Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Недостаток, унижающий человеческое достоинство и его почет — это халатное отношение к поступкам. А мусульманин — это человек, который все делает безупречно и не откладывает на потом».
Одно из важнейших качеств, которым должен обладать мусульманин — быть внимательным. Потому что каждое дело мусульманина должно быть выполнено вовремя, безупречно и аккуратно. Ключ к успеху в любом начинании — быть последовательным во всем, что вы делаете.
Каким должен быть праведный мусульманин? Что касается того, чтобы быть праведным мусульманином, хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) описывают ряд характеристик. Первое из этих качеств — это добрые намерения и очищение нафса. Это необходимо для того, чтобы мусульманин был примером для других. Он должен быть очень внимательным в своих действиях, словах и поступках.
Для мусульманина потеря исламских ценностей — это путь к разрушению. Например, сегодня мусульман опасаются из-за несоблюдения религиозных ценностей. И если мы посмотрим на историю, куда бы мусульманские торговцы ни ходили в свое время, они поражали других своей справедливостью, честностью и непоколебимостью. В ответ на вопрос «Кто вы?» — мусульманские торговцы с гордостью отвечали: «Мы мусульмане». И так как они мусульманами, вера людей умножалась и многие люди добровольно принимали Ислам из-за их искренности.
Яркими примерами этому являются Индонезия и Малайзия. Мусульманские войска силой не могли завоевать эти две страны. Однако, увидев наставления торговцев и проповедников, их поведение и манеры, местные жители приняли Ислам.
В каких делах мы должны быть внимательны?
1. Мусульманин должен, прежде всего, относиться с особой внимательностью к поклонению. Он должен совершать свои молитвы вовремя и выполнять свои обязанности, фарды и сунны в соответствии с шариатом. Если вы хотите добиться довольства Аллаха, обратите внимание на свое поклонение.
2. Возьмите за привычку разумно использовать ежедневное время. Для этого вам нужно рано вставать и практиковать своевременное выполнение своих молитв. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился за свою умму: «О, Аллах! Благослови совершаемые деяния моей Уммы в первые часы рассвета» (Имам Абу Дауд).
3. Рано вставать. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал: «Утренний сон препятствует ризку» (имам Байхаки). Имам Мауарди сказал: «Утренний сон вызывает слабость, лень, праздность и забывчивость».
4. Не оставляйте сегодняшнюю работу на завтра. Одна из вредных привычек, мешающих успеху — переносить дела на завтра. Необходимо избавиться от лени, не откладывая действие, которое можно выполнить уже сейчас.
Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не откладывайте сегодняшнюю работу на завтра».
5. Качественное выполнение возложенных на нас обязательств. Недостаток, унижающий человеческое достоинство и его честь — это халатное отношение к поступкам
6. Быть внимательным к своему делу. Мусульманин, который тщательно и внимательно выполняет свою повседневную работу, всегда будет уважаем. «Для разумного человека достаточно пару слов». Необходимо все делать с особой внимательностью и ответственностью.
7. Держите свою одежду, машину, дом и мечеть в чистоте. Одежда мусульманина должна быть подходящей и чистой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе:
«Поистине, Аллах любит видеть следы Своего благоденствия на Своём рабе» (Имам Тирмизи).
Согласно тому, что чистота — это половина веры очень важно обращать внимание на чистоту и поддерживать окружение в чистоте.
Чтобы быть внимательным, необходимо обратить внимание на следующее:
- воздерживаться от грехов и не нарушать заповеди Аллаха. Это потому, что если человек совершит грех или приблизится к нему, его рвение к молитве ослабнет.
- выполнение каждого поклонения своевременно, в начале отведенного ему времени. Ленивый всегда откладывает свои дела на завтра. А внимательный мусульманин выполняет сразу.
- не оставаться в стороне от джамаата. Потому что влияние шайтана усиливается для одиночных мусульман.
В жизни каждого встречаются и горе, и радость. Тогда, если он будет стойким в своих словах и делах, он получит помощь и успех от Аллаха. Со слов Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что когда сердца верующих начали ослабевать, он произнес следующий аят:
«Разве не наступило время для того, чтобы сердца верующих смягчились при упоминании Аллаха и ниспосланной истины? Пусть не станут они подобны тем, кому ранее было дано Писание, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени. Многие из них являются грешниками» (Сура «Аль-Хадид», аят 16).
Имам Раббани сказал: «Необходимо рассматривать трудности, с которыми сталкиваются некоторые люди в виде источника счастья в изложении истин Ислама. Пророки претерпели множество невзгод и бесконечных испытаний. Султан пророков хазрат Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал: «Ни один пророк не понес бремя, которое я перенес» (Имам Тирмизи). Мусульманин должен стараться оставаться твердым в любом положении и быть стойким перед лицом различных трудностей. То есть отчаяние в беде и горе — признак слабости. Слабость не к лицу мусульманину. Потому что Коран предупреждает нас не расслабляться. В следующем аяте Аллах повелел:
«Не переставайте (сражаться) и не печальтесь, ведь вы — выше (их), если вы верующие» (Сура «Али-Имран», аят 139).
Лень и праздность приводят к разорению
Человеческая природа склонна к томлению и скуке. Лень и праздность — это отрицательные человеческие черты, мешающие стать набожным мусульманином. Лень и праздность — дурные привычки, которые лишают нас благородных качеств. Наши предки говорили: «Труд человека кормит, а лень портит».
Машхур Жусуп Копейулы сказал: «У бедности три брата: старший — упрямство, средний — лень, а младший — сон». Вот несколько способов избавиться от этих привычек, говорит он:
«Корень упрямства находится на затылке человека. И имеет сорок натянутых нитей, заставляющие человека упрямствовать, даже если одна из них освободится, то другие не дадут ни поесть, ни попить. Ленивый человек не хочет ни двигаться, ни ходить, у него одно желание — лежать и отдыхать. Корень сна находится в локтевом суставе. Когда он засыпает, он опирается локтями о землю и ложится.
Научитесь быть послушным, избавитесь от упрямства. Даже если нет нужды куда-либо отправиться, походите, подвигайтесь, это избавит вас от лени. Задавайся вопросом о заботе окружающих: «Что мне делать, как я смогу ответить за это?». Тогда, думаю, от сонливости избавишься. Если избавиться от этих трех, тебя хватит и на все остальное».
Наша религия не поддерживает лень. Она приказывает избегать таких отрицательных черт характера. Наша религия осуждает пустую трату времени на бесполезные вещи и предупреждает, что в будущем мы будем нести ответственность. Чтобы достичь наших целей, мы должны быть решительны во всем, что мы делаем. Поскольку у ленивого человека нет настоящей цели и мечты, он тратит время на фантазии и несбыточные мечты.
Однажды хазрат Баязид Бистами отправился в паломничество. Когда он совершал тауаф вокруг Каабы, он увидел сидящего на углу Каабы человека с поводьями в руках. Баязид узнал в нем шайтана, подошел к нему и сказал:
- Я тебя узнал, ты же шайтан! Что это за поводья у тебя в руках?
Тогда шайтан сказал:
- Эти поводья я наложил на своих рабов. Они сейчас совершают тауаф. Как только они закончат, я снова поеду на их шее. Баязид Бистами:
- А мне на шею ты тоже можешь наложить поводья? - Спросил он с ухмылкой.
Шайтан, склонившись, сказал:
- Нет! Я буду ездить на твоей шее и без всяких упряжек! Баязид, пораженный этим ответом, покинул шайтана и приступил к тауафу. На обратном пути из паломничества Баязид Бистами наткнулся на реку. Собираясь перейти реку, он увидел на берегу старика, который не мог перейти реку. Старик посмотрел на Баязида и сказал:
- Сынок, будь добр, помоги мне перейти эту реку.
- Конечно! Когда они подошли к середине реки со стариком на спине, старик склонился и сказал Баязиду:
- Я же говорил тебе, что оседлаю тебя и без всяких упряжек?
В этот момент Баязид Бистами понял, что ошибся, когда говорил с шайтаном, и унес шайтана на другую сторону, чтобы тем самым наказать свой нафс. «Если ты будешь искать шайтана, то найдешь его и в Мекке». Не следует гордиться тем, что шайтан не придет к тебе! У шайтана длинные руки, сильная хватка и прочные поводья. Такого избежать могут лишь искренние рабы Аллаха.
Наш долг — быть внимательными мусульманами, избегать вредных привычек и не уставать просить Аллаха о помощи.
«О, Аллах, поистине, я прошу защиты у Тебя от немощности, лени, трусости, скупости, старческой слабости и могильных мук. О, Аллах, сделай мой нафс богобоязненным и очисти его, Ты лучший из очищающих, Ты его хозяин и покровитель. О, Аллах, поистине, убереги меня от бесполезных знаний, не смиренного сердца, от нафса не насыщающегося и мольбы, которая остаётся без ответа» (имам Муслим).