Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Казбек Ахметов
- Канатали Такиров
- Нурмухаммад Иминов
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Коррупция — это общественно опасное преступное деяние, совершаемое государственными служащими с целью использования предоставленных им возможностей для личной выгоды и корысти. Распространенные признаки коррупции: взяточничество в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав или имущественного выигрыша за действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или его представителя, родства, товарищества, продвижение по службе из-за близости, а также разграбление государственного и общественного имущества. Злоупотребление служебным положением, взяточничество, владение вверенным имуществом, дача ложных показаний являются преступлением и тяжким грехом.
Взятка — это имущество, которое дается с целью подкупа кадрового специалиста. Дается для того, чтобы привлечь на свою сторону взяточника или добиться от взяткодателя своей цели.
Взяточничество с целью совершения зла — тяжкое преступление и грех. Также не разрешается давать взятку для положительного решения какого-либо дела. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал Абдуллаха ибн Рабаха (да будет доволен им Аллах) к иудеям. Они должны были заплатить налоги с финиковой рощи. Тогда иудеи хотели подкупить Абдуллу (да будет доволен им Аллаха) и предлагали ему различные дары. «Ваши взятки незаконны. Поэтому мы не принимаем это», — ответил им Абдулла (Малик).
Всемогущий Аллах запрещает мусульманам давать и получать взятки. Всемогущий Аллах говорит: «Не поедайте (не присваивайте) имущество друг друга незаконно и не подкупайте судей, чтобы забрать часть имущества людей без права, зная (что совершаете этим грех)» (Сура «Аль-Бакара», аят 188).
В другом аяте Всевышний Аллах описывает лицемеров: «Они внимательно слушают ложь и жадно потребляют запретное (имущество). Если они придут к тебе (Мухаммад, с вопросом), то рассуди их (если ь хочешь) или же отстранись от них. Если ты отстранишься от них, то (не стоит опасаться их враждебности, так как) они ничем не навредят тебе. А если ты станешь судить, то суди по справедливости (беспристрастно). Поистине, Аллах любит справедливых (защищает и возвышает их)» (Сура «Аль-Маида», аят 42).
Фраза «жадно потребляют запретное» в этом аяте означает овладение чужой собственностью. Саид ибн Джубайр (да будет доволен им Аллах) сказал об этом аяте: «Здесь говорится о взяточничестве».
Взяточничество, ведущее к коррупции, разрушает общество. Там, где есть взяточничество, несправедливость воспринимается как должное, то, что запрещено, разрешается, и принимается несправедливое решение. Угнетатели имеют возможность разрешить дело в свою пользу. Там, где есть взяточничество, ответственности нет. Ислам запрещает любой вид взяточничества. Даже взятка в качестве подарка — харам.
Абу Хумайд ас-Саиди передаёт: «В своё время Пророк (мир ему и благословение) поручил одному мужчине собрать закят. Вернувшись, он пригнал скот, и некоторых животных отогнал в сторону, сказав: «Это - ваше, а это было подарено мне». Тогда Пророк (мир ему и благословение) поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху и сказал: «Почему не остался он в доме своей матери или своего отца, чтобы посмотреть, подарят ему это или нет?! Кто возьмёт что-либо из этого незаконно, тот в День воскресения придёт, неся это на себе: придёт с ревущим верблюдом, или с мычащей коровой, или с блеющей овцой» (Ахмад).
Также в другом хадисе от Адиййа Ибн Умайра передается: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) произносил: «Если кто-то из вас, кого мы наняли на работу, утаит хотя бы иголку, и все, что более этого, то это расценивается как укрывательство общественного имущества, которое он принесет в Судный День». Тогда к нему подошел чернокожий мужчина из племени аль-Ансар и произнес: «Посланник Аллаха, прими от меня твое дело». (то есть, он отказывался исполнять работу по сбору закята, которую на него возложил Пророк). Пророк спросил: «Что случилось с тобой?» Человек ответил: «Я слышал, как ты сказал то-то и то-то». Пророк сказал: «Я скажу это еще раз сейчас: каждый из вас, кого я назначил на должность, должен приносить все, что она приносит — большое и малое» (Муслим).
Преобладание коррупции в стране приводит к возникновению теневой экономики, замедлению экономического роста и резкому усложнению социальной и политической напряженности. В то же время в случае массовой коррупции высокопоставленных государственных чиновников правоохранительные органы не смогут привлечь их к ответственности за совершенные ими преступления. Коррупция делится на два вида: преступные действия, совершаемые отдельными должностными лицами, и преступные действия, совершаемые совместно несколькими должностными лицами.
В Исламе руководство — это большая ответственность. Лидер в первую очередь должен быть справедливым. Говорят, что человек, который управляет страной и заботится о нуждах людей, будет удостоен чести в будущем и будет сидеть за минбаром из нура (свет) только в том случае, если он полностью осознает свою ответственность и не уклонится от правосудия. В Коране говорится: «Поистине, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение (имущество) его владельцам и, когда вы судите людей, (велит) судить по справедливости» (Сура «Ан-Ниса», аят 58).
Борьба с коррупцией — задача коллективная. Нугман ибн Башир (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пример тех, кто соблюдает установления Аллаха, и тех, кто их нарушает, подобен примеру людей, которые тянули жребий, чтобы занять места на корабле. Одни из них оказались на его верхней части, а другие — на нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им приходилось проходить через разместившихся на палубе, и в конце концов они сказали: «А не проделать ли нам дыру в днище, чтобы набирать воду через нее, не беспокоя тех, кто находится наверху?» Если те, кто наверху, оставят их делать то, что они хотят, все погибнут. А если они удержат их, то спасутся сами и спасут остальных. (Бухари).
Аиша передаёт, что в своё время курайшиты были озабочены делом одной женщины из Бану Махзум, которая совершила кражу, и одни стали говорить: «Кто поговорит о ней с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» — а другие сказали: «Кто же осмелится заговорить с ним, кроме Усамы ибн Зайда, любимца Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!» Когда Усама походатайствовал за неё, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Неужели ты ходатайствуешь об отмене одного из наказаний, установленных Аллахом?!» А потом он встал и обратился к людям с проповедью, после чего сказал: «Поистине, живших д0 вас погубило то, что, когда кражу совершал знатный, они не трогали его. Когда же её совершал слабый, они применяли к нему установленное наказание. Клянусь Аллахом, даже если бы украла Фатима, дочь Мухаммада, то я непременно отрубил бы руку и ей!» (Муслим).
В мудрых словах наших предков было сказано: «У истинного бия нет «своих», а если есть, то в нем нет имана». Из истории известно, что жизнь Толе би, Казыбек би, Айтеке би и других великих биев и ораторов является доказательством их справедливости и праведности.
Согласно Корану и Сунне, Ислам строго запрещает любую форму коррупции или взяточничества, большого или малого, и даже классифицирует это как тяжкий грех. Человек, который ответственно и верно служит Аллаху, будет благословлен в своем доме. В народе говорят «лучше дозволенная коза, чем запретный верблюд». Вот почему наши предки говорили: «Пусть мало, но с баракатом».