Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Остерегайтесь проницательности верующего, ибо, поистине, он смотрит при помощи света Аллаха». (Хадис).
Что означает слово мудрость? Фактически, человеком называется не тело, а его душа. Мудрый Абай называет тело «гостиницей души». То есть временная стоянка, которую по окончании срока покинут. Однако человеческий дух был создан для вечности. Он всегда жаждет вечности. Вот почему верующий испытывает счастье, когда читает Коран. Если человеческая душа не радуется, читая вечное слово Аллаха, чему еще она может радоваться?
В истории Ислама сказано, что мнения Хазрата Умара (да будет доволен им Аллаха) не раз соответствовали значениям аятов, которые были ниспосланы. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отметив проницательность и мудрость Хазрата Умара сказал: «В предыдущих уммах были люди, получавшие откровения от Аллаха. Если в моей умме есть такой человек, то это, естественно, Умар». (имам Бухари).
История говорит нам, что древние израильтяне хорошо знали учение проницательности. Например, во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) израильтяне отправляли к нему Хусейна ибн Салама, который был знатоком науки фироса, чтобы последний узнал — действительно ли Мухаммад является пророком или нет. Тогда Хусейн взглянул на Посланника Аллаха и сказал: «Это настоящий пророк». Тем, кто спрашивал его, откуда он это узнал, он говорил: «Я не нашел на его лице никаких следов лжи».
Аллах открывает истину Своим избранным посланникам и пророкам через откровение. Однако после смерти последнего из пророков, Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), Аллах раскрывал многие вещи сподвижникам и аулия путем ильхама (внушение).
Однажды по дороге в дом Хазрата Усмана взгляд Анаса пал на одну женщину. Помня об этом, он вошел в дом Хазрата Усмана. Хазрат Усман (да будет доволен им Аллах), на лицо которого стыдились прямо смотреть даже сами ангелы, сказал:
- О, Анас! Не стыдно ли было тебе войти сюда с прелюбодеянием в глазах?! Услышав это, Анас был потрясен:
- Как так? Разве откровение не прекратилось после смерти Посланника Аллаха? Тогда Хазрат Усман сказал:
- Конечно, прекратилось. А это все лишь внимательность и проницательность.
В Священном Коране говорится: «Разве тот, кто (в период неверия) был мертвецом (в духовном плане), а Мы оживили его (даровав блага веры) и наделили светом (веры), с которым он (уверенно) ходит среди людей (различая, где истина, а где заблуждение), — разве он равен тому, кто во тьме (неверия, невежества и духовной слепоты) и (скитаясь) не может выйти из нее? (Как верующим представляется прекрасной их вера) так (и) неверующим представляется прекрасным то (зло), что они совершают» (Сура «Аль-Ан’ам», аят 122).
Хайр Насадж говорит: «Однажды, когда я сидел дома, у меня возникла мысль, что Джунайд аль-Багдади (да смилостивится над ним Аллах) находится за моей дверью. Я не придал этому значения. Но эта мысль пришла снова. На этот раз я последовал своему предчувствию, открыл дверь и увидел, что Джунайд аль-Багдади действительно был там. Затем он сказал мне: «Почему ты изменил свою первую мысль?».
Фактически, люди по своей природе склонны к спорам и истребованию доказательств. Трудно чему-либо поверить, не взяв в руки или не увидев воочию. В Священном Коране говорится: «Мы изложили людям в этом Коране разные примеры, но (неверующий ) человек больше всего любит спорить (отрицая очевидное)» (Сура «Аль-Кахф, аят 54). Милость Аллаха безгранична. Он светит невидимым светом веры в сердца Своих рабов. Таким образом, человек искренне верит в загробную жизнь, даже если он не видит Рая и Ада. Он даже исправляет себя через эту веру и дает свет другим.
Однажды имам аль-Газали (да смилостивится над ним Аллах) шел по улице со своими учениками мимо пожилой женщины, не спеша принимавшей омовение. Вероятно, старуха не узнала великого имама, а просто поприветствовала толпу, сказав: «Как поживаете?». Тогда один из его учеников сказал:
- О, сестра! Разве вы не знаете кто этот человек?
