4 урок: Значение истиазы и басмалы - Тафсир Корана - Еркинбек Шокай
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Магриб 18:17
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:21 05:38 12:00 16:25 18:17 19:34
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Рамадан 1445
Григорианский
28 марта 2024

Циклы уроков

4 урок: Значение истиазы и басмалы

4 урок: Значение истиазы и басмалы

Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
4 февр. 2020 11 217 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  |  Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид


 

Уважаемые братья! Уважаемый джамаат! Пусть сегодняшняя встреча запишется перед Аллахом и пусть Он сделает нашу встречу одним из благословенных и окруженных ангелами собранием!

 

Несомненно, эта встреча предназначена для того, чтобы понять и осмыслить Калям (слово) Аллаха. Итак, мы продолжаем и сегодня по воле Всевышнего мы перейдем к самому тафсиру. Аллах сказал в Священном Коране:

 

«И когда же ты (о, верующий) читаешь Коран, то обратись за защитой к Аллаху от сатаны, побиваемого камнями проклятого» (16:98).

 

Таково повеление Аллаха. Таким образом, перед чтением Священного Корана нам надлежит прибегать за защитой к Аллаху. В арабском языке, в шариате это принято называть "الاستعاذة" «аль-истиаза». Это слово означает прибегать за защитой к Аллаху от проклятого сатаны, лишенного Его милости. Один из известных сахабов Пророка (), глубоко овладевший наукой «фикх» Абу Саид аль-Худри (р.а) делает риваят следующего хадиса:

 

"أعوذ بالله السميع العليم من الشيطان الرجيم من نفخه و نفثه و همزه"

«Я обращаюсь за защитой к Аллаху, Слышащему, Знающему от проклятого шайтана от его высокомерия и его колдовства и лишения рассудка». 

 

Давайте разберемся в его значении. Слово "أعوذ" (аузу) исходит от слова "عاذ" (ааза). Ученые дают этому слову два значения: первое значение – это просить покровительства у обладателя великой силы и могущества; второе значение – это, подчиняясь и повинуясь могуществу Всевышнего Аллаха, просить у него защиты. Мы просим у Всевышнего не просто помощи и покровительства, а просим у Него помощи, повинуясь Его повелениям и признавая Его могущество. В хадисе Пророка () указываются эти два значения слова «аузу». Возникает вопрос, пришло ли это в качестве извещения или в качестве мольбы. Ученые говорят, человек произнося:

"أعوذ بالله من الشيطان الرجيم"

«Я обращаюсь за защитой к Аллаху от проклятого шайтана»

 

перед чтением Корана извещает о своем состоянии, т. е. он извещает: «О мой Господь, я начинаю читать Коран, ища убежища и покровительства у Тебя от побиваемого шайтана». А другие ученые говорят, что это означает мольбу. Даже если с арабского языка глагол находится в третьем лице, в форме извещения о своем состоянии, это означает мольбу. Перед началом чтения Корана человек, молит о покровительстве Аллаха, т.е. "أعذني يا سميع!" - «О Всеслышащий мой Господь! Одари меня своим спасением! Защити меня!» "أعذني يا عليم!" - «О, Всезнающий мой Господь! Защити меня от зла и вреда отогнанного шайтана!».

 

Таким образом, человек произносит мольбу как: «О, Аллах! Я собираюсь читать твой Калям (слово), убереги меня и окружи своей защитой во время чтения твоего Каляма» перед чтением Священного Корана, если скажет:

"أعوذ بالله من الشيطان الرجيم"

«Я обращаюсь за защитой к Аллаху от проклятого шайтана»

       

Все это связано со словом «аузу». Теперь перейдем к словам:

 

 "من الشيطان الرجيم" – «от проклятого шайтана».

 

Для начала разберемся, что означает, когда мы произносим «Прошу защиту от шайтана», от какого его вреда мы должны искать защиты у Аллаха? Как говорят ученые, первое значение – это "من وسوسته" от его наущения.

 

Подобно току крови, шайтан (Иблис) течет в наших жилах для осуществления своих козней. Иблис – это создание Аллаха, давшего Ему обет. Его главная цель до Судного дня – сбить потомков Адама с прямого пути. Поэтому Всевышний учит нас перед каждым чтением Корана постоянно прибегать за защитой к Аллаху, от наущений и козней Иблиса, шайтана, который дал обет Аллаху сбить с пути истины людей. Если мы приступим к чтению Корана, не обратившись к Аллаху за защитой от шайтана, то будто мы читаем Калям Аллаха смежно с наущениями Иблиса. Таким образом, прежде, чем приступить к чтению Слова Аллаха, нам необходимо преклониться перед Аллахом, очистить себя, наши души и языки. По причине наущения Иблиса, наши языки могут произносить различные плохие слова, будь  то сплетни или клевета. Руками и ногами мы можем совершать что-то плохое. В дополнении к этому, из-за наущений Иблиса, своими глазами мы можем увидеть нечто плохое, запретное или в мыслях думать о чем-то нехорошем, недозволенном. Поэтому говорится, что при чтении Каляма Аллаха, нужно испытывать уважение к Слову Аллаха, прибегать к Аллаху за защитой, очистить себя, и только после этого приступать к чтению. Иблис не один, у него существуют помощники. Каждое утро Иблис отправляет своих подчиненных на работу, дав каждому задание. Сбивайте людей с прямого пути, наущайте их, подвергайте преступлениям - с такими словами он отправляет их каждый день. Всевышний Аллах говорит в Коране:

{شَيَاطِينَ الْإِنْسِ وَالْجِنِّ}

«шайтанов из числа людей и джиннов» (6:112).

 

Он не говорит один шайтан. Он говорит во множественном числе: «шайтанов из числа людей и джиннов». Значит, Иблис не один. У него есть воины. В одном из риваятов сказано, Иблис, поручив задания, отправляет своих воинов каждый день на работу, а вечером ждет обратно. Каждый из них дает отчет. Один из них говорит: «я подтолкнул одного человека к неверию», другой говорит: «я заставил одного человека выпить спиртное», третий говорит: «я заставил одного человека совершить преступление», и много других отчетов, как «я заставил одно человека совершить воровство, я заставил одного человека запоздать с намазом» и т.д. Из всех подобных отчетов, приходит один из помощников Иблиса и говорит: «Я развел такого-то и такую-то, разрушил их семью», на что Иблис отвечает: «Вот, самую большую работу выполнил именно ты» и повышает степень этого воина. Почему? Потому что, разрушение семьи - это начало всех бед. Если испортится семья, то портится и мужчина, и женщина, дети не получают должного воспитания. С рушением семьи, начинается все плохое. Почему у нас сейчас так много преступлений? Если взглянем вокруг, то увидим, что каждый день совершаются различные преступления. Да упасет нас Аллах! Все это по причине разрушения института семьи. Статистика разводов у нас очень высокая. Об этом говорят и публикуют во всех официальных источниках. Разводятся около 40% семей, зарегистрировавших свой брак.

 

Впоследствии, по причине отсутствия нормальной семейной жизни, человеческая психология портится, и людьми овладевают разные мысли, и они идут на преступления. Из таких испорченных семей вырастает поколение, не познавшее нормального воспитания. Такое поколение без полноценного воспитания с религиозной, моральной и духовной точки зрения, обладает лишь легкомысленной психологией и легкомысленным характером, по причине чего они совершают разные преступления. Я привел данный риваят, чтобы показать вам, как Иблис поручает задание своим воинам. Наши ученые, из них имам аль-Маварди говорит, что здесь имеется в виду: «прибегаю к защите Аллаха от наущений шайтана и его помощников».

 

Каково значение слова «Ар-Роджим»? Одно из значений слова «Ар-Роджим» - это «роджим». Слово «роджама» означает гнать что-то, или закидывать камнем, удалять от себя.

 

То есть, первое значение — это «преследующий, закидывающий камнями, отдаляющий, бросающий». Почему? Потому что шайтан бросает все плохое в сторону человека, все время гонится за людьми, чтобы прицепить к ним что-то нехорошее. Иблис постоянно гонится за нами. Именно поэтому он является преследующим, бросающим, закидывающим плохими вещами.

 

Второе значение тоже может быть из смысла «истиазы». Об этом говорят наши ученые по тафсиру. Вы знаете, что Коран дает не одно значение. Коран - это слова Аллаха, включающие в себя несколько значений в лоне шариата, сказанные кратко и ясно. Поэтому наши ученые, дабы умма не понимала Коран только в одном значении, показывают нам несколько значений отдельных слов. Второе значение, это - прогоняемый, побитый камнями, отдаленный. Потому что Всевышний Аллах закидывает шайтана звездами, прогоняет, наказывает. Ведь иногда же звезда падает, как молния поражает какую-либо вещь, так и звезда, падая с неба, настигает шайтана, наказывая и преследуя его. Если значение слова «марджум» - «прогоняемый», то это значит быть подвергнутым всему плохому. Начало всех преступлений, объект, распространитель всех неприятностей - это шайтан.  «Ар-Роджим» означает также творение Всевышнего Аллаха, приносящее человеку все беды и преступления.

 

Ученые дают и третье значение этому слову, это - проклятый Аллахом, то есть, лишенный милости Всевышнего Творца. Иблис, недостойный милости и благодати Всевышнего.

 

Значения слов в вышеприведенном хадисе от Абу Саида аль-Худри (р.а) «мин нафхихи ва мин нафсихи ва хамзихи» в хадисе: «нафх» — это высокомерие шайтана. Это означает: «Я обращаюсь к Аллаху со следующим дуа: «Спаси меня от высокомерия шайтана и порчи моей души».   «Нафс» - это колдовство шайтана. Шайтан, Иблис может околдовать человека. В народе говорят: «его бес попутал», или «бес вселился». Также и шайтан цепляется к человеку, может подчинить его себе или, вселившись в него, подтолкнуть к плохим действиям. Смысл хадиса в обращении к Аллаху со словами: «О Аллах, защити меня от этого». Далее, слово «ва хамзихи» дает значение «защити меня от шайтана, лишающего рассудка». «Хамз» — это когда шайтан лишает человека здравого смысла.

 

Вам известно, что Всевышний Аллах дал шайтану возможность. Иблис и делает работу, целью которой является сбить человека с прямого пути вплоть до Судного дня. Аллах послал нам Иблиса в качестве испытания, дабы посмотреть, попадемся ли мы на наущения шайтана, или последуем пути Аллаха. Если Иблис является врагом человека до дня Суда, то для всех нас Иблис является испытанием до конца жизни. Мы не сможем избавиться от него. Когда Аллах создал нас, Он создал и испытание для нас. Да сохранит нас Аллах от бед и наущений шайтана! Поэтому мы должны защищаться от Иблиса посредством тех путей, которым Аллах научил нас. Придерживаться Корана и сунны Пророка (), совершать поступки по примеру Пророка (). Все это связано с «истиазой».

 

Теперь, переходим к суре «Фатиха». Сура «Фатиха» является самой первой из 114 сур в Коране. Великий ученый тафсира Катада сказал, что эта сура мекканская, то есть была ниспослана в Мекке. Все ученые, помимо Муджахида, признают, что эта сура была ниспослана в Мекке, а имам Муджахид говорит, что эта сура была ниспослана в Медине. Конечно, мнение большинства ученых может быть ближе к истине. У этой суры существует три основных названия:

 

Первое - "فاتحة الكتاب" «фатихатуль-Китаб», то есть сура «открывающая Книгу»,

 

второе - أم القرآن" - «уммуль-Куран» - «мать Корана»,  

 

третье - "السبع المثاني" - «ас-Сабгу аль-Масани».

 

Об этом говорится в хадисе, переданном от Абу Хурайры (р.а), где Пророк () сказал: "هي أم القرآن". Прямое значение - «Мать Корана».  "هي فاتحة الكتاب" - «это - открывающая Книгу», " هي السبع المثاني" прямое значение данного названия - «семь двойных сур». Сейчас мы это поясним. Почему сура называется «Фатиха»? «Фатиха» в арабском языке означает «открывающая». Если слово «фатаха» - это «открывать», то «Фатиха» - это то, что открывает. Коран открывается этой сурой «Фатиха». Так как и написание, и чтение Корана открывается с суры «Фатиха», то и названием ее является «Фатиха». То есть, сура, открывающая книгу.

 

Если взять ее название «уммуль-Куран», то «умм» исходит из арабского слова «амама» (впереди). А само слово «умм» означает «мама». Причина в названии суры словом «уммуль-Куран» заключается в том, что данная сура подобна матери всех оставшихся сур. Так как, сура «Фатиха» стоит впереди всех других сур. Именно поэтому она названа «уммуль-Куран», то есть «мать Корана». Она опережает все суры, стоит впереди. Все суры считаются распространившимися от нее. Также, дополнительное название к «уммуль-Куран» - это «уммуль-Китаб», то есть «мать Книги». Многие ученые говорят о существовании названия «уммуль-Китаб». Однако, такие ученые, как Ибн Сирин, Хасан аль-Басри считают, что так называть не разрешено, и, так как в хадисе говорится: «Уммуль-Куран», то и мы должны так говорить. В целом, в шариате про Коран говорится - «Книга». Как суру «Фатиха» называют «уммуль-Куран», так и Мекка имеет свое второе имя «уммуль-Кура», что в прямом переводе означает «Мать городов». Почему? Потому что она подобна матери всех поселений и городов, находящихся вокруг нее, опережает их и стоит выше всех. Сведения о Мекке мы даем в качестве дополнительной информации. Одна из других причин названия Мекки, как «уммуль-Кура» состоит в том, что данный город стоит в самом центре земли, а все остальные города мира начинаются с города Мекки, располагаются вокруг нее.

 

Третье название суры «Фатиха», пришедшее в хадисе, это "السبع المثاني" «ас-Сабгу аль-Масани». «Сабг» означает «семь». «Масани» двойные, то есть то, что повторяется два раза. Почему так? Потому что суру «Фатиха» мы повторяем в каждом намазе по два раза, поэтому и говорится «масани». «Масани» произошло от арабского слова «иснайни», что означает «два». А откуда тогда пришло слово «сабг»? А причина в том, что сура «Фатиха» состоит из семи аятов. Если же мы приведем значение всего слова на казахском языке, то получится «сура из семи аятов, повторяющая два раза». В действительности, мы читаем суру «Фатиха» в каждом намазе по два раза. Допустим, в двух ракаатах сунны фаджр намаза мы читаем ее два раза, в двух ракаатах фарда также читаем два раза. В четырех ракаатах фарда зухр намаза чтение суры «Фатиха» в первых двух ракаатах - это обязанность, то есть ваджиб. В других мазхабах - это фард, то есть, если она не будет прочитана, то намаз станет недействительным. А в третьем и четвертом ракаатах мы читаем ее дополнительно, но по фикху, если сура «Фатиха» не будет прочитана, а будут прочитаны какие-либо другие аяты или произнесено дуа или тасбих, то намаз считается действительным. Основное чтение суры «Фатиха» - в первых двух ракаатах. Поэтому наши ученые говорят, что по причине ее повторения по два раза в каждом обязательном намазе, она и была названа «ас-Сабгу аль-Масани», то есть «сура из семи аятов, повторяющаяся два раза».

 

Что касается слова «Бисмилляхи-р-Рохмани-р-Рохим» - «басмала», оно встречается в начале каждой суры, кроме суры «ат-Тауба». Только сура «ат-Тауба» начинается без басмалы. Даст Аллах, мы расскажем причину этого когда дойдем до этой суры. А в Коране слово «Бисмилляхи-р-Рохмани-р-Рохим» встречается еще в одном месте, в середине суры «ан-Намль». Среди мазхабов и ученых нет разногласий в том, что «Бисмилляхи-р-Рохмани-р-Рохим» в суре «ан-Намль» является аятом Корана. Все они единогласны в том, что это «басмала» является аятом данной суры. Что касается слова «Бисмилляхи-р-Рохмани-р-Рохим» в начале каждой суры, Имам Абу Ханифа (р.а) и другие ученые ханафитского мазхаба говорят, что это является аятом только в суре «аль-Фатиха». А во всех других сурах, как считают они, эти слова были введены Пророком () по приказу Аллаха, чтобы указать начало каждой суры. Имам Шафии же говорит, что «Бисмилляхи-р-Рохмани-р-Рохим» является первым аятом каждой суры. Таковы взгляды этих ученых на вопрос является ли «басмала» аятом Корана или нет.

 

Теперь, что касается слова «бисмилля», в каком смысле оно здесь используется? То есть, в повелительной форме или в качестве извещения?

     

Наши ученые говорят, а точнее один из известных лингвистов исламского и арабского мира имам Аль-Фарра говорит, что здесь подразумевается повеление Всевышнего Аллаха, то есть повеление Аллаха как «Начни с именем Аллаха Милостивого и Милосердного».

 

Всем нам известно, что есть хадис Пророка () в котором говорится:

 

«Если кто-либо начинает дело без произнесения басмалы, без произнесения имени Аллаха, то в этом его деле не будет блага».

 

Все добрые дела нужно начинать с басмалы. Собираетесь сесть верхом – бисмилля! Собираетесь сесть в машину – бисмилля! Собираетесь зайти в дом – бисмилля! Но другая ситауция, если вы посещаете комнату для исправления нужд. Мы идем туда произнося дуа: «А’узу бикя мин аль-хубуси валь-хабаис» - «О Аллах, я прибегаю к тебе от зла шайтанов мужского и женского пола», прибегая к защите Аллаха, от зла которое может быть там.

А один из лингвистов Аз-Заджадж говорит, что басмала здесь означает извещание. На самом деле «Бисмилляхи-р-Рохмани-р-Рохим» не означает понятия как «я начинаю» или «начни». То есть, эти слова в буквальном смысле переводятся как: «С именем Аллаха, Милостивого и Милосерднего». А глаголы «начинаю» или «начни» прибавляют ученые муфассиры. Значит, по мнению Аз-Заджаджа, каждый мусульманин который произносит басмалу, сообщает о своем совершаемом деяний. То есть, он заявляет, что начинает свое дело с именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Таковы мнения ученых относительно басмалы, в повелительной форме используется или в качестве извещения. Оба взгляда верны. Если руководствоваться вышеупомянутом хадисом Пророка (), то Всевышний Аллах повелевает нам и предостерегает нас не начинать дело без произнесения басмалы. И во втором смысле мы извещаем о своем состояний, говоря: «Вот мой Господь, я начинаю свое дело с Твоим именем как Ты велел!».

 

А что касается слова «исм», оно означает имя. Казахское слово «есім», что означает имя, происходит от арабского слова «исм». А теперь вопрос в том, каков корень этого слова? Имам Аль-Фарра говорит относительно этого: «Данное слово происходит от арабского слова «сима». «Сима» означает «знак». То есть, каждая вещь известна и отличается от другой своим именем. Например, одного из наших братьев зовут Мухаммад. Он выделяется среди остальных своим именем, то есть его имя Мухаммад - его знак.

 

Ученые говорят, что слово «исм» имеет еще второй корень. По их мнению, это слово «сумуу», что означает «подниматься», «возвышаться». Потому что, чье-то имя поднимается и делает человека, либо предмет, который носит это имя, известным. Если человек будет праведным и образованным, или какая-та вещь будет ценной и важной, то имя его будет известным, почитаемым и уважаемым. Это мнение ученых, которые утверждают, что слово "исм" произошло от слова «сумуу». Стоит знать, что арабы называют выражение «А’узу билляхи мин аш-шайтони-р-роджим» - «истиазой», а слова «Бисмилляхи-р-Рохмани-р-Рохим» сокращено называют «басмалой». Например, арабы говорят: «Прежде чем говорить, он сказал: «Бисмилляхи-р-Рохмани-р-Рохим»».

 

Что касается имени «Аллах», наши ученые говорят, что оно достойно только Господа нашего, Всевышнего Аллаха. Никто не может быть назван «Аллахом» кроме Всевышнего. Затем, указывая на второе дополнительное значение, говорят что слово «Аллах» означает, что «нет подобного Ему». То есть, нет никого достойного этого имени, подобного владельцу этого имени. Об имени «Аллах» имам Абу Ханифа (р.а) пишет так: «Это величайшее из имен Всевышнего Аллаха» - «аль-исм аль-аʼзам». Приводится в хадисах, что Всевышный Аллах примет мольбу человека, который делает дуа посредством этого величайшего имени. Имама Абу Ханифу мы называем «великим Имамом» - «имаму аль- аʼзам». А имя Всевышнего Аллаха «аль-исм аль-аʼзам» и никто не имеет ничего общего с Всевышним касательно этого имени. Почему мы говорим это? Потому что, некоторые творения описываются именем некоторых атрибутов Всевышнего Аллаха. Например, свойство видеть Всевышнего Аллаха бесконечно, оно не подобно нашему, но при описании,  о человеке тоже говорится «басир» (видящий) и Всевышнему Аллаху говорится «Басир» (Всевидящий). Но, никто не называется «Аллахом», кроме Всевышнего. Это то, что имели в виду наши ученые муфассиры.

 

Ученые муфассиры также поднимают вопрос: «Является ли имя «Аллах», данное сущности Аллаха, или оно происходит от некоторых действий или атрибутов Всевышнего Аллаха?». Многие ученые говорят, что это имя данное сущности Всевышнего Аллаха. Всевышный Аллах видит все, отсюда и Его имя «Всевидящий». Это является атрибутом Всевышнего. Также Аллах Всевышний дает жизнь, поэтому его называют «Мухий» (Дающий жизнь). Однако, имя «Аллах» не такое, это имя данное сущности Всевышнего.

 

Некоторые ученые говорят, что слово «Аллах» происходит от слова "إله"«илах». А корень слова «илах» происходит от слова "وله" «валах», что означает «взывать к нему от боязни».  Говорится: люди боясь всего дурного, взывают к Всевышнему словами: «О, Господь наш! Помоги нам!». Поэтому бога называют «Илах». От этого названия и происходит имя «Аллах». Это – один из тафсиров, одно из пояснений, которое приводится в книге тафсира имама аль-Маварди.

 

В арабском языке также есть слово "ألوهية" «улухия». Существует мнение, что слово «Аллах» происходит от этого слова. Прямое значение слова «улухия» - поклонение. Таким образом, согласно этой версий, имя «Аллах» означает «Создатель достойный поклонения». Люди поклоняются Ему, делают суджуд – земное поклон, поэтому Его называют «Илах», «Аллах».

 

Есть еще один вопрос на который следует обратить внимание. Мы говорим, что у Всевышнего Аллаха есть имена как «Илах», «Аллах», а эти имена даны Ему из-за того, что люди покланяются ему или от того, что Он Сам достоен поклонения? Муфассиры говорят: «Всевышний Аллах - Создатель достойный поклонения, поэтому Его называют «Илах», «Аллах», не потому, что люди поклоняются Ему». Всевышний Аллах был достоен поклонения до того, как люди поклонялись Ему. А если мы будем называть Его «Аллахом» только из-за того, что люди поклоняются Ему, то ведь люди поклоняются разным вещам. Люди сегодня поклоняются Иисусу, камню и даже некоторым животным. Тогда все они станут «Аллахом». Нет, это не так! Его называют Аллахом, потому что Всевышний  достоен поклонения!

