51. Немногословие - Ихсан - основа духовного воспитания
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:46
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:55 07:18 11:53 14:41 16:23 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Джумада-сани 1446
Григорианский
21 декабря 2024

Циклы уроков

51. Немногословие

51. Немногословие

Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
26 июн. 2023 3 640 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Кто много разговаривает — много ошибается, а кто много ошибается — много грешит». (Хадис).

 

Одно из величайших благ Всемогущего Аллаха человечеству — это способность говорить. Лучший способ быть благодарным за это благо — использовать его в правильных целях и хорошо говорить. Есть много пословиц побуждающие человека следить за речью: «Доброе слово человеку — что дождь в засуху», «Добрым словом и бездомный богат», «Слово крепче печати», «От слова спасение и от слова погибель». Действительно, иногда одно слово прославляет человека, но иногда слово, не имеющее смысла, может испортить репутацию человека. В Священном Коране говориться:

 

«О, верующие! Бойтесь Аллаха и говорите только правду!» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 70).

 

Приказав верующим быть богобоязненными, Всевышний Аллах повелел им говорить правду. Поэтому умение правильно говорить — одно из основных качеств, которым должен обладать благочестивый, богобоязненный человек. В другом аяте Корана сообщается:

 

«Нет блага в большинстве их тайных разговоров, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать добрые дела или примирять людей». (Сура «Ан-Ниса», аят 114).

 

То есть каждое слово, сказанное мусульманином, должно использоваться с определенным серьезным намерением и благой целью. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У раба не исправляется нрав до тех пор, пока не исправится вера, так же как не исправляется сердце, пока не исправится язык» (имам Тирмизи). Искренность речи мусульманина — признак его имана. Правильность слова влияет на иман в сердце и на все органы тела.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда сын Адама просылается утром, все органы тела покоряются языку, говоря: «Бойся Аллаха в отношении нас, ибо, поистине, мы зависим от тебя, и если ты станешь придерживаться прямоты, то и мы станем придерживаться прямоты, а если ты отклонишься от правильного, то и мы отклонимся от правильного». (имам Тирмизи).

 

В Священном Коране говорится: «Едва он скажет слово, как тут же готовый наблюдатель». (Сура «Каф», аят 18). Всевышний Аллах назначил ангелов вести запись всего того, что скажет человек. Это сделано для того, чтобы каждый помнил об ответственности за свои слова. Ведь Аллах — Всеведущий, Всезнающий.

 

Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты — хозяин своих слов, пока не высказал их. Когда высказал, то уже они — твои хозяева».

 

Машхур Жусип воспевал:

 

Язык то место, откуда зло исходит,

Лишь мудрый к нему подход находит.

А если все же отпустил его ты с поводка,

Жди удара ты тогда исподтишка.

 

Человек ответственен за каждое сказанное им слово. Что бы он ни сказал в этом мире, его спросят в будущей жизни. Билял ибн Харис аль-Музани (да будет доволен им Аллах) передал следующие слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Поистине, иногда человек говорит нечто, что так угодно Аллаху, что не может даже и представить себе, каких пределов достигают его слова, за которые Аллах записывает его в число тех, к кому Он будет благоволить до самого Дня встречи с Ним! И, поистине, иногда человек говорит нечто, что вызывает такой гнев Аллаха, что не может даже и представить себе, каких пределов достигают его слова, за которые Аллах записывает его в число тех, на кого Он будет гневаться до самого Дня встречи с ним!» (имам Тирмизи).

 

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, раб Аллаха может сказать одно слово, не придавая этому значения, за что будет катиться в огонь Ада на расстояние, подобное расстоянию между востоком и западом». (имамы Бухари и Муслим).

 

Как говорится: «девять из десяти бедствий - от языка». Язык — это то, что принесет много страданий в Судный день. Вообще, разговаривать — это из разряда разрешенных действий (джаиз). Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал следить за языком, мало говорить, так как чрезмерные разговоры могут привести к хуле (гыйбат), сплетням, клевете, насмешкам, издевкам и унижениям. В хадисе, переданном Джабиром ибн Абдуллой (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ко мне ближе всех, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые (сарсаруна), хвастливые (муташаддикуна) и разглагольствующие (мутафайхикуна)». (имам Тирмизи). Все три группы людей, которые будут отдалены от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Судный день, и которые упомянуты в этом хадисе, все связаны одной чертой — «многословием». Со слов Абдуллы ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) было передано: «Кто много разговаривает — много ошибается, а кто много ошибается — много грешит, а кто много грешит — он достоин огня Ада. Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». (Имам Табарани).

