104. Cправедливое взвешивание - Ихсан - основа духовного воспитания
Каскелен
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Магриб 19:13
Каскелен
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Каскелен
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:15 04:45 12:03 17:05 19:13 20:43
свернуть
Календарь
Хиджра
11 Сафар 1447
Григорианский
05 августа 2025

Циклы уроков

104. Cправедливое взвешивание

104. Cправедливое взвешивание

103. Забота о сиротах

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
вчера 744 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Мы продолжаем цикл по книге «Ихсан – основа духовного воспитания» и сегодня мы начинаем читать новый раздел: "Об избегании пагубных деяний". Это завершающий раздел книги. Первая тема, которую мы пройдем - это справедливое взвешивание. Всевышний Аллах суре «Ар-Рахман» повелевает:

 

«Взвешивайте справедливо и не обманывайте на весах».

 

Всемогущий Аллах повелел людям зарабатывать только честным путем и держаться подальше от всего запретного. В суре «Трапеза» священного Корана сказано: «Питайтесь из того, чем Аллах наделил вас — дозволенным и благим. И бойтесь Аллаха, в которого вы верите». В другом аяте говориться: «О, посланники! Ешьте чистое (и благое) и совершайте благие поступки. Поистине, Я знаю все, что вы делаете».

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал верующим избегать харама настолько, насколько это возможно. В хадисе сказано: «Аллах прекрасен и не принимает ничего, кроме прекрасного».

 

Аллах установил весы, чтобы мы не злоупотребляли мерой. Он приказал не злоупотреблять мерой и не обвешивать с целью установления справедливости. В суре «Ар-Рахман» говориться: «Взвешивайте справедливо и не обманывайте на весах».

 

Один из основных источников жизни человека — торговля. Но торговля также бывает дозволенной и запретной. Поэтому Всевышний Аллах повелевает людям быть осторожными в этом вопросе. Обвешивание или халатное отношение к этим вещам — это то, что вызывает гнев Аллаха. Всевышний Аллах предупреждает, что обвешивание является тяжким грехом, и описывает это в Коране следующим образом: «Горе обвешивающим, тем, кто, покупая и взвешивая у других, требует сполна, а когда отмеряют или взвешивают для других, то наносят им убытки. Разве не думают они, что будут воскрешены для Великого дня, дня, когда люди предстанут перед Господом миров?! Нет же! Книга нечестивцев окажется в Сиджжине».

 

Причина ниспослания этой суры заключена в следующем: Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, жители того места хорошо наловчились обвешивать покупателей. Вот почему Всевышний Аллах ниспослал этот аят. Имам Куртуби сказал: «Эта сура ниспослана в отношении Абу Джухайны, настоящее имя которого Амр. У него было двое весов. Одними из них он взвешивал при покупке товара, а другими — при его продаже».

 

С момента рождения человек находится в поиске пропитания. Конечно, есть много способов заработать на жизнь. И один из них — занятие торговлей.

 

Мусульмане, торгующие на рынке, должны обращать пристальное внимание на товары, которые они продают. Особенно осторожными следует быть тем, кто продает на развес. Потому что в Судный день нас спросят о каждом килограмме и грамме, который мы взвешиваем, и мы дадим отчет об этом.

 

Вот случай, связанный с нашей темой. Вдова, потерявшая мужа, каждый день брала пахту из коровьего молока и продавала его на рынке. Хозяин киоска доверял старушке и скупал масло безо всяких мер предосторожностей. Однажды все же усомнившись, хозяин киоска попытался взвесить масло, которое продала ему старушка. И оказалось, что купленный якобы килограмм, весил всего девятьсот грамм. На следующий день хозяин киоска очень рассердился и сказал старухе, которая пришла снова со своим маслом:

 

- Впредь не приносите мне свое масло. Я больше не буду брать у вас.

 

- Что я сделала не так, сынок? — спросила она, ничего не понимая.

 

- Вы мне принесли всего девятьсот граммов масла, когда должны были принести килограмм. Разве обвешивать это не грех? Как вам не стыдно? Тогда старуха сказала:

 

- Сынок, у меня нет весов, чтобы взвешивать это. Я использую в качестве меры тот самый пакет сахара, который ты мне продал, сказав, что в нем килограмм.

 

Услышав это, владелец киоска очень смутился и чуть не сгорел со стыда.

 

Торговец не должен погрязнуть в мирской жизни и пренебрегать обязанностями, которые ему вменил Аллах. Иногда, когда вы рассказываете некоторым из наших братьев и сестер, торгующих на рынках, о намазе и посте, они говорят: «У нас нет на это времени, у нас нет возможности». Однако настоящих мусульман нельзя обмануть этими обманчивыми испытаниями земного мира. Всевышний Аллах говорит в суре «Ан-Нур» священного Корана:

 

«Мужчины, которых ни купля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся Судного дня, когда перевернутся сердца и взгляды от ужаса».

 

В эпоху правления Умара бин аль-Хаттаба некоторые продавцы молока смешивали молоко с водой. Мусульмане пожаловались на это халифу. Повелитель правоверных отправил глашатая на рынок, чтобы он провозгласил возле продавцов молока о запрете обмана покупателей путем разбавления молока водой. В противном случае повелитель верующих строго накажет их.

 

Однажды ночью Умар ибн аль-Хаттаб вышел со своим слугой, чтобы проверить состояние мусульман. В пути они остановились, чтобы немного передохнуть возле стены, и вдруг Умар слышит, как одна женщина говорит своей дочери:

 

- Вставай и смешай то молоко с водой!

