, искреннее поклонение Ему и стремление к добрым делам — вот черты настоящего мусульманина. Принятие наших намазов и дуа зависит от нашей искренней веры в Аллаха, нашей готовности делать добрые дела и нашего усердия (иджтихад). Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне». (Сура «Аз-Зарийат», аят 56). Этот аят дает нам понять, что люди были созданы не напрасно.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергенутым в огонь» (имамы Бухари и Муслим).
Аллах — Господь миров. Он Создатель всего сущего. Аллах, давший жизнь всему творению, Милостивый и Милосердный. Всемогущий Аллах безмерно милосерден ко всем созданиям. Наш Господь не нуждается в наших поклонениях, напротив, мы нуждаемся своими намазами в Его милости. Тот факт, что у человека есть цель в жизни, означает, что у него есть особые обязанности. Для поклонения требуется особое рвение и усердие на пути истины. То есть «иджтихад» занимает особое место в безупречном исполнении постановлений религии. Также он требуется и для любого другого полезного дела. Когда мусульманин забывает свой долг перед Аллахом, Создателем, и ответственность в обществе, в котором он живет, он по своему положению оказывается ниже положения животного.
Коран гласит: «Много джиннов и людей Мы создали для Ада. У них сердца, которые не понимают, глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. (С точки зрения недостаточности мышления, нежелания смотреть на вещи с целью извлечения урока и нежелания слушать, размышляя) они подобны животным — но даже более заблудившиеся (поскольку они оставили то, что могло бы принести им вечную пользу, и обратились к тому, что стало для них причиной вечных наказаний). Они — беспечные (не знающие собственной выгоды)» (Сура «Аль-А’раф», 179).
Мы уже говорили, что человек всегда должен быть прилежным в своем деле. «Иджтихад» человека при выполнений возложенной на него обязанности и в тех деяниях, которые он выполняет, непременно принесет положительные результаты. Во время халифата Хазрата «Умара (да будет доволен им Аллах) он запретил продавцам добавлять воду в молоко и объявил об этом приказе людям. Однажды он прогуливался ночью по Медине, чтобы проследить за порядком в городе и, устав, прислонился к стене дома, чтобы отдохнуть. Вдруг он слышит разговор между матерью и ее дочерью внутри дома:
Мать сказала: Давай, доченька, вставай и долей воды в молоко.
Дочь ответила: Разве вы не знаете, что халиф запретил продажу воды с молоком?
Мать: Да, я знаю.
Дочь: Если это так, то как я могу ослушаться халифа?
Мать: Ничего страшного, просто долей воды, ведь он тебя не видит.
Дочь: Даже если Умар не видит, Аллах же видит?!
Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) услышал это и направился домой. Он посватался к этой бедной девушке, у которой было хорошее воспитание и высокие нравы, и женил своего сына Асыма на ней. Это пример «иджтихада» в выполнении приказа, настойчивости и ответственности.
«Иджтихад» человека дает толчок его поступкам и вознаграждает его дела. Человек, который действительно познал Аллаха и повинуется Ему, будет настойчив во всех добрых делах.
Что касается «иджтихада», существуют следующие благие поступки, которые следует усвоить мусульманину. Это:
1. Находиться рядом с братом мусульманином.
Мусульманин — брат мусульманина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто ходит для оказания помощи и выполнения нужды брата-мусульманина, за каждый пройденный шаг запишется семьдесят благодеяний и простится семьдесят плохих дел. И если он сможет помочь, то очистится от всех грехов и станет таким же безерешным, как в тот день, когда его родила мать. А если он умрет во время этого, то войдет в Рай без расчета». А в другом хадисе: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг друга и будьте братьями, о, рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому никто из мусульман не должен ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!» После этих слов Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) трижды указал (рукой) себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!».
2. Быть милосердным.
Одним из достоинств Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было милосердие. Всевышний Аллах ‚говорит в Коране: «К вам, поистине, пришел Посланник из вас же самих (человек — не ангел и не джинн). Ему тяжело оттого, что вы страдаете. Он старается для вас (искренне желает, чтобы вы уверовали). Он добр и милосерден к верующим (и желает для вас только блага)». (Сура «Ат-Тауба», 128). А в другом аяе сказано: «По милости Е ты т мягок с ними (сподвижниками). А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, они бы обязательно покинули тебя». (Сура «Али-Имран», 159). Благой нрав и милосердие. Вот что подобно солнцу освещает окружающую среду и дарит тепло сердцу. Когда люди милосердны друг к другу, мир наполняется добром и благом.
3. Обходительно относиться к окружающим, быть скромным.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Бережливого Аллах делает богатым, а расточителя бедным. Скромного Он возвышает, а высокомерного принижает». В другом хадисе: «Не из нас тот, кто не проявляет милосер- дия к младшим, а также тот, кто не почитает и не уважает старших». Казахи говорят: «Уважение к старшим, почтение к младшим» — это качество рьяной души.
4. Придерживаться пути прощения.
Прощение — это вершина нравственности, проявление имана. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Прояви (Мухаммад) снисходительность (к людям), призывай к хорошему и отвернись от невежд (не отвечая на их непристойные действия тем же)». (Сура «Аль-А’раф», аят 199).
Шакарим Кудайбердыулы воспевал: «Дай прощение тому, кем был обижен, Тогда Аллахом будешь и ты прощен. Станешь кичиться, будешь ты унижен, Да не будь ты скверными делами поражен! Судьба оковы лишь тем снимает, Милосердие во всем, кто проявляет. А те же, кто этим не богат и скуп, Черствость на итог ведь его повлияет». Наш народ заповедал: «Прощение — это широта души, а неспособность прощать — это недостаток». Следовательно, прощение — это человеческое качество, придающее красоту его душе.
5. Быть примерам в благих деяниях.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Обрадуй же (Мухаммад) добродетельных (верующих)» (Сура «Аль-Хадж, аят 37). Следующий аят гласит: «Кто покорится Аллаху, совершая добро, тому награда — у его Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Аль-Бакара», аят 112). В хадисе говорится: «Бойтесь Аллаха, в какой бы ситуации вы ни оказались. Если вы допустили ошибку, немедленно избавьтесь от нее путем совершения благого дела. Будьте добры и отзывчивы в отношении с людьми» (имам Тирмизи).
Хасан аль-Басри (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Совершайте благие дела взамен прошлых скверных дел». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Благие дела увеличивают сияние лица человека, освещают его сердце, придают силу, увеличивают жизнеспособность и продуждают к нему любовь всех творений. А скверные поступки затемняют лицо, убивают сердце, ослабляют тело, уменьшают удел (ризк) и вызывают ненависть существ к этому человеку».
Если мусульманин обладает этими пятью человеческими качествами, он сможет совершать джихад во всех добрых делах и совершать добрые дела самым совершенным образом. Один из великих последователей Ислама Бакр Сидки Уисали сказал своим ученикам: «Не привязывайтесь к деньгам и имуществу этого мира. Однажды все исчезнет, и вы все это потеряете. Только Всевышний Аллах вечен, и останутся только дела, которые Ему любимы». Нам следует знать ценности «иджтихада», чтобы подавать пример в том, что угодно Аллаху, и быть образцом в нравственных поступках. Потому что «иджтихад» формирует благой нрав, приумножает благие дела.