 

А что касается слов «ар-Рохман», «ар-Рохим», они оба имена Всевышнего, которые выполняют роль атрибутов. Среди муфассиров есть разногласия в том, является ли слово «ар-Рохман» арабским, или оно заимствовано из другого языка. Некоторые ученые, такие как Са’лаб, говорят: «В Коране есть аят, где арабы спрашивают Пророка () говоря:

 

{ومَا الرَّحْمَٰنُ أَنَسْجُدُ لِمَا تَأْمُرُنَا وَزَادَهُمْ نُفُورًا}

«Кто же этот «ар-Рохман»? Выходит, что мы покоримся твоему повелению и только?!» (25:60).

 

Стало быть, это слово было заимствовано из иврита. Поэтому, мы не можем назвать его арабским». А некоторые ученые говорят, что это слово происходит от арабского слова "рохма", что означает милость, милосердие.

 

Что касается слова "ар-Рохим", то это точно арабское слово и происходит оно от слова "рохма". Слово «рохма» означает «благоденствие», другими словами, Всевышний Аллах в Коране говорит:

 {وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ}

«Мы послали тебя, о пророк, только как милость для миров» (21:107).

 

Всевышний Аллах послал нашего Пророка (), как благо и благополучие для миров. Если мы встречаемся в таких собраниях, где учимся добру и делаем наставления друг другу, то все это благодоря учениям нашего Пророка (), религии, которую он нам донес. Почему «милость» называется милостью? Потому что она выходит из атрибута Всевышнего «Милостивый».

 

Слово «Рохман» заключает в себе более широкое значение, чем слово «Рохим», так как слово «Рохман» подразумевает милость Всевышнего Аллаха к людям этого мира и к людям, покинувших земную сень. А сыфат (атрибут) «Рохим» означает, что Всевышний Аллах проявляет Свою милость только к живущим в этом мире. Безусловно, Всевышний Аллах обладатель этих двух сыфатов.

 

Другое значение слова «Рохман» заключает в себе милость Всевышнего ко всем творения. То есть, Всевышний Аллах Милостив не только к тем, кто поклоняется Ему и проявляет набожность, но и тем, кто не уверовал в Него, а также ко всем животным и ко всем существам на Земле. Также говорят, что «Рохим» означает милость Всевышнего к богобоязненным Его рабам и тем, кто признал Его и поклоняется Ему. Все мы знаем, что на свете есть тысачи, миллионы людей, которые не познали Аллаха, а даже если познали, не повинуются Ему, не познали Калям Аллаха, не подчиняются Его повелениям и не признали Его Посланников. Но все они питаются уделом Аллаха, дышат воздухом и насыщаются водой, пренадлежащий Аллаху. Вот, поэтому Он – «ар-Рохман». Говорят, что еще одна причина обширного значения слова «Рохман» - это безграничная милость Всевышнего, которая присуще только Ему. Поэтому, «Рохман» говорится только относительно Аллаха. Нарекать человека именем «Рохман» - неправильно. Всевышний Аллах описал нашего Пророка () как: «Рауф», «Рохим», т.е. особенным, милосердным и мягкосердечным, но не описал его как «Рохман». Таким образом, «Рохман» присущая только Аллаху –  Его милость. А «Рохим» позволительно говорить ко всем. Человек может быть «рохимом». Иногда допускается описывать «рохимом» животного, которое проявляет милосердие и любовь к своему дитя. А «Рохман» говорится исключительно относительно Аллаха.

 

Пусть Всевышний наделит нас своей милостью в обоих мирах и убережет нас от гнева Своего! Пусть Аллах защитит нас от наущений и уловок сатаны и  от его помощников! И пусть Аллах не собьет нас с прямого пути!

 

Этим мы сегодня подводим итоги урока. Даст Аллах, следующий урок мы продолжим со второго аята суры «Аль-Фатиха»: «Альхамду лилляхи роббил-аламин».

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi