78. Призыв к одобряемому и запрет порицаемого - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:50
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:23 06:42 11:40 14:49 16:31 17:50
свернуть
Календарь
Хиджра
13 Джумада-авваль 1446
Григорианский
15 ноября 2024

Циклы уроков

78. Призыв к одобряемому и запрет порицаемого

78. Призыв к одобряемому и запрет порицаемого

77. Поддержание единства

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
26 апр. 2024 2 949 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Поистине, благое — это сокровище, а у этого сокровища есть ключи. Блаженство тому рабу (Аллаха), которого Великий и Всемогущий Аллах сделал ключом к этому благому и замком для зла. И горе тому рабу, которого Аллах сделал ключом ко злу и замком для благого» (Хадис).

 

Делать добро другим — это настоящее человеческое качество. В нашем народе есть поговорка: «На добро отвечать добром — дело каждого, а на зло добром — дело отважного». Одна из сорока заповедей нашей религии — призывать человечество к одобряемому и запрещать порицаемое.

 

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Вы — лучшая из общин, возникшая среди людей. Вы призываете к благому, запрещаете порицаемое и верите в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большая их часть — грешники» (Сура «Али Имран», аят 110).

 

Аллах говорит нам, что те, кто призывает к благому и запрещают порицаемое, будут хорошей уммой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, благое — это сокровище, а у этого сокровища есть ключи. Блаженство тому рабу (Аллаха), которого Великий и Всемогущий Аллах сделал ключом к этому благому и замком для зла. И горе тому рабу, которого Аллах сделал ключом ко злу и замком для благого» (Ибн Маджа).

 

Отличительной чертой счастливого человека является то, что его всегда сопровождает благое, а скверное от него отдаляется. В качестве доказательства этого можно привести следующий хадис. Пока Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал хутбу, в мечеть вошел человек и спросил: «Кто лучший из людей?». Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Им является тот, кто более других призывает к благому и удерживает от порицаемого. Кто более других благочестив и набожен. И кто более других старается достичь довольства Аллаха».

 

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Пусть же среди вас будет группа людей, призывающая к благому, повелевающая хорошее и запрещающая порицаемое. Они — достигшие успеха» (Сура «Али Имран», аят 104).

 

Этот аят возлагает важную обязанность на умму Пророка. То есть, Он повелевает мусульманам призывать друг друга к благому и запрещать порицаемое. Тот факт, что умма Пророка (мир ему и благословение Аллаха) намного опережала другие уммы, объясняется тем, что она умела призывать людей к добру и запрещать порицаемое.

 

Абу Саид аль-Худри передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

 

- Ни в коем случае не сидите на дорогах (на краю (обочине) дороги).

 

Сподвижники ответили:

 

- О, Посланник Аллаха! У нас нет другого места кроме этого, чтобы собираться. Это место, где к нам приходят люди, и мы беседуем. На это Пророк (мир ему) сказал:

 

- Если даже вы и собираетесь на дороге, то соблюдайте ее права. А затем Пророк (мир ему) пояснил:

 

- Это значит притупляйте свой взор, оберегая взгляд от запретного. Не преграждайте дорогу, не причиняйте беспокойства и хлопоты, отвечайте на приветствие, призывайте к одобряемому и запрещайте порицаемое. (Бухари и Муслим).

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто призывает к благому и запрещает порицаемое, является халифом книги Аллаха и Его Посланника на земле».

 

Каждый праведник, который ищет довольства Аллаха и подчиняется Его заповедям, должен знать, что его главная обязанность — призывать к одобряемому и запрещать порицаемое. Сподвижники также выполнили эту задачу.

 

Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) спросил человека из Шама о своем друге, который когда-то ушел на землю Шама:

 

- Чем занимается мой друг?

 

- Он стал другом шайтана. Стал совершать большие грехи. И даже стал выпивать опьяняющие напитки. ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал ему:

 

- Дай мне знать, когда ты соберешься ехать назад.

 

Когда этот человек собрался назад, Умар (да будет доволен им Аллах) написал своему другу: «Ха. Мим. Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Знающего, Прощающего грехи, Принимающего покаяние, Наказывающего сурово, Обладателя милости. Нет никого достойного поклонения, кроме Него и к Нему предстоит прибытие» (Сура «Гафир», аяты 1-3).

 

Когда письмо Умара (да будет доволен им Аллах) дошло до его друга, и он прочитал его, он заплакал и сказал: «Истинно сказал Аллах. Умар сделал мне наставление». Он раскаялся и перестал грешить.

 

Если мусульманин не призывает к благому и не запрещает порицаемое и не выполняет должным образом эту обязанность, зло и несправедливость будет распространяться по земле. Чем это все закончится?! Зло похоже на чуму, которая сначала распространяется на одной местности, а затем и охватывает другие земли, и тем самым причиняет большой вред.

 

Писатель Мухтар Ауэзов сказал: «Добро, которое не распространяется, подобно одинокому дереву, от которого мало толку».

 

Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Благой нрав это добрый взгляд, хорошие слова, благие дела и отдаленность от скверного».

 

Однажды Абу Усман с Сальманом Аль-Фариси сидели под деревом. Вдруг Салман Аль-Фариси подошел к дереву, взялся за сухую ветку дерева и потряс её, пока все листья не упали. Затем он сказал:

 

— О, Абу Усман, не спросишь ли ты меня, почему я сделал это?

 

— Скажи мне, — ответил я.

 

Он сказал:

 

— Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал то же самое при мне, когда я сидел с ним под деревом. Он схватил сухую ветку дерева и потряс её, пока все листья не упали. На это он сказал: «О Салман! Не спросишь ли ты меня, почему я делаю это?» Я ответил: «Скажите мне. Почему вы сделали это?» Он заметил: «Поистине, когда мусульманин совершает как следует омовение и затем выполняет свой намаз пять раз в день, его грехи падают с него точно так же, как падают эти листья».

 

Затем он прочитал следующий аят Священного Корана: «Совершай (Мухаммад, полноценно) намаз в начале и конце дня (намазы зухр и аср) и в некоторые часы ночи (утренний, вечерний и ночной намазы). Поистине, добрые дела удаляют плохие. Это — наставление для способных его принять» (Сура «Худ», аят 114).

 

Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) однажды сказал сидящим рядом с ним: «Я никому не сделал ни добра, ни зла». Сидящие там люди, смущаясь: «Как это, что ты имеешь в виду? То, что зла не делал это понятно. Но разве ты никому добра не делал? Ведь присутствующие здесь не раз видели твои благие поступки», — с удивлением возразили люди. Тогда хазрат Али сказал им: «Все благое, что я сделал, было сделано для себя самого», и продолжил свою речь чтением следующего аята: «Кто поступает хорошо, тот помогает этим самому себе. А кто поступает плохо, тот вредит этим самому себе. После вы будете возвращены к вашему Господу» (Сура «Аль-Джасийа, аят 15).

 

На самом деле призывы к благому— это благое дело, за которое полагается награды и когда вы видите порицаемое и закрываете на это глаза, это равносильно совершению скверного поступка.

 

Передают со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, остановит это руками, если же он не сможет сделать этого, пусть остановит своим языком, а если не сможет и этого, то осудит своим сердцем. Но это будет наиболее слабым проявлением веры» (имам Муслим).

 

Призывы к благому и запрещение порицаемого приносят человечеству огромную пользу. Тот, кто способен творить добро и удерживает себя от зла, знает, что два ангела на его плечах будут записывать добро и зло. Он не только совершает добрые дела, но и побуждает других делать добрые дела. Он не хочет, чтобы другие попадали в трясину греха, так же как он считает, что плохие поступки отвратительны. Каждое утро он исправляет свои деяния и знает, что будет спрошено за каждое мгновение.

 

Однажды имам Шафии возвращался домой после утренней молитвы и встретил мужчину. Мужчина первым поприветствовал имама и вознес за него молитву, и спросил, каким было его утро. Имам аш-Шафии сказал: «Я проснулся утром, имея долг в восьми вещах».

 

Человек, задавший вопрос, был удивлен ответом имама и сказал: «О, имам! Кто же требует от вас восемь вещей?». Имам улыбнулся человеку, который не понял смысла разговора, сказал: «Послушай, я расскажу тебе о том, кто и за что требует от меня каждое утро эти вещи:

 

Аллах желает, чтобы я выполнял свои обязательства. Посланник Аллаха хочет, чтобы я следовал его сунне; супруга, мои дети хотят свое пропитание; нафс хочет, чтобы я был ему покорным; шайтан хочет, чтобы я пошел по его стопам: два ангела на моих плечах хотят записать мои хорошие и плохие дела; мои былые времена хотят, чтобы я состарился; Азраиль же, ангел смерти, хочет, чтобы я был готов умереть...Вот с ними я каждый день встречаю рассвет. Каждый день от меня ждут ответы на эти вопросы».

 

Любой, кто внимательно выслушает ответ имама Шафии, задумается.

 

Мы не должны забывать, что наша главная задача — призывать к благому и запрещать порицаемое. Поиск правильного пути и обращение к благому — дело каждого. Если мы сможем объяснить хотя бы одному человеку, как избежать плохих поступков, наша главная цель будет достигнута.

 

О, наш Господь! Мы просим прямого пути. Спаси нас от того, чтобы мы заблудились и от того, чтобы мы не ввели кого-либо в заблуждение!

 

79. Щедрость

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi