Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Могила — это или сад из садов рая, или же яма из ям преисподней». (Хадис).
Могила (кабр) — это промежуток времени между смертью и воскресением. Это называется Барзах. Слово «барзах» означает преграду между двумя вещами. Например, небольшой участок между двумя странами можно назвать «барзахом». Шариат называет время между смертью и воскресением, то есть могилу, «барзах» (загробный мир). У каждого там есть определенное время пребывания.
Со слов Мухаммада ибн Кааба передано, что Курази донес ему следующие аяты: «А когда смерть подходит к кому-то из них, он говорит: «Господи! (Верни меня обратно) чтобы я смог (уверовать и) совершать хорошие поступки, которые я не совершал (погубив этим свою жизнь). (Ему будет дан ответ): Нет (не будет тебе никакого возвращения)! Это просто слова, которые он произносит. Впереди у них — барзах (загробный мир, в котором они пребудут) до дня, когда будут воскрешены» (Сура «Аль-Муминун», аяты 99-100).
Всемогущий Аллах говорит: «Чего ты хочешь? К чему ты стремишься? Хочешь вернуться, чтобы снова накапливать имущество? Ты собираешься вернуться, чтобы что-нибудь посадить? Ты хочешь вернуться к строительству высоких зданий? Тратить деньги? Скажи мне, почему ты хочешь вернуться?» Человек в ответ: «Я хочу вернуться только для того, чтобы делать благие дела, на которые не обращал внимания в своей жизни». После ответа раба Всемогущий Господь сказал ему: «Нет! То, что ты говоришь, больше никогда не повторится! Потому что ты лжешь. Человек произносит эти слова лишь тогда, когда находится в смертельной агонии».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у своих сподвижников, знают ли они в отношении кого был ниспослан аят, в котором есть следующие слова: «Несомненно, для них — скудная, ограниченная жизнь...» Асхабы (сподвижники) ответили ему: «Лучше всех это знают Аллах и Его Посланник». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал следующее пояснение: «Это муки, которые испытает неверующий, когда будет находиться в своей могиле. На него нападут девяносто девять драконов. Знаете ли вы, что такое дракон? Это девяносто девять змей. У каждой змеи имеется по семь голов. Они жалят человека в могиле, отравляют его своим ядом, кусая всё его тело. Они проникают в его тело и выходят из него. И это будет продолжаться до самого Судного дня, когда все будут воскрешены».
После того как человека хоронят, в могиле подходят к нему два ангела, аль-Мункар и ан-Накир, и спрашивают о его Господе, Его Пророке и его религии, а затем его мучают или же, в качестве награды, дают возможность погрузиться в сладкий сон до Судного дня.
«Однажды мы отправились вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) хоронить одного их мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда её ещё рыли. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сел лицом к Мекке, и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться. Он держал в руке веточку и разгребал ею землю. Затем он вдруг посмотрел на небо, потом на землю. Трижды он поднимал и опускал взор, а затем сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!».
Он повторил это два или три раза, после чего продолжил: «Если верующий был богобоязненным и проживал свою жизнь в благочестии, в тот момент, когда он будет лежать на смертном одре, Аллах пошлет ему сотни ангелов, лица которых будут сиять как Солнце. Ангелы приносят этим душам сладкие благовония и саван. Затем они сидят рядом с умирающим. И когда человек отдает свою душу своему Господу, ангелы между небом и землей, и каждый ангел на небесах возносят мольбу за него. Все врата небес откроются для него, и все будут желать, чтобы человек прошел через них. Когда ангелы уносят душу умершего на небо, они говорят: «О, мой Господь! Ваш раб пришел». Всевышний Аллах ответит им: «Верните его на Землю и покажите сначала ему приготовленные Мной блага и награды. Ибо я обещал Своему рабу:
«Мы создали вас (вашего праотца Адама) из нее (земли), в нее Мы вас вернем (будете в ней похоронены) и из нее выведем (во время воскрешения) еще раз (так же, как вы были выведены в первый раз)» (Сура «Та Ха», аят 55).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Когда покойного хоронят, к нему приходят два синеглазых черных ангела, одного из которых зовут аль-Мункар, а другого — ан-Наки». — и они говорят ему: «Что ты обычно говорил (о Мухаммаде)?» И он повторяет то, что говорил обычно: «Раб Аллаха и Его Посланник; я клянусь, что никто не достоин восхваления, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник». Тогда они говорят: «Поистине, мы знали, что ты скажешь это». Тогда могила для него расширяется, и в ней появляется свет, и ему говорят: «Спи». Он говорит: «Я пойду к своей семье и расскажу им». Они говорят: «Спи, как молодой муж, которого не разбудит никто, кроме его любимой жены» (то есть пока Аллах не поднимет его с места его сна).
Но если покойник лицемер (мунафик), он говорит: «Я слышал, что люди говорили так-то, и я говорил то же самое (не знаю)». Они говорят: «Мы знали, что ты скажешь это». Тогда земле повелевается: «Сожми его», и его начинают сжимать, и он находится в таком мучительном положении до тех пор, пока Аллах не поднимет его с того места, где он находится»
В Священном Коране: «Аллах укрепляет (веру) верующих твердым словом (Единобожия) в земной жизни и в вечной жизни (начиная с могилы и места сбора). А несправедливых Аллах сбивает (с истинного пути). Аллах делает, что пожелает» (Сура «Ибрахим», аят 27).
После того как похоронят человека и до тех пор, пока не начнется могильный допрос, покойный слышит шаги возвращающихся оттуда родственников и знает обо всем происходящим.
Если умерший заслуживает наказания, он будет страдать вне зависимости от того, похоронен он или нет. Неважно, съедят ли его дикие звери, сожгут дотла и будут рассеян его прах, повешен буден он или утоплен, он будет получать по заслугам. Мучению могилы подвергается и душа, и тело. Последователи «Ахлю ас-Сунна уаль-Джамаата» (люди Сунны и согласия) верят в это безоговорочно.
Мухаммад ибн Али (да смилостивится над ним Аллах) говорил: «Когда человек умирает, его благие или скверные дела на земле принимают другую форму и показываются ему. Человек будет любоваться своими благими делами, но будет отводить взгляд от скверных своих дел, ввиду их безобразного и ужасающего вида.
Кяфир (неверующий), мунафик (лицемер) будут страдать могильными муками. Даже если он умрет ближе к Концу света, период ожидания будет долгим. И это один из видов мучения.
Грешные мусульмане также могут быть подвергнуты мучениям в могиле. А те, у кого есть иман и благие дела, найдут удовольствие в могиле. Ожидание Судного дня для них будет недолгим.
Также в другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Могила — это либо сад из садов Рая, либо яма из ям преисподней» (имам Тирмизи).
В Священно Коране сказано: «(А в могиле их ждет) огонь, куда их помещают утром и вечером. А в День наступления Часа (в Судный день) подвергните род Фараона самому суровому наказанию!» (Сура «Гафир», аят 46).
Человек должен уверовать в загробную жизнь, делать праведные дела и готовиться к ней. В хадисах рассказывается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всегда молился о спасении от мук могилы.
Всевышний Аллах сообщает, что выход из могил людей будет подобен растениям, произрастающих из земли. В аяте священного Корана говориться: «(Подобно тому, как Мы оживляем мертвую землю) так же Мы воскрешаем мертвых (выводя их из могил). (Мы объясняем вам эти аяты) чтобы вы приняли наставление (и в действительности уверовали в воскрешение)» (Сура «Аль-А’раф», аят 57).
Передается от Абу Разина аль- ›Укайли (да будет доволен им Аллах): «Я спросил: «О, Посланник Аллаха! Как Аллах воскрешает людей и есть ли доказательства в Его творении? Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда ты проходил мимо засохшего места своей местности, видел ли ты его позеленевшим, проходя мимо него в следующий раз?» Я сказал: «Да». Тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это доказательство того, что Аллах выводит мертвых из того, что Он создал» (имамы Абу Дауд, Байхаки).
Смерть означает потерю всего того, что человек любил в дни своей жизни. Он находится на расстоянии от своих близких, друзей и всего остального. Когда приходит смерть, он теряет все сразу мгновенно.
Человек прожил всю свою жизнь, понимая ее лишь с материальной точки зрения, и был сильно привязан к тому, что имел. Его глаза не видели ничего, кроме мирских вещей. В таком случае, все его накопления отнимаются и передаются его противникам. Помимо того, что отнимают у человека, он теряет большую награду, обещанную ему в Ахирате. Все это будет преградой между человеком и Аллахом. Потому что любить что-то иное, кроме Аллаха, означает быть преградой между Аллахом и собой. Это значит быть лишенным Божьей милости и благодати. Отныне этот человек будет видеть только страдания и душевные мучения. Он будет находиться в глубочайшем отчаянии, в надежде избавиться от всех этих мук. Это отчаяние — тревога, вызванная упущением благ вечной жизни. Теперь он убежден в истине. Он опечален тем фактом, что Аллах не принимает его и что между ним и Аллахом есть преграда. С одной стороны, его обжигает чувство разлуки, а с другой — его ждет адский огонь. Всемогущий Аллах сказал в Коране: «Нет же! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой. А затем они попадут в Ад» (Сура «Мутаффифун», аяты 15-16).
Однако человек, который любит своего Господа и стремится встретиться с Ним, смог спастись от этой обманчивой жизни и мирских желаний. Теперь эти люди отбросили мирские печали и желания и обратились к своему возлюбленному Господу. Они поверили в Его избавление от всех опасностей и навсегда умножили Божью благодать и благость.
Когда раб умрет, он либо будет строго наказан, либо получит большую награду. Разумным людям нужно подготовиться к этому.
Да ниспошлет нам Всевышний Аллах радость двух миров, спасет нас от мук могилы и даст нам возможность побывать в садах вечного Рая!