62. Cмысл жизни - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 18:41
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:39 05:54 11:43 15:40 17:26 18:41
свернуть
Календарь
Хиджра
4 Раби-сани 1446
Григорианский
07 октября 2024

Циклы уроков

62. Cмысл жизни

62. Cмысл жизни

61. Уместная речь

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
25 сент. 2023 5 023 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Ребенком был ты в начале пути своем, повзрослел, а потом и старость подошла. А за ним следом смерть твоя, и все нипочём, уместилась вся жизнь твоя в трех строках, причём!». (Шакарим Кудайбердыулы).

 

Жизнь — бесценный дар человечеству. На самом деле жизнь - это и есть сам человек. Если нет жизни, нет и человека. Эта жизнь — единовременная возможность для людей. Таким образом, очевидно, что каждый человек мечтает о содержательной и красивой жизни.

 

В связи с этим разумно будет задаться вопросом «В чем смысл жизни?!». Потому что только человек, понимающий смысл жизни, может ценить это и говорить о ценности жизни. В истории есть много людей, которые пытались найти ответ на этот вопрос. Отвечая на этот вопрос, кто-то может сказать «семья», кто-то может сказать «любовь», кто-то может сказать «делай то, что любишь», а кто-то может сказать «оставь за собой след». Современные люди могут ответить: «Смысл жизни в том, чтобы быть богатым, ни в ком не нуждаться, покупать то, что вы хотите, и иметь возможность достичь всех своих целей». Таким образом, очевидно, что люди, ищущие смысл жизни, спорят друг с другом, опровергают взгляды друг друга и пытаются доказать свою точку зрения.

 

Что Ислам говорит по этому поводу? Чтобы понять смысл жизни, мы должны сначала понять природу жизни и то, что такое жизнь. Все признают, что у жизни есть конец. Где жизнь, там и смерть. По сей день никто так и не смог найти «живую воду», которая сделала бы человеческую жизнь вечной. В конце концов, были похоронены завоеватели, покорившие полмира; богатые, владевшие половиной мира; и люди, жившие тысячу лет. Об этом свидетельствует история.

 

Поэтому никто не спорит с тем, что «жизнь не вечна». Но человеческая душа жаждет вечности, никто не хочет умирать, и стоит только заговорить о смерти, как люди хмурятся. Когда доктор говорит: «У вас осталось всего несколько дней» это нас совсем не радует. Бесспорно, что мы, услышав такое известие, сильно опечалимся. Ведь человек хочет жить вечно. Если бы люди не хотели жить вечно, они не искали бы способы продления жизни, не тратили бы столько сил, чтобы найти эликсир бессмертия.

 

Всемогущий Аллах неоднократно напоминает нам в нескольких аятах Корана, что жизнь в этом мире временна: «Земная жизнь дана на время. Вечная жизнь и есть постоянная обитель» (Сура «Аль-Гафир», аят 39).

 

И останутся ли без ответа желания наших душ о вечности?! Если оставить без ответа, откуда взялось это чувство?

 

Согласно исламской догматике Всевышний Аллах дает человеку «рух», то есть душу, и забирает ее обратно в конце этой жизни. И также Всевышний Аллах дал нам чувство тоски по вечности. И Он не оставит это чувство без ответа. Для этого Всевышний Аллах приготовил для человека вечную жизнь в Ахирате. После окончания нашей жизненной доли в этом мире Господь, временно отделяющий наши души от наших тел, воскресит человечество в Судный день и воссоединит тело и душу.

 

Но жизнь там не такая как здесь. Если в этом бренном мире смешаны горе и радость, хорошее и плохое, в Ахирате они будут разделены. Один называется Рай, а другой — Ад. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Они не услышат там (в Раю) ни пустословия, ни лжи». (Сура «Ан-Наба», аят 35).

 

В этой жизни, если в сердце одного человека есть сострадание, другой может испытывать чувство ревности. А в Раю, как говорится в аяте: «Мы удалим из их сердец злобу (и в их сердцах не останется ничего, кроме любви и искренности, так как Рай не является местом проблем, причина которых — ненависть и злоба)». (Сура «Аль-А’раф, аят 43). Соответственно, если в Раю только удовольствия, в Аду будут непрекращающиеся страдания.

 

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Каждая душа вкусит смерть. Лишь в Судный день вы получите ваше воздаяние сполна. Кого отдалят от Ада и введут в Рай, тот обретет успех. А земная жизнь — только обманчивое (и краткое) наслаждение» (Сура «Али 'Имран, аят 185).

 

В конце временной жизни конечным пунктом назначения человека становится один из этих двух. Нет ничего, кроме Ада и Рая. Даже желание человека, попавшего в Ад: «О, лучше бы я был просто землей (а не человеком)!» (Сура «Ан-Наба», аят 40) и сожаления: «В тот день несправедливые будут кусать локти и говорить: «О, если бы я последовал путем Посланника! О, горе мне! О, если бы я не дружил с таким-то! (Сура «Аль-Фуркан, аяты 27 — 28) будут бесполезны, так как нет иных мест за исключением этих двух.

 

А у человека, попавшего в Рай, как уже говорилось выше, сбудутся все его желания. Там будут такие блага, такие вещи, которые никто не никогда не видел, о которых никто никогда не слышал, и даже не может себе представить. В хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что обитатели этих мест даже могут стать заступниками за своих близких и родных, которые хоть и верили в Аллаха, но не следовали приказам и Его предписаниям.

 

В этой жизни человеку дается выбор. Стремится ли он к добру и попадет в Рай, или выбирает дурное и отправляется в Ад, все зависит от его выбора. Всемогущий Аллах говорит: «Нет принуждения в религии». (Сура «Аль-Бакара», аят 256). Никто не заставляет его подчиняться условиям религии. Однако для нас было бы разумно войти в Рай и наслаждаться его благами, а не страдать в огне.

 

Итак, суть жизни состоит в том, чтобы познать Создателя, подарившего жизнь, отдать Ему должное путем восхваления и благодарности за Его несметные блага. Смысл и ценность же жизни заключается в совершении таких дел, который приведут в Рай, и отстранение от таких дел, которые ведут в Ад. Где взять этот список дел? Ответ очевиден, у того, Кто создал нас и все, что вокруг нас. А это Коран и Сунна.

 

Поклонение Аллаху, уважение к родителям, добрые отношения с родственниками, хорошее отношение к семье, служение народу, забота о детях-сиротах и вдовах, защита Родины от врага, украшение себе благим нравом. Все эти дела — это дела, ведущие в Рай, к которому призывают Аллах и Его Посланник.

 

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

«Используй пять вещей, прежде чем столкнёшься с пятью другими: используй свою жизнь до того, как придёт твоя смерть; используй своё здоровье до того, как придёт к тебе болезнь; используй своё свободное время до того, как ты окажешься занят делами; используй свою молодость до того, как придёт к тебе старость; используй своё богатство до того, как придёт к тебе бедность» (имам Байхаки).

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) призывает нас ценить эти пять вещей, пока их не заменят другие пять.

 

То есть, прежде чем наступит смерть, человек должен знать цену жизни и попытаться провести свою жизнь, принося пользу обоим мирам. Потому что когда приходит смерть, уже поздно говорить о своей вере и делать добрые дела. Священный Коран говорит: «В тот День, когда проявятся некоторые знамения твоего Господа, (тогда) вера не принесет пользы человеку, если он не уверовал раньше или не выбрал хорошие поступки, будучи верующим». (Сура «Аль-Ан’ам», аят 158).

 

Следовательно, человек не должен допускать, чтобы эта короткая жизнь была наполнена греховными делами, которые завтра принесут ему сожаление. Если мы будем благодарны нашему Господу за все блага и за все возможности, которые Он нам дает, будем стремиться к добрым делам, которые принесут счастье в обоих мирах, будем сдерживать наш нафс и стремиться к духовному совершенству, тогда наша жизнь будет содержательной и красивой.

 

Мы просим Всевышнего направить нас к совершению тех деяний, которыми Он будет доволен, и отдалить нас от тех деяний, которые приведут к мучениям!

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi