Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Остерегайтесь насмешек. Это глупость, которая порождает месть». (‘Умар ибн’ Абд аль-Азиз).
Грех, который исходит от языка, — это унижение, высмеивание и насмешки над другими. Каждый мусульманин должен контролировать свой язык и пользоваться этим благом Аллаха в хороших и благих целях. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мало говорил, много слушал и никогда, ни над кем не смеялся. И благородные сподвижники воздерживались от бесполезных слов. Потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал своим сподвижникам не произносить бесполезных, ненужных и неуместных слов. Он также сказал, что необходимо воспитать свой язык, и только когда вы сможете это сделать, вы будете достойны попасть в Рай.
Коран строго запрещает мусульманам насмехаться друг над другом. В аяте Корана говориться: «О, верующие! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь возможно, что те лучше их» (Сура «Аль-Худжурат», аят 11).
В другом аяте сказано: «Мы, поистине, создали человека в совершенном виде» (Сура «Ат-Тин», аят 4).
Как прекрасна природа человека, таким же прекрасным должен быть и нрав мусульманина. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) делал такое дуа: «О, Аллах, ты создал меня совершенным, сделай же и мой нрав совершенным!».
Юмор и шутки могут иметь место только между людьми одного возраста. Не следует шутить со старшими, с духовным наставником, с правителем, с человеком, который не понимает шуток и обижается на шутки, а также с чужой женщиной. Шутка должна быть здравой и соответствующей обстановке, не обидной и не унижающей достоинство, род, происхождение и мысли другого человека. Неуместные шутки могут привести к издевательствам и насмешкам. Некрасиво высмеивать внешний вид и поведение человека.
Неправильно высмеивать поведение и действия человека. Следовательно, мусульманин обязан сохранить свою веру, не отклоняясь от норм шариата и не преступая совести.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Человек, который смеется над недостатками своего брата, не умрет, пока не соблазнится этим».
В следующем хадисе сказано: «Не проявляй злорадства к своему брату, иначе Аллах проявит к нему свою милость, а тебя испытает» (имам Тирмизи).
Знаменитый ученый аль-Фараби сказал: «Находчивость — хорошее качество, и оно проявляется, когда вы используете юмор в должном месте».
Всякого рода оскорбления, прозвища и насмешки ослабляют иман.
Хасан аль-Басри сказал смеющемуся молодому человеку: «Сын мой, ты так смеешься, что как будто уже миновал сырат (мост над адским пламенем) или у тебя есть гарантия, что ты попадешь в Рай?». С тех пор этот юноша уже не смеялся попросту. Поэтому нам нужно следить за тем, чтобы не совершать таких поступков, которые очерняют сердца и ослабляют наш иман.
Следующий хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) никому не следует забывать: «Горе и несчастье человеку, который ради смеха выдумывает такие события, которых вовсе не было. Горе ему, и еще раз горе!» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Также от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Может быть так, что человек произнесет слово для того, чтобы насмешить своих друзей и за это слово Аллах разгневается на него и не будет доволен им, до тех пор, пока не введет его в Огонь!».
Наш шариат не одобряет насмешек и оскорблений в присутствии других, даже если это не всерьез. Мусульманин должен проявлять осторожность, чтобы не навредить окружающим. Даже в шутку не следует оскорблять, высмеивать или насмехаться над поведением и действием человека. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Нет ни одной части тела, которая бы не жаловалась на неприятности, исходящие от языка».
В народе говорят: «Плоха та шутка, от которой кости болят». Даже если вы шутите, будьте осторожны и не говорите ничего, что может кого-то оскорбить или обидеть. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин — это тот, кто никогда не причиняет вреда другому мусульманину ни языком, ни руками». Из этого хадиса мы понимаем, что мы не можем считаться истинными мусульманами, ограничиваясь молитвам, постом и подачей милостыни. Кроме всего этого, человек обязан следить за тем, что он говорит.