 

Стоит вспомнить слова Шакарима Кудайбердыулы: «Прежде всего, исправьте свои слова. Ваши слова станут вашей привычкой, ваша привычка станет вашим характером, а ваш характер — вашей судьбой». Ученые ихсана, изучающие вопрос о чистоте сердца, считают чрезмерную речь духовной болезнью.

 

Фудайл ибн Ияд (да помилует его Аллах) сказал: «Две вещи ожесточают сердце. Первое — много говорить, второе — много есть».

 

Ибрагим аль-Нахаи (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Те, кто были до вас, потерпели поражение в трех вещах: много говорили, много ели и много спали». Ибн Аби ад-Дуния (да помилует его Аллах) сказал: «Признак богобоязненности в языке». Поэтому единственный способ очистить сердце от духовных пороков и достичь уровня совершенства — это воздержаться от лишних разговоров.

 

«Меньше слов — больше дел», — говорят в народе. Точно так же такие пословицы, как «Лишнее слово в досаду вводит», «Язык лепечет, а голова не ведает», разъясняют вред от пустых и лишных слов.

 

Муаз ибн Джабаль сказал: «Я был в поездке с пророком. Однажды утром, когда мы ехали, я находился рядом с ним и попросил о следующем:

 

- О, Посланник Аллаха, расскажи мне о деле, которое позволит мне войти в Рай и удалит меня от огня. В ответ Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

 

- Ты попросил меня о великом деле, однако, оно станет лёгким для того, кому Аллах облегчит его. Поклоняйся Аллаху и не никого не придавай Ему в сотоварищи, совершай молитву, выплачивай закят, постись во время рамадана и совершай хадж к Дому.

 

А потом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

- Не указать ли тебе на врата блага? Пост является щитом, садака гасит собой грех подобно тому, как вода гасит собой огонь, и ещё — молитва человека среди ночи, — после чего прочитал эти аяты: «Они отрывают свои бока с постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Не знает человек, какие удовольствия скрыты для них как воздаяние за то, что они совершали (за веру и праведные дела)». (Сура «Ас-Саджда», аяты 16,17)

 

Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил:

 

- Не указать ли тебе на главное во всем этом деле, его столпе и его вершине?

 

Я сказал:

 

- Конечно, о, посланник Аллаха! — и он сказал:

 

- Главным в этом деле является Ислам, столпом его служит молитва, а вершина его — джихад.

 

Потом он сказал:

 

- Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого?

 

Я сказал:

 

- Конечно, о, Пророк Аллаха! — и тогда он дотронулся до своего языка и сказал:

 

- Придерживай вот это!

 

Я спросил:

 

- О, пророк Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим? — и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул:

 

- А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их речей?!

 

Вред лишних слов отражается как в этом мире, так и в ином. Пустословие и неуместная речь может лишить человека уважения в обществе и лишить почета из-за отсутствия солидности в разговоре. Более того, его слова могут нанести большой вред окружающим, и его уже будут сторониться и близкие и родные. Вот почему казахи говорят: «Тот, кто много говорит, потеряет либо жену, либо друга». Поэтому, чтобы избавиться от лишних слов, нужно меньше говорить или

молчать.

 

Ибн Аби ад-Дуния (да помилует его Аллах) сказал: «Чтобы быть в безопасности, нужно хранить молчание и сдерживать свой язык».

 

В народе говорят: «Не тот знающий, кто много говорит, а тот, кто говорит по делу». Следовательно, уместная речь — признак имана.

 

Да защитит Всевышний Аллах всех нас от бесполезных слов и дарует нам быть среди рабов милости нашего Создателя в Судный день!

 

«О, Аллах, очисти моё сердце от лицемерия и очисти мои дела от показухи и мой язык от вранья, и мои глаза от запретного. Воистину, только Тебе ведомо коварство глаз и то, что в груди».

 

52. Правдивость

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi