Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
"За умму свою переживая, Сколько невзгод ты терпел. На холод и голод ты невзирая, С юности ведь ты все одолел". Сармолда (Балмагамбет Балкыбайулы, поэт, ученый).
Человек является слабым существом. Он желает повиноваться тому, что ему нравится, что он искренне любит. А любовь — дело сердца. И люди не в состоянии контролировать состояние сердца. Поэтому в хадисе сказано: «Сердца во владении Милостивого Аллаха» (имам Муслим).
Никто не может обмануть истинные чувства, если сердце, конечно, не наполнено неверием и грехом. Кстати, Мудрый Абай говорил: «Любовь и страсть — два разных пути». Настоящие чувства, о которых мы говорим, не имеют ничего общего со страстью. Это чувство адресовано нашему любимому пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), который осветил наш темный мир. Именно Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вывел человечество из тьмы к свету, от перипетий и поворотов на прямой путь.
Моя Умма
В книгах по сире (жизнеописания) говорят, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), любил свою умму больше, чем себя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже в предсмертный час и в состоянии агонии неустанно повторял слова «моя умма», постоянно думая о своей умме. Он также готов ходатайствовать за свою умму в трудные моменты Судного дня. Следующий хадис тому доказательство.
Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «У каждого пророка есть особая молитва, которая будет принята. Каждый из них сделал это при жизни, а я оставил эту возможность для Судного Дня, чтобы сделать «шафаат» (заступничество) за мою общину в Тот День. Этот шафаат, по Воле Аллаха, будет дарован тем из моей общины, кто не совершал ширк» (имам Бухари).
Всевышний Аллах в Коране описал особое состояние Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который ни на минуту не забывал о своей умме, следующим образом: «К вам, поистине, пришел Посланник из вас же самих (человек — не ангел и не джинн). Ему тяжело оттого, что вы страдаете. Он старается для вас (искренне желает, чтобы вы уверовали). Он добр и милосерден к верующим (и желает для вас только блага)» (Сура «Ат-Тауба», аят 128).
О какой эпохе мы бы не говорили, мы видим верующих, которые любят Пророка больше, чем самих себя. Любовь к Посланнику наполняет грудь радостью и трепетом. Первыми из таких были жители Медины, которые с нетерпением ждали Пророка и Хазрата Абу Бакра, переселявшихся из Мекки в Медину. Услышав известие, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приближается к городу, к нему навстречу вышли все, от младенца до сгорбленного старика. В послеобеденное время издали стали виднеться два силуэта. Были видны две мужские фигуры и их усталый от дороги вид. Люди, перешёптываясь, задавались вопросами: «Кто же из них пророк? Кто же его спутник?». Да, скромность и смирение пророка послужат образцом для всего человечества до Судного дня.
Как сказал Машхур Жусуп: «Джигиту соответствует быстрый конь. Если придерживаешься религии, будь скромным!»
Ансары (жители Медины) узнали Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) только тогда, когда он сел верхом на верблюда. Люди, которые, несмотря на то, что видят Посланника Аллаха впервые, ждали его с нетерпением, выражали свою теплоту и тоску по нему в следующих стихах:
Светом веры светился твой лик,
Когда вышел ты с другом из горизонта
К Создателю нашему ты призывал,
Благодарны мы таким поворотом.
Как лунный и солнечный свет ты для нас,
Озаряя все вокруг, печешься о нас.
И как звезда ты небесная, в центре сияя,
Принимаешь в сердцах наших, светлый окрас
Хазрат Абу Бакр Ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах), который был верным сподвижником Пророка (мир ему и благословение) и знал, что каждое слово Пророка было истиной, находился рядом с ним. Его безоговорочная вера в своего друга не может не взволновать сердца всех мусульман.
Готовясь к походу на Табук, верующие впоследствии отдали все, что у них было, своим братьям и товарищам. Когда Абу Бакр раздал богатство своим верующим братьям, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, верный друг! Что ты себе оставил?». Хазрат Абу Бакр ответил: «Я оставил Аллаха и Его Посланника». Увидев это, праведный ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Сегодня я убежден, что, сколько бы я ни состязался с Абу Бакром в добродетели, я не смогу поспеть за ним». Естественно, такое самопожертвование было мотивировано любовью к Пророку.
