Дәрістер топтамасы
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
أما بعد: السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Уважаемый джамаат! Пусть сегодняшнее наше собрание будет достохвалльным окруженным ангелами и милостью перед Всевышним Аллахом! Да запишет Аллах нам награду за каждый шаг, проделанный в Его дом!
По нашему обычаю, вечер в среду мы проводим за беседой о «каляме Аллаха». Мы уже прошли начальные аяты суры «Бакара». Сейчас мы продолжим, начиная с 22-го аята суры «Бакара». На прошлых уроках Всевышний Аллах поведал обо всех качествах мусульман, неверующих и лицемеров. Теперь же начинаются те аяты, в которых Всевышний Аллах обращается к Своим рабам, ко всему человечеству. Так как в последнем аяте Аллах призывал все человечество поклониться Ему:
{يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ}
«О, люди! Служите вашему Господу, Который сотворил вас (из небытия) и тех, которые (были) до вас, - чтобы вы остерегались (наказания Аллаха)!»
После данного аята Всевышний Аллах повествует о том, зачем нам нужно поклоняться Аллаху, Создавшему нас Господу. Только лишь потому, что Он сотворил нас? Или есть и другие особенности Всевышнего Аллаха? Напоминая нам об этом, в следующем аяте говорится:
{الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ فِرَاشًا وَالسَّمَاءَ بِنَاءً وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقًا لَّكُمْۖ فَلَا تَجْعَلُوا لِلَّـهِ أَندَادًا وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ}
«(Служите Господу), Который сделал для вас землю ковром, а небо – строением, и низвел с неба воду, и вывел ею (разные) плоды, как пропитание для вас. Не придавайте же Аллаху равных в то время, как вы знаете (что только Он один является Творцом и Дарителем пропитания и только Он достоин служения и поклонения)!»
{الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ} «Который сделал для вас». Что сделал? Теперь нам напоминают обо всех благах, сделанных Аллахом для нас. Когда вы совершаете поклонение, не думайте «Я делаю добро Аллаху» или «Я поклоняюсь Тому, Кто не сделал мне никакого блага, кроме того, что сотворил меня». Сказано, что земля, на которой мы родились, по которой ступаем, растем, живем, «сделал для вас ковром». И в действительности это так. Всевышний Аллах даровал нам эту землю для ежедневного пользования. На этой земле мы спим, ходим, сидим, строим дома, отдыхаем, тем самым живем. Поэтому об этом так сказано. Другим значением слова «джааля» является «сотворил». То есть, в том значении, что сотворил для вас землю в качестве ковра. Всевышний Аллах в Коране сказал:
{مَا جَعَلَ اللَّـهُ مِن بَحِيرَةٍ...}
«Не сотворил Аллах бахиры…». (5:103)
Подобно этому, слово «джааля» употребляется и в значении «называть». В Коране есть такие аяты. Всевышний Аллах сказал:
{إِنَّا جَعَلْنَاهُ قُرْآنًا عَرَبِيًّا}
«Поистине, Мы назвали его Кораном на арабском языке».
То есть, говорится, что Мы назвали на арабском Коран. Таким образом, название нашей книги Коран. Тем самым Всевышний Аллах даровал нам эту землю, чтобы мы ежедневно ходили по ней, жили, расстилали и отдыхали. В другом аяте Всевышний Аллах сказал:
{أَلَمْ نَجْعَلِ الْأَرْضَ مِهَادًا}
«Разве Мы не сделали землю равниной?».
Часто мы не обращаем на это внимание. Расстилание земли, подобно ковру в домах каждого из нас, который лежит под ногами, не противится и не выражает недовольство. Он лежит годами, стареет, далее мы выбрасываем его. Ученые говорят: «Всевышний Аллах даровал нам землю в качестве такого ковра». Как ковер служит нам в наших домах, также и земля служит нам. Всевышний Аллах сделал землю такой. Она не выражает недовольства или негодования. Сказано, что вы делаете абсолютно все на этой земле. Вы отдыхаете, бегаете, ходите, видите различные милости Аллаха. Вот, за это вы должны быть благодарны и поклоняться вашему Господу. Если бы этой земли не было, что бы человек делал? Если бы не была дарована земля, положение людей было бы трудным. Если бы с нашим организмом, приспособленным к проживанию лишь на земле, нашей природой и строением нас поместили на другую планету, в другой мир, то наше положение, безусловно, стало бы трудным. Но Всевышний Аллах даровал нам землю. Смысл данного аята в том, чтобы напомнить нам об этом. Поклоняйтесь вашему Господу, потому что помимо сотворения вас, Он сделал для вас землю ковром. В продолжении аята сказано:
{وَالسَّمَاءَ بِنَاءً}
«Сделал небо строением».
Сначала сказано о земле, по которой мы ходим, а затем о небе. То есть, вы посмотрите сначала на землю, а потом наверх, на небо. Не странствуйте невеждами. Посмотрите себе под ноги, что там. Посмотрите, как по могуществу Аллаха создана земля, а также как воздвигнуто небо. Оно для вас, будто крыша над головой. Ученые сказали: «В действительности, если бы не было неба, то другие планеты бы упали на землю и сожгли ее». Всевышний Аллах в Коране говорит:
{وَ جَعَلْنَا السَّمَاءَ سَقْفًا مَّحْفُوظًا}
«И устроили Мы небо крышей охраняемой (для Земли)» (21:32).
Небо охраняет нас и нашу землю от многочисленных вещей, падающих на нас. Поэтому Всевышний Аллах в этом месте сказал: {وَالسَّمَاءَ بِنَاءً} «сделал небо строением». В другом аяте говорится:
{وَ إِلَى السَّمَاءِ كَيْفَ رُفِعَتْ}
«Разве они не посмотрят на небо, как оно устроено».
Если бы не могущество Аллаха, не Его безграничные божественные качества «Милостивый, Милосердный», то кто защитит нас от всего на небе, что готово упасть на нас?! Звезды на небе, солнце, луна, семь небес и земля – все это на высшем уровне и по определенному расчету выполняет свои функции. Земля крутится со скоростью 29 км в секунду. За 10 секунд она преодолевает 290 км. Это намного быстрее, чем любой самый скоростной самолет. Мы определяем скорость самолетов и реактивных ракет в часах. Говорим, что за час преодолевает 3000 км. Земля же за час проделывает расстояние в тысячи километров. Всевышний Аллах напоминает: «Посмотрите на это, задумайтесь, вынесите урок. Придите к покаянию и признайте могущество Аллаха. Не будьте лицемерами или неверными». То есть, после аятов о лицемерах и неверных Всевышний Аллах напоминает таким образом о Своих милостях, Своем могуществе или признаках могущества. В продолжении аята говорится:
{وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً}
«и низвел с неба воду»,
то есть ниспослал дождь. Сначала нам было сказано о земле под ногами, затем внимание перевели наверх к небу. После того, как мы заметили небо, нам повествуют о самой важной вещи, ниспосылаемой с неба. Безусловно, можно было бы упомянуть и звезды, Марс или любую другую планету. Но арабы того времени не поняли бы этого. Даже нам самим понять это тяжело. Могущество и величие Корана в том, что он ниспослан на понятном языке. Приведены простые примеры для людей. Смысл доносится через обычные примеры и сравнения. По этой причине сказано: «И низвел с неба воду». Если бы не было дождя, то положение человека, животных и всего сущего на земле ухудшилось бы. Всевышний Аллах напоминает: «Я сотворил для вас землю. После чего я даровал вам небо, которое защищает вас, препятствует падению чего-либо сверху, как планеты и т.д. Далее Я низвел с неба дождь. Если бы Я не ниспослал дождь, то вы бы не выжили и не нашли пропитания». В продолжении аята говорится:
{فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقًا لَّكُمْ}
«вывел дождем (разные) плоды, как пропитание для вас». Сказано в общем смысле, а если мы продолжим считать пропитание от дождя, от озер и рек, которые также наполняют дожди, от морей, то не сосчитаем. Не сможем мы сосчитать плодов. Войдя в супермаркет, можно увидеть многочисленные фрукты и овощи, все это дал и ниспослал Аллах людям. Аллах низвел воду, и все происходит от нее. Без воды невозможна жизнь. Элементарную истину до нас доводит Аллах. Напоминает нам: «Вы все это видите. Все это знакомо вам: финики, пшено, ячмень, кукуруза». Во времена Пророка (ﷺ) были и арбузы, которые также зависят от воды. Напоминая сначала арабам и язычникам: «Почему же вы это простое доказательство, признак могущество Аллаха видите, но не признаете?», далее Аллах обращается с этими словами ко всему человечеству. Нет человека, который не знает воды или дождя. Человек посредством технологий не может заставить дождь пойти. Сейчас в некоторых городах могут поспособствовать лишь малому движению облаков. Все это лишь малые действия. Однако превратить в пар море и озера, собрать облака на небе, низвести с них дождь – не по силу ни одной технологии. Начиная со времен Пророка (ﷺ) до нашего времени это так. Мы говорим: «Сейчас время развитой и продвинутой технологии». Однако при всем этом никто не может превзойти могущества Аллаха, Которому по силам все.
{علم الإنسان ما لم يعلم}
«научил человека тому, чего он не знал».
Человек не знает ничего, помимо того, чему его научил Аллах. В продолжении аята говорится:
{رِزْقًا لَّكُمْ}
«как пропитание для вас».
Всё для блага человека, все создания на земле и на небе существуют для служения человечеству. Ранее люди считали, что луна и другие планеты не имеют к ним отношения. Сейчас же устанавливают спутники, с помощью которых весь мир держит связь друг с другом, что еще раз доказывает служение всего на земле человеку. В другом аяте Аллах говорит:
{وَسَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا مِّنْهُۚ}
«И Он подчинил вам то, что в небесах и то, что на земле – все (эти блага) (исходят) от Него».
Для нас и плоды, созревающие после дождевой и других вод, для нашего пропитания и для нашего скота. Всевышний Аллах в другом аяте сказал:
{مَتَاعًا لَّكُمْ وَلِأَنْعَامِكُمْ}
«на пользу вам и вашим животным».
Таким образом, Всевышний Аллах еще раз напоминает о Своей милости и могуществе. Имам Куртуби, да помилует его Аллах, сказал: «Всевышний Аллах этим аятом напоминает человеку о том, что ему не следует зависеть от кого-либо еще». Аллах даровал человеку все, сделал землю ковром, а небо строением, низвел с неба дождь. Человеку осталось только трудиться. Если человек будет трудиться и действовать, Всевышний Аллах даст пропитание, и он не будет зависеть от кого-либо, кроме Аллаха. Аллах дал нам возможности, две руки и две ноги, дал разум. Если мы будем действовать с разумом, руками и ногами, то Аллах даст нам пропитание. Ученые тафсира открывают в этом месте еще один секрет мудрости Аллаха. Они говорят, что Аллах в данном аяте говорит: «Будьте трудолюбивыми, много трудитесь». Наш Пророк (ﷺ) в одном из хадисов сказал:
"و الله لأن يأخذ أحدكم حبله فيحتطب على ظهره خير له من أن يسأل أحدا أعطاه أو منعه"
«Клянусь Аллахом! Взваливание человеком груза на свою спину и поднятие этой ноши в гору с целью продажи и обеспечения семьи лучше, чем попрошайничество. Ему могут дать, а могут и отвергнуть».
Если же кто-то будет действовать и трудиться, не прося у кого-то, то он найдет пропитание честным трудом. То есть, Всевышний Аллах дал возможность, значит, человеку надо трудиться. Пророк (ﷺ) сказал:
«Подающая рука лучше просящей».
Что этим хочет сказать? Пророк (ﷺ) всю умму (общину) призывает к трудолюбию. Лень – это большая болезнь. Если кто-то трудолюбив, то он достигнет большего имущества, его пропитание будет шире. Если он будет трудолюбив, то не будет просить других людей, напротив, у него появиться возможность самому помогать людям. Так, помогая кому-то, подавая милостыню, его рука будет лучше. Пророк (ﷺ) сказал: «Верхняя рука лучше нижней». Это – призыв Пророка (ﷺ) для всей уммы к труду. Подобно этому, в один из дней Пророк (ﷺ) поздоровался с одним сподвижником. Увидев, что его рука жесткая, он заметил, что этот человек много трудится. Тогда Пророк (ﷺ), взяв его за руку, сказал: «Такую руку любит Аллах и Его посланник». Почему? Потому что он не надеется, что ему упадет что-то с неба, а трудится своими руками.
Касательно тафсира данного аята, ученые поведали еще одну мудрость, которую Аллах указывает здесь. Аллах сделал для вас землю ковром, а небо строением. Вместе с этим, даровал вам чистую питьевую воду, низвел с неба дождь. Еще один пункт – вода низводится с неба чистой. Даровал вам пастбище для скота. После чего ты, видя все это, используя все эти блага, не поклоняешься, вследствие чего считаешься бедняком. Здесь имеется в виду не только труд, ты должен используя все это, еще и поклоняться, преклониться перед величием Всевышнего Аллаха, признать Его. В таком случае ты будешь среди богатых рабов Аллаха, не зависящих от других, то есть не будешь подвергнут бедности. Один из товарищей сподвижника Али, да будет доволен им Аллах, табиин Науф аль-Бикали рассказывал:
«Однажды ночью я увидел сподвижника Али. Выйдя из шатра, он стоял и смотрел на звезды на небе. Затем он спросил меня:
"يا نوف! أ راقب أنت أم رامق؟"
«О, Науф! Ты спишь или же бодрствуешь?». Я ответил: «Я не сплю». Тогда он сказал:
"طوب للزاهدين في الدنيا و الراغبين في الآخرة"
«Радостная весть тому, кого не привлекает мирское, кто оставил этот мир и стремится к миру вечному».
Что же значит оставить этот мир? Оставить этот мир – не означает отказ от мирских необходимостей. Оставление этого мира означает держать этот мир в руках, а не в сердце. Все мирские необходимости держите в руках. Вы не вкладываете в сердце имущество и другие интересы. Если вы не впустите это в сердце и будете держать в руке, то мирское не будет властвовать над вами, а вы будете властвовать над мирским. То есть, этот мир окажется в вашем подчинении. Если же в сердце поселится зависимость, то человек станет рабом этого мира. Таким образом, держать мирское не в сердце, а в руке – означает оставление мирского, что называется «аз-зухд» (аскетизм). В чье сердце вошла зависимость, тот пойдет и на преступление, и на совершение греха ради мирского, чем будет ненавистным в обществе людей. Будет рабом денег, имущества, статуса, женщины, детей и других мирских интересов. В продолжении слов сподвижник Али (р.а) сказал о тех, кто оставил мирское и устремился к вечному:
"أُوْلَـٰٓئِكَ قوم اتخذوا الأرض بساطا، و ترابها فراشا، و ماءها طيبا، و القرآن و الدعاء دثارا و شعارا فرفضوا الدنيا على منهج المسيح عليه السلام"
«Они сделали земной шар покровом для себя. Ее песок сделали ковром, ее воды напитком, плоды пропитанием. Также они сделали себе ежедневным занятием чтение Корана и дуа. Они не приняли этот мир, то есть подобно пророку Исе (а.с) держали мирское в руках, а не в сердце».
Это из разговора Али (р.а.). Мы сделали землю ковром себе и живем на ней. Небо – наша защита от падающих вещей, созданное Аллахом. Аллах низводит на нас дождь и дает пропитание. Этим Он призывает нас к труду и поклонению. Видя все это, люди, совершающие поклонение, достигают благ от Аллаха. В продолжении аята сказано:
{فَلَا تَجْعَلُوا لِلَّـهِ أَندَادًا}
«Не придавайте же Аллаху равных».
Придавание Аллаху равных – это насмешка над Аллахом и приписывание Ему недостатков. Да убережет нас Аллах от этого! Аллах не принимает это, потому что Он – Творец! Всевышний