Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Опорой дома является его фундамент, а опорой религии является познание Всемогущего Аллаха» (Хадис).
Основная задача человека в этом мире — это познать своего Господа и уверовать в него. Так как человечество пришло в эту жизнь, чтобы поклоняться Всемогущему Аллаху. А для того, чтобы поклоняться Аллаху, нужно сначала познать Его. Посредством познания Творца человек уверует в существование Всевышнего. А вера приходит через знания. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Знание начинается с познания Могущественного Аллаха(Аль-Джаббар), заканчивается же вверением Ему своих дел».
Всевышний Аллах, указывая на то, что только считанные люди могут понять различные тайны мироздания, говорит:
«Поистине, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня — знамения для обладающих разумом (ясные и неоспоримые доводы на то, что Всемогущий Творец существует и Он совершенен)» (Сура «Али-Имран», аят 190).
Действительно, в том, что восход и заход Солнца и Луны происходят в определенном порядке, а также тот факт, что гигантские небесные тела совершают соответствующие вращения, двигаясь по определенным траекториям, во всем этом есть великое и ясное доказательство для людей разумеющих.
Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Опорой дома является его фундамент, а опорой религии является познание Всемогущего Аллаха и обладание разумом, способного отстранять от злодеяния». Тогда мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) уточнила: «Что такое разум, отстраняющий от злодеяния?». Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Не противопоставление человека его Создателю, а наоборот, разум, выступающий посредником, связующим человека с его послушанием своему Создателю». В Священном Коране сказано:
«Он — Тот, Кто создал для вас ночь, чтобы вы отдыхали, и день для освещения. Поистине, в этом — знамения (указывающие на Его единство) для тех, кто слышит (и задумывается)». (Сура «Юнус», аят 67).
Человеку, не проявляющего усердия в размышлении несвойственно найти, а тем более познать Господа, покорившего весь мир. Пусть даже покрыто небо ты сячами звезд с ясным начертанием «Аллах». «Аллах есть свет небес и земли», но он не способен «увидеть Его». Несмотря на то, что приходили пророки и провозглашали миру существование Аллаха, демонстрируя при этом различные чудеса (му’джиза), устраняющие сомнения, некоторые люди, к сожалению, и в таких обстоятельствах сомневаются в существовании Творца. Всевышний описал их состояние следующим образом:
«Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они увидят верный путь, то не пойдут по нему, а если увидят путь заблуждения, то пойдут по нему (выберут именно его). Это (отказ от истинного пути и следование путем заблуждения) — потому, что они отвергли наши знамения и не проявили кним (должного) внимания» (Сура «Аль-А’раф», аят 146).
В следующем аяте Аллах сообщает:
«Боятся Аллаха из Его рабов только обладатели знания» (Сура «Фатыр», аят 28).
На самом деле, уровень разумного человека, размышляющего о природе, Вселенной и беспечного, который думает только о сегодняшнем дне, не понимая сути существования, даже не подлежат сравнению.
Зуннун Лисри говорил: «Фольше всех об Аллахе днает тот, кто больше других удивляется ист восторга качает головой».
Знание приобретает свои свойства только тогда, когда дает человеку возможность познать внешний и внутренний мир. Все это возможно только силой разума Всевышнего. В противном случае ограниченный разум смертного не сможет полностью постичь всемогущего Создателя. Вот почему мы нуждаемся в божественном разуме.
Ислам поошряет применение рационального мышления в познании Аллаха. Разум ведет нас к поиску, познанию и поклонению Богу. Всевышний Аллах делает наставление человеку, который является самым благородным из всех живых и неживых существ, глубоко размышлять, основываясь на силе собственного разума.
Во времена имама Абу Ханифы были люди, которые отрицали Бога и отвергали религию. Великий имам, будучи еще ребенком, как-то вел спор с одним из них. Однажды он и его учитель отправились в место, где неверующие вносили сомнения в умы людей. Один из этих людей заявил: «Ну, а кто будет со мной спорить? Пусть приходят ко мне те, кто говорит, что Бог существует»? Абу Ханифа встал перед ним и сказал: «Задай их мне, я отвечу на твои вопросы». Мужчина посмотрел на ребенка и сказал: «Скажи мне, возможно ли, что все, что существует, не имеет начала и конца?». Тогда мальчик спросил: «Ты умеешь считать?»
- Да.
- Скажите, какое число перед единицей?
- Перед единицей!? Ничего! Разве ты этого не знал? Тогда мальчик:
- Если нет начала перед каким-то немощным числом один, то о каком же начале может идти речь в отношении Единого Аллаха? Атеист, чувствуя себя проигрывающим, задал второй вопрос:
- Итак, скажи мне, в какой из шести сторон находится один истинный Бог? Ведь все существует либо справа и слева, либо снизу и сверху, либо спереди и сзади? Тогда молодой ученый ответил:
- Разве это вопрос? Перед тем как ответить на него, скажите мне — в какую сторону светит луч, исходящий от лампы? Мужчина сказал:
- Свет лампы светит повсюду. Мальчик, ожидавший именно этого ответа, сказал:
- Если свет какой-то свечи этого бренного мира таков, каким вы его описали, то, как может быть описан сторонами Тот, Кто не имеет ни ширины, ни длины, Вечный, Свет неба и земли!? Однако атеист продолжил задавать вопросы:
- У всего есть свое место. А где место Бога? Затем мальчик спросил:
- Есть чашка молока? Затем, глядя на неверующего, спросил у него, есть ли жир в этом молоке?
- Да, есть.
- Где же он в этом молоке?
- Мальчик, ты задаешь никчемные вопросы. Разве можно указать на место жира в этом молоко? Он же повсюду. Абу Ханифа продолжил:
- Если дело обстоит так с каким-то маслом, то как вы можете спрашивать о месте Создателя небес и земли? — снова ответил он.
Одно из величайших доказательств существования Бога — это космос. Когда мы думаем о месте, где живем, и о бесчисленных звездах вокруг него, мы видим удивительные вещи. Вера в величие Творца любого, кто обратит на это явление внимание, непременно укрепится. В Священном Коране:
«Аллах создал небеса и землю с истиной. Ведь в этом — знамение для верующих» (Сура «Аль-—‘Анкабут», аят 44).
Аяты Корана призывают человека обратить внимание на Создателя этого мира, земли и неба, познать его тайны, укрепить свою веру и избавиться от сомнений.
По мнению астрономов, Земля — одна из маленьких планет Солнечной системы. Солнечная система — это лишь часть всей галактики. Невооруженным глазом видно не более 6000 звезд. Но с помощью специальных инструментов можно получить совсем другую информацию. В Священном Коране сказано:
«Скажи (Мухаммад, язычникам): «Посмотрите на то, что на небесах и на земле (на знамения единственности Всевышнего Аллаха)». Но знамения и предупреждения (посланников) не помогут неверующим!» (Сура «Юнус», аят 101).
Нет иного доказательства для тех, кто, увидев и познав мудрость и секреты всего этого, все равно не верует в Аллаха. Это потому что на тех, кто не верит в Аллаха, видя все это, иные доказательства не действуют. Мусульмане же признают и ссылаются на сотворение этого мира как на доказательство существования Бога.
Ученые, исследовавшие и изучавшие бесчисленные явления во Вселенной, поразились могуществу Великого Создателя и склонили головы перед Его необычайным мастерством.
Знаменитый физик Эйнштейн говорил: «Моя религия состоит в чувстве смиренного восхищения персу безграничным разумом. Наш слабый и изменчивый разум кое-что извлек ид этого великого Тадума. 'Чтобы понять эту глубокую веру и божественную великую силу мне достаточно посмотреть на эту галактику. Это напоминает мне о существовании Бога».
Марит Стэнли, член Академии естественных наук США, сказал: «Все в мире является свидетельством существования Бога, свидетельством Его силы и величия. Когда мы, ученые, исследуем некоторые вещи в этом мире, мы не можем выйти за рамки размышлений о том, что все было создано мудростью и силой Бога».
Всевышний Аллах создал мир как зеркало, отражающее Его сущность. Потому что все творения, вся жизнь — свидетельство Его существования. Абсурдно полагать, что Вселенная возникла случайно, что небесные тела сошлись вместе, чтобы сформировать такую систему. Невозможно себе представить, чтобы каждая вещь, устроенная в определенном, точном порядке сошлись по случайному стечению обстоятельств. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«О люди! Вот вам пример, послушайте же его! Поистине, те, кому вы поклоняетесь, помимо Аллаха, ни за что не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого (создания)». (Сура «Аль-Хадж», аят 73).
Чем больше человек узнает и познает Всемогущего Аллаха, тем больше его сердце наполняется любовью к Творцу, возвышаясь в степени. И благочестивый, и неверующий нуждаются в своем Создателе. Через знание неверующие просвещаются верой, а заблудшие находят правильный путь. Глубокое познание Всевышнего — очень важный вид поклонения для верующих, гордо носящих священное имя «мусульманин». Наш мудрый предок Бухар Жырау заповедал: «Моли Господа, чтобы быть верным Богу». Пусть Всевышний Аллах дарует нам честь быть среди тех, кто действительно познал Его!