В одном из хадисов сообщается, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взял ‘Умара ибн аль-Хаттаба за руку, и тот сказал: «Клянусь Аллахом, о, Посланник Аллаха, после себя, я люблю тебя сильнее всего на свете». В ответ Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, никто из вас не уверует, пока не возлюбит меня сильнее, чем самого себя». Тогда ‘Умар сказал: «Воистину, я возлюбил тебя сильнее, чем самого себя». Пророк же (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вот теперь твой иман совершенен».
Иман не ограничивается только словами. Иман наполнен любовью. Иман без любви, подобен нераспустившемуся цветку, дереву без бутонов. Следовательно, плод имана — чистая любовь к Аллаху и Его Пророку. А путь к любви — ихсан. Только лишь тот человек, который придерживается шариата и несущий знамя ихсана, не будет разочарован.
Он ведь рожден любовью, объяви! Без Мухаммада ведь нет пользы от любви.
Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел бедуин и спросил:
— О, Посланник Аллаха! Когда Судный день?
На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) задал встречный вопрос:
— А что ты приготовил для Судного дня?
Бедуин ответил:
— Любовь к Аллаху и к Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).
Посланник Аллаха сказал с восхищением:
—Поистине это прекрасно, ибо человек в Судный день будет с тем, кого он любит (имам Науауи, «Рияду ас-Солихин»).
Услышав это, Анас обрадовалась. Потому что он очень любил пророка. Ему казалось, что эти слова были адресованы ему. Жители Медины никогда, ни до, ни после, не слышали таких слов от Пророка Мухаммада. Верующий всегда жаждет встречи с Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Иногда мы даже желаем: «Создал бы меня Аллах еще четырнадцать веков назад одним из сподвижников Пророка». «Сподвижники получили свою долю, но можем ли мы разделить любовь к Посланнику Аллаха, который был послан в качестве милости всему миру до Судного дня?»
Вопрос актуальный. Ответ на этот вопрос в течение четырнадцати веков наполняет сердца радостью любого, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника, ведь он никогда не забывал о своей умме.
Однажды у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили, почему у него грустное лицо, на что он ответил: «Я скучаю по своим братьям». Сподвижники сказали ему: «0, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь мы являемся твоими братьями». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Я скучаю по тем братьям, которые уверуют в меня, не увидев меня. Я передаю им свое приветствие»
Вот они те братья, которые заставили скучать своего Пророка по ним. А они ведь жили во все времена. Эта искра любви и тоски достигла и табиинов (следующее поколение за сподвижниками), увидевших сподвижников. Однажды пришел человек из Куфы и спросил у сподвижника Хузайфы (да будет доволен им Аллах): «Вам посчастливилось стать одним из друзей пророка. Насколько вы его уважали?». Хузайфа сказал: «О Боже! Мы отдавали все ради его довольства». На что табиин, который не смог сдержать своей тоски по Пророку, сказал: «Клянусь Аллахом! Мы бы носили нашего возлюбленного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на плечах, не давая коснуться земли его благословенной ноге». Как говорил мудрый Абай, платой за любовь является любовь.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чувства моей уммы, которые придут после моей смерти, будут еще сильнее, чем у других. Будут даже те, кто готовы будут отдать все, чтобы на мгновение увидеть меня» (имам Муслим)
Ходжа Ахмед Яссауи, один из тех, кто горячо любил Пророка (мир ему и благословение Аллаха), заботился обо всех тюркских народах и был известен миру как султан мира, сказал в своем стихотворении:
Ты был предводителем восемнадцати тысяч миров, О, Мухаммад.
Тридцать три тысячи сподвижников грезят тобой, О, Мухаммад.
Ты покровитель несчастных и голодных, О, Мухаммад.
Помогал ты бедствующим всегда, О, Мухаммад.
(перевод на русский Н. Ж. Сагандыковой )
Любовь к Сунне
Сунна — это жизнь, путь, повседневные дела и нрав Пророка (мир ему и благословение Аллаха). По этой причине каждый мусульманин любит Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и с искренностью следует ей.
Балмагамбет Балкыбайулы в одном из своих произведений сообщает нам о том, что тот, кто неукоснительно следует Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в Судный день обязательно будет под покровительством самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Дорого мне умма моя, дорога,
Как смиренный Божий слуга.
Если следовать будут Сунне моей,
Шафаат мой есть долг пред ними тогда.
Мусульманин всегда стремится быть похожим на своего Пророка. Он любит его, и принимает все то, что им сказано, не задумываясь.
Кади Ияд (да помилует его Аллах) сказал: «Человек любит все, что любит его возлюбленный»
Чудесность Сунны
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в одном из своих хадисов: «Омовение увеличивает людской удел (ризк)». То есть, человек, выполняющий «вуду» (омовение), достигает множество благ, и тот, кто умрет в этом состоянии, будет среди шахидов (Имам Табарани, Абу Яъла).
Во времена пророка Исы (мир ему) жила одна женщина. Она постоянно находилась в состоянии ритуальной чистоты. Однажды она встала рано утром, разожгла огонь и приступила к молитве. Рядом с ней играл ее маленький сын. Воспользовавшись этой возможностью, шайтан, искушая женщину, сказал: «О, женщина! Пища, которую ты поставила на огонь, подгорает». Она же, не поддавшись искушению, продолжила свою молитву. Тогда шайтан, направляя ее ребенка к огню, говорит: «О, женщина! Твой ребенок горит!». Женщина и в этот раз не придала этому значения. Волей Всевышнего Аллаха, мальчик, ничего не чувствуя тихо сидел в пылающем огне, подобно пророку Ибрахиму. В этот момент в дверь вошел хозяин дома. Он видел, как его жена молится, а его сын играет в огне. Он немедленно направился к пророку Иса (мир ему) и сказал: «Пойдёмте со мной, там происходит что-то потрясающее». Иса (мир ему) с изумлением посмотрел на эту сцену и спросил женщину: «В чем секрет того, что мальчик не горит в огне?».
Женщина пояснила: «Вы учили, что тайна между Аллахом и человеком не должна раскрываться. Но я скажу вам, ведь ко мне пришел сам пророк. Я постоянно делаю определенные три вещи» — сказала она. Тогда Иса (мир ему) спросил: «Какие именно?». Она сказала: «Я никогда не хожу без омовения, в делах отдаю предпочтение делам Ахирата и воздаю хвалу Всевышнему за предоставленные мне блага». Тогда Иса (мир ему) сказал: «О, благочестивая женщина! Если бы ты родилась мужчиной, ты была бы пророком».
«Салауат» (вознесение приветствии)
Человек всегда держит в памяти имя возлюбленного. Признак истинной любви Пророку (мир ему и благословение Аллаха) — это «салауат». В хадисе, переданном от Мухаммада ибн Абдурахмана, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-либо из верующих после моей смерти прочтет мне «салауат», ангел Джабраил скажет мне: «О, Мухаммад! Тебе передает «ас-салям» такой-то сын такого-то». А я же в ответ скажу передать ему: «Уа аляйкум ассаляям уа рохмятуллохи уа барокяятух» (имам Абу Дауд).
В своем стихотворении Жусупбек Ходжа посвятил салауат Пророку (мир ему и благословение Аллаха) такими строчками:
Уассяляяту уассяляям Пророку моему,
О шафаате я мечтаю, все никак я не усну.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий, который читает мне большое количество салауатов, будет со мной в День воскресения» (Имам Тирмизи).
Послушаем следующий рассказ о чуде «салауата». Знаменитый суфий Джазули, живший в ХУ веке, путешествовал по миру и был известен своими поучительными рассказами. Во время одного из своих долгих путешествий он пришел к колодцу в поисках воды для омовения. У него не было ни ведра, ни веревки, чтобы набрать воду из колодца. Поэтому он некоторое время сидел и смотрел на колодец. Приближалось время молитвы, но он не знал что делать. Тут мимо проходила пожилая женщина. Когда старуха увидела мужчину, она спросила: «Сынок, ты собираешься взять отсюда воды?». «Да», — ответил Джазули. Тогда старуха подошла к колодцу и возложила на него руки и вода на дне колодца увеличилась по воле Аллаха. Удивленный, Джазули совершил омовение водой и спросил: «Какими деяниями ты этого достигла?». Старушка ответила: «Чтением салауата Пророку». Восхищаясь чудом салауата, суфий Джазули составил книгу о салауате, посвященную Пророку. Название книги — «Далаил Хайрат», что означает «Доказательство благих дел».
Радостная весть
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) тяжело заболел в первые дни месяца сафар одиннадцатого года хиджры по мусульманскому календарю. Пророк (мирему и благословение Аллаха) был очень болен двенадцать дней. Несмотря на болезнь, он отправился в «Вечный сад» (кладбище), чтобы помолиться за умерших мусульман. Он сказал сподвижникам, собравшимся по пути от кладбища в мечеть: «Всевышний Аллах дал человеку выбор между двумя местами. Один — оставаться в этом мире и владеть им; второй — быть постоянным гостем Истины. Мужчина выбрал второе», — сказал он. Услышав это, Хазрат Абу Бакр заплакал. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, Абу Бакр! Почему ты плачешь?! Даже после моей смерти вы будете получать пользу от меня. Так же, как я помогал вам в этом мире, я буду молиться за вас в ином мире. Ангелы будут показывать мне каждый поступок моей уммы. Я буду радоваться вашим добрым делам, и печалиться вашими плохими деяниями».
Тоска Биляля
Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) перешёл в мир иной, Билял, читавший азан Пророку (мир ему и благословение Аллаха), не смог вынести жизнь в Медине. Потому что каждая улица, каждая стена, мечеть — всё напоминало ему о Пророке (мир ему и благословение Аллаха).
Спустя годы, во время халифата Хазрата Умара (да будет доволен им Аллах), Билял прибыл в Медину. Услышав это, жители Медины приветствовали Биляля, как только он вошел в мечеть: «Добро пожаловать, Билял!». После некоторого разговора Умар сказал: «О Билял! Вспомним время, когда был жив Пророк (мир ему и благословение Аллаха), призови к молитве». Тогда Билял, скучавший по своему любимому Пророку, сказал: «Не заставляй меня делать это, Умар! Я не смогу произнести призыв к молитве, если я не увижу Пророка». В этот момент в мечеть вошли внуки Пророка (мир ему и благословение Аллаха) — Хасан и Хусейн. Билял как будто увидел живого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), потому что их сияющие лица напоминали ему его. Тогда Хазрат Хусейн (да будет доволен им Аллаху) сказал: «О Билял, муэдзин нашего деда! Призови к молитве. Вспомним время, когда ты был с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Эту просьбу Билял отвергнуть не смог. Это потому что это была просьба хазрата Хусейна, любимого внука Посланника Аллаха. Хазрат Билял, не посмевший отказать в его просьбе, согласился призвать к молитве. Когда он начал читать первые такбиры, его великий голос можно было услышать по всей Медине. Жители Медины вздохнули и поспешили в мечеть с возгласами: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся!».
Да дарует Всевышний Аллах нам всем возможность встретиться у истока «Каусар» с любимым Пророком (мир ему и благословение Аллаха).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Длина моего водоёма — расстоянием в месяц пути, и такая же его ширина. Вода его белее бумаги, запах его приятнее мускуса, число кувшинов (чаш) вокруг него подобно звёздам на небе, и тот, кто попьёт из него, никогда больше не испытает жажды!» (Имам Фухари).
Аллах назвал пророка Своего зовет «Хабиби»,
И Аллах Всевышний дал такое обещанье:
Кто услышал стенания его
Пусть местом плачущей души будет Рай.
Кто будет плакать, сочувствуя Пророку,
На Махшаре будет истинным «‹умматом».
(Балмагамбет Балкыбайулы)