- Нет, дитя мое, — ответила она. Затем ученик сказал:
- Это великий имам Газали, который привел тысячу и одно доказательство истинности Аллаха.
- Сынок, значит тебе нужны доказательства истинности Аллаха? — удивилась женщина.
В каждой истории есть урок, и богословы говорят, что человеку, который достиг близости к Аллаху с искренностью и силой веры, даже не нужно доказывать истину.
Исламские ученые утверждают, что человек, изучающий учение фироса должен, прежде всего, обладать качествами правдивости, справедливости и честности. В доказательство этого приводится аят 29 суры «Аль-Анфаль: «О, верующие! Если вы будете бояться Аллаха, то (благодаря вашей богобоязненности) Он даст вам способность отличать (хорошее от дурного), скроет ваши плохие поступки и простит вас (окончательно в Судный день)».
Основа науки фироса — это честность и справедливость, то есть предложение «различать черное и белое» в аяте является стержнем науки фироса. К этому добавляют еще два условия. Они всегда думают только о хорошем и питаются дозволенным.
В давние времена молодой христианин, скрывавший свою веру, принял участие в духовной беседе с одним из приближённых Аллаха — Абдухалыком Гуждувани (да смилостивится над ним Аллах). В ходе беседы шейху задали вопрос о значении хадиса: «Остерегайтесь проницательности верующего, ибо, поистине, он смотрит при помощи света от Аллаха».
Абдухалык Гуждувани воскликнул: «Сними свой «зуннар» (пояс определённого цвета, который были обязаны носить зимми — христиане и иудеи в Леванте) и стань мусульманином!». Молодой человек-христианин был поражен этой мудростью и проницательностью, что сразу же снял свой «зуннар» и сказал: «Нет иного бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха». Да, Абдухалык был великим учителем, разъяснившим значение хадиса не словами, а делами.
Однажды, когда Казыбек Би смотрел утром на табун лошадей, он увидел своего племянника Жанибек Батыра, который спал на берегу реки, и пророчески воспел о его будущем. Его племянник стал героем, который смог вернуть своему народу их землю.
Еще есть казахская сказка «Аяз би». Главный герой сказки Жаман говорит хану: «Вы не являетесь ханом в седьмом поколении, вы сын простого пекаря». Тогда хан поинтересовался у своей старой матери своим происхождением. И в действительности так и оказалось.
- Откуда ты узнал это?
- Когда я впервые пришел к вам, вы отправили меня в пекарню на обед, поэтому и узнал», — ответил Жаман.
Из описанных выше событий мы видим, что у нашего народа существовало учение о человеке. Это учение наши предки называли учением «фироса», проницательности и мудрости. Но оно не дается каждому второму. Проницательность — это священное учение, которое передается человеку через глубокую мудрость. Обладатели такого учения избирались казахстанским обществом в качестве биев, то есть судей, которые правили справедливо.
Имам Шафии, известный ученый и основатель мазхаба, однажды поехал в Йемен на несколько лет, чтобы обучиться этому знанию. На обратном пути, чтобы проверить свои знания, он посетил одного бедуина.
Взглянув на хозяина дома, имам тут же предположил: «Видимо, этот человек очень скупой». Бедуин, узнав имама, поступив с ним обходительно, дал сена его лошади, а самому приготовил хороший ужин. Тогда имам подумал: «Скорее всего, я ошибся». После ужина хозяин дома сказал: «Это место будет некомфортным для вас. Я постелил вам постель в зале». Тут имам сильно пожалел, что допустил ошибку в отношении этого бедуина.
На следующий день он сказал хозяину дома:
- Большое спасибо, я очень благодарен за гостеприимство. После этих слов лицо этого бедуина резко изменилось, и он сказал:
- Быстро оплатите сначала счет. Ваша лошадь поела сена на 2 динара, тогда как вы поели на 3 динара и еще переночевали в самой уютной и прохладной комнате. Итого с вас 15 динаров. Имам аш-Шафии был очень счастлив, что он не учился напрасно в течение многих лет. «Я боялся, что время, в течение которого я обучался, было потрачено зря, слава Аллаху, я не ошибся», — сказал он, и с радостью заплатил 15 динаров.
Имам Кушайри (да помилует его Аллах) сказал: «Проницательность — это мысль, которая покоряет сердце и отталкивает то, что против него. Она повелевает сердцу. И не имеет ничего общего с желаниями нафса. Она растет с силой веры. Проницательность верующего обостряется с сильным иманом».
Мудрецы говорят: «Сердце проницательного человека открывается для лицезрения истины каждой вещи».
В казахском народе был гениальный би по имени Монке Тлеуулы. Историки говорят, что он был советником Абулхаир-хана, а Ахмет Байтурсынов описывал его как проницательного бия. Ученый правовед Ж.Асанов в своей книге «Монке би Тлеуулы», изданной в 2001 году, пишет: «Однажды старик Тлеу посадил своего восьмилетнего сына Монке на коня, и они отправились вдвоем в путь. Монке сказал:
- В этом доме имеются 10 коз, большой синий козел и черная куцая собака. Отец не обратил особого внимания на слова мальчика. Тогда мальчик осмотрелся и сказал:
- Отец, в этом доме только один верблюд, и его правый глаз слепой. Некоторое время спустя он сказал:
- Отец, женщина этого дома в положении и приближается срок ее родов. После этих слов старик Тлеу спросил:
- Милый, о чем ты?
- Я говорю об этом доме, жильцы которого переезжают. Скоро они догнали этих людей, которые переезжали.
И действительно оказалось все так, как сказал мальчик. Тлеу был поражен словами своего восьмилетнего сына:
- Сынок, откуда ты все это узнал? Монке ответил:
- По количеству мест для лежания я понял, что у них 10 коз. А посередине стоял одинокий голубой козел. Это я узнал по следам его ног. Что шерсть была синей, я узнал по остаткам шерсти на его месте.
- Как ты узнал, что собака куцая? — спросил его отец.
- Видимо, собака лежала на песке, где я заметил след от короткого хвоста и черную шерсть. Отец:
- Тогда откуда ты узнал, что верблюд слепой на один глаз?
- Верблюд ел траву лишь по левой стороне дороги и не касался травы справа, поэтому я подумал, что он слеп на один глаз.
- А как ты узнал, что женщина беременна?
- Она сидела в пустыне и когда она поднималась, она опиралась на свои руки. Именно тогда я узнал, что она в положении и приближаются сроки родов, — ответил он.
Позже этот мальчик вошел в историю как «Монке Би».
Что касается разума, Коран говорит: «Поистине, в этом (рассказе) — знамения для прозорливых» (Сура «Аль-Хиджр», аят 75). Слово «прозорливый» в аяте по-арабски означает «мутауассим». Ученые интерпретируют это как «мутафаррис», что означает «умный, наблюдательный, проницательный».
Всемогущий Творец создал мир как гигантское проявление Своего величия, истины и могущества. Даже видимые с помощью микроскопа микробы и множество других существ могут заставить задуматься. Все это говорит нам, что есть только один Творец. Само их существование указывает на то, что существует Вечно Живой Творец. В Коране восемнадцать тысяч миров называются Вселенной. Первоначальное значение арабского слова «’алям» — «знак». То есть весь мир — это знак того, что Творец существует, что Он Единственный. Во Вселенной множество знаков. Любой, кто увидит их и почувствует мудрость Аллаха, будет поистине мудрым. Мудрый Абай говорит: «Почувствуйте мудрость Аллаха». Таким образом, Всевышний Аллах приближает к Себе самых проницательных людей, заставляя их чувствовать мудрость в своих сердцах.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призвал свою умму искать мудрости, где бы они ни находили ее: «Мудрость — утерянное качество верующего. Пусть он возьмет ее, где найдет». Человек, который гасит в себе эту особую способность, душит свои качества под разными предлогами, будет лишен духовных уроков, преподанных жестами тысяч знаков.