Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Лицо того, кто защитил честь брата своего в его отсутствие, Аллах защитит от Огня в Судный день» (имам Ахмад).
В нашей религии честь и достоинство высоко ценятся. Аллах сотворил людей с достоинством и уважением, поэтому и его честь ценна. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин — брат мусульманина, пусть они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение брата по вере слишком большой грех для человека. Мусульманину запретен свой брат по вере, запретна его кровь, богатство и честь» (имам Муслим).
Наш народ, живший в гармонии религии и традиции, говорил: «Ценность мужчины — сто лошадей, а ценность его чести - тысяча». Тем самым показывая, насколько дорого для человека его честь и достоинство.
Поскольку Ислам направлен на защиту собственности и жизни каждого мусульманина, он также обязан сохранять его религию и честь. Касательно этого есть много аятов и хадисов. Поэтому в нашей религии строго запрещено оскорблять честь и достоинство других. Поскольку оскорбление чести других часто совершается на словах, Всевышний Аллах описал некоторые из его проявлений в Священном Коране и отвратил мусульман от него. Вот несколько таких проявлений:
1. Говорить о человеке за глаза то, что ему может не понравится;
2. Говорить о человеке вещи, принижающие его, хотя на самом деле все обстоит иначе;
3. Говорить о человеке то, что не относится к нему, клеветать на него и наводить навет.
Сподвижники, которые обучались у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), также сделали принципом своей жизни не оскорблять честь других. Например, когда Хазрат Абу Бакр передал Умару халифат, он сделал ему такое наставление: «О Умар, бойся Аллаха! Делай то, что Аллах заповедал и избегай того, что Он запретил. Я оставляю тебе халифат. Его получат только те, кто этого заслуживает. Всякий, кто призывает других делать добро, но не поступает соответствующим образом, потеряет веру, и его дела будут напрасными. Не используй государственные средства в личных целях. Остерегайся проливать кровь мусульман и оскорблять их честь. Поистине, вся власть принадлежит одному лишь Аллаху».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Худшее в ростовщичестве — это оскорбить другого мусульманина» (имам Абу Дауд).
В нашей религии хорошо известно, что ростовщичество — это серьезный грех. В этом хадисе, связывая оскорбления с ростовщичеством, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объяснил, что грех оскорбления других более серьезен, чем ростовщичество.
Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел двух людей, которые плохо отзывались об одном человеке. Позже, когда они шли, они увидели мертвого осла. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указав на труп двум мужчинам, сказал: «Съели бы вы это?». «О, Посланник Аллаха! Кто же такое ест?» — с недоумением спросили они. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так знайте же, что ваши слова, оскорбляющие ваших братьев, хуже, чем поедание этого трупа» (имам Абу Дауд).
В нашей религии избегать оскорблений в отношении кого-либо и принижений достоинства человека, но напротив, защищать его является похвальным и награждаемым деянием.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто не поможет мусульманину, когда его честь запятнана, тому Аллах не поможет, когда ему понадобится помощь» (имам Ахмад).
Тот, кто неосознанно причиняет вред чести другого, должен покаяться перед Аллахом и попросить прощения у этого человека.
В хадисе говорится: «Если кто-то обидел кого-то, например, подорвал его репутацию, должен немедленно попросить прощения этого человека в тот же день! Пусть не оставляет это до Дня Воскресения. Это потому, что в этот день оскорбленному, в качестве компенсации за вред, будет даны те вознаграждения, которые человек получил за свои благие дела, а если этих вознаграждений не хватит, чтобы возместить ущерб, то он понесет грехи оскорбленного» (имам Бухари).
Из приведенных выше аятов и хадисов мы понимаем, что одна из важнейших человеческих ценностей — это его честь и достоинство. То, что сохраняет человечность и удерживает от скверны — честь и достоинство человека. Вот почему в народе называют человека, который совершил тяжкое преступление и большой грех, «переступившим через совесть».
Наш предок Юсуф Баласагуни говорил: «Этот бренный мир бессовестными будет уничтожен». Подразумевая, что наличие бессовестных, безнравственных людей портит общество изнутри.
В «Тридцать девятом слове назидания» мудрый Абай так говорил о чести и достоинстве наших предков: «Где теперь этот благородный дух общности и радение о чести? Они были обеспечены людской стойкостью, совестливостью, доблестью. Мы лишились их. У нынче живущих дружба — не дружелюбие, а вероломное коварство. Вражда — не отстаивание истины, а просто неумение жить в согласии».
Так давайте же уважать и сохранять свою честь и достоинство других!