Сплетни, ложь, клевета, навет, хула, злословие и насмешки: все это вредит языку и приводит к греху. А это не свойственно истинному мусульманину. Мусульманин избегает всего этого, сохраняет себя чистым и совершает добрые дела, угодные Аллаху.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приближайтесь и придерживайтесь правильного, и знайте, что никто из вас не спасется благодаря своим деяниям». Люди спросили: «И даже ты, о, посланник Аллаха?» Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «И я, если только не проявит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою» (имам Муслим).
Подобно тому, как мусульманин выбирает правильный путь, он должен делать только те поступки, которые допускаются шариатом.
Так же, как вы не любите, когда вас высмеивают, клевещут или насмехаются, вам не следует делать такие неприятные вещи и другим. Сподвижник Анас (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату в Исламе того же, чего желает самому себе» (имамы Бухари
и Муслим).
Знаменитый аулия (приближенный к Аллаху раб, святой) Ма’руф Кархи гулял по берегу реки Евфрат. Группа молодых людей развлекалась, попивая вино у реки. Когда они увидели его, они забеспокоились, что святой праведник, увидевший, как они грешат, произнесет слова проклятия. Один из них, вспыльчивый характером, не выдержал и с насмешкой, издеваясь, сказал: «Эй, шейх! Чего же ты ждешь! Почему бы тебе не произнести проклятие в наш адрес, чтобы мы утонули в волнах Евфрата?»
На лице аулия не было никаких признаков гнева. Проявляя терпение, он воздел руки к небу и сказал: «О, Аллах! «Так же как Ты даешь им здравия в этой жизни, дай им здравья и в последней». Неожиданно юноши сказали: «О, шейх! Что ты сказал? Мы не понимаем смысла того, что ты говоришь». Ма’руф Кархи, который был одарен тем, что вмещал огромный смысл в одно слово за его особую преданность, благочестие и богобоязненность, сказал: «Дети мои! Если Всевышний Аллах решит дать вам здравья, блага в будущей жизни, Он дарует вам покаяние».
Внезапно юноши были поражены такой добротой. Сначала они долго думали, оценивали свои действия, и, в конце концов, в их сердцах появилось раскаяние и сожаление. Они вылили все вино, раскаялись и направились по пути обретения счастья обоих миров.
Один человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О, Посланник Аллаха! Одна богатая женщина каждый день подает милостыню, пять раз в день молится и совершает много добрых дел. Но она не владеет своим языком. Она оскорбляет людей, говорит в их адрес неприятные слова. Есть еще одна женщина, которая живет в бедности. Она не может заниматься благотворительностью, она не может помочь окружающим. Она тоже молится пять раз в день. Но она никому плохого не говорит, не оскорбляет и не унижает. Какая из этих двух женщин будет награждена?». В ответ Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если богатая женщина дает много милостыни и при этом не держит язык за зубами, то все ее благие дела стираются посредством оскорблений, насмешек, издевательств и сплетен. Даже если рука второй женщины коротка, и она не в состоянии давать милостыню, при этом она следит за своим языком и ни на кого не клевещет, не оскорбляет, не насмехается, то она попадет в Рай».
Слодвижник Саад ибн Абу Уаккас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Меньше шутите. Чрезмерность этого испортит вашу репутацию, что даже невежды будут вам дерзить».
Мухаммад ибн Уасик сказал Малику ибн Динару: «О, отец Яхьи! «Будь внимательнее в причинении людям боли своим языком, будь внимательнее, чем боятся потерять золото и серебро». Некоторые ученые говорят: «Молчание приносит человеку две хорошие вещи: во-первых, он сохранит свою религию, во-вторых, он будет умнее того, кто рядом с ним».
Подводя итог, хотелось бы еще раз напомнить, что мусульманин — брат мусульманина. Он не предает своего брата, не притесняет его, не смеется над ним. Ведь высмеивать человека равносильно оскорблению прекрасного творения Аллаха. Поэтому очень важно не высмеивать, не издеваться и не насмехаться над людьми. Мы должны всегда обращаться вежливо и нежно с окружающими нас людьми и стараться поддерживать их в сложных моментах жизни.