 

- О мать, разве ты не ведаешь, что повелел сегодня повелитель верующих?! — сказала в ответ дочь.

 

- А что он повелел?

 

- Он повелел глашатаю возвестить: «Не смешивайте молоко с водой!»

 

- О дочь моя, вставай и разбавь молоко с водой, поистине, ты в таком месте, где ни Умар, ни его глашатай не видят тебя!

 

- Клянусь Аллахом, если даже Умар не видит нас, то ведь Господь повелителя верующих нас видит!

 

Утром следующего дня Умар сказал своему сыну Асыму: «Отправляйся в такое-то место, там находится молодая девушка, если она не занята (не замужем), то женись на ней. Возможно, Аллах одарит тебя от нее благодатным потомством!»

 

Действительно, интуиция аль-Фарука Умара, да будет доволен им Аллах, не подвела его. Асым женился на той девушке, она родила ему дочь Умму Асым, на которой женился Абдульазиз бин Марван. Умму Асым родила ему сына Умара бин Абдульазиза, халифа, ставшего известным во всем мире своей справедливостью (да смилуется над ним Аллах и да будет доволен им).

 

Абу Ханифа родился в купеческой семье. Вероятно, он не переставал торговать до конца своей жизни. Он знал все нюансы торговли в Исламе и давал фетвы по многим вопросам, связанным с торговлей. Издавая фетву, он, прежде всего, полагался на Коран и Сунну. Если решение этой проблемы не могло быть найдено в этих двух основных источниках, он обращался к традициям людей и старался не отклоняться от шариата.

 

Абу Ханифа отличался следующими четырьмя качествами в торговле. Он был известен людям этими качествами и стал надежным торговцем.

 

1. Он был скромным и умеренным. Абу Ханифа не впадал в ненасытность, и, с другой стороны, в расточительство. Вероятно, причина этому его совершенная вера и то, что он происходил из богатой семьи.

 

2. Он не злоупотреблял аманатом, хранил его лучше своего имущества.

 

3. Он был очень щедрым и не любил жадность.

 

4. Благочестивый, набожный, он старался каждую минуту проводить в поклонении. Он постился днем и молился по ночам. Он имел высокое положение среди ученых, но также был и в авангарде торговли.

 

Однажды одна женщина пришла в его торговую точку, и принесла одежду из шелковой материи, чтобы продать ее. Имам поинтересовался ее ценой. Женщина сказала, что ей достаточно ста дирхамов. Он начал объяснять, что эта одежда стоит дороже. Женщина предложила, чтобы он купил за двести дирхамов, он сказал, что и эта цена не подходит для этой вещи. Были предложения с ее стороны в триста, и в четыреста дирхамов. Абу Ханифа предложил пригласить постороннего человека для определения стоимости этой вещи. Тот предположил, что она стоит пятьсот дирхамов, и Абу Ханифа заплатил женщине эту сумму денег. В наше время, люди, чтобы купить какую-то вещь, изыскивают тысячу причин, чтобы снизить номинальную цену товара. Имам не так уж много выделял времени для ведения бизнеса, и при этом скрупулезно сторонился сомнительного заработка. В своей жизни он не ставил цель получить от кого-то выгоду. Он старался сам принести людям пользу. Твердое вероубеждение, совершенство веры и богобоязненность привели его к высокой праведности и к нравственному отношению ко всем, с кем ему приходилось сталкиваться в жизни.

 

Такова была справедливость Абу Ханифы. Ему никогда бы в голову не пришло воспользоваться невежеством продавца и получить прибыль. Вместо этого он указал продавцу верный путь. Не раз бывало, что он даже отдавал что-то даром.

 

Однажды пришел незнакомец и сказал:

 

- Я бедный, продайте мне это платье за свою цену!

 

- Возьмите за четыре дирхама! — сказал Абу Ханифа.

 

- Хватит шутить, — сказал незнакомец, — если продашь, отдай по своей цене, у меня нет времени шутить с тобой. Тогда Абу Ханифа сказал:

 

- Это не шутка, это правда. Я купил две таких одежды. Когда я добавил денег к одной из них, я потерял всего четыре дирхама. В итоге он отдал платье за четыре дирхама, что было очень дешево.

 

Во времена Хазрата Умара (да будет доволен им Аллах), когда он был халифом, он сказал: «Тот, кто не умеет торговать по исламским правилам, не должен торговать на нашем рынке. Потому что он будет заниматься ростовщичеством, при этом сам не зная об этом».

 

Абу Ханифа, если сомневался в праведности доходов, немедленно раздавал их в качестве милостыни. Однажды он снабдил товарами своего партнёра в торговле Хафс ибн Абдрахмана и отправил продать их. При этом он предупредил партнера, что среди товаров есть вещи с дефектами. Их он наказал продать, но сначала предупреждая покупателя об имеющихся дефектах. Друг его продал весь товар, но предупредить покупателя о дефектах забыл. К тому же он ничего не знал о  окупателе. Узнав об этом, Абу Ханифа раздал всю выручку с продажи бедным. Поэтому в его состоянии всегда царило изобилие

 

Торговля по исламским стандартам — это форма поклонения. Подобно тому, как каждый мусульманин, который молится, должен знать условия и правила исламских обязанностей, таких как намаз и пост, так и торговец должен знать и изучать условия и основы торговли в нашей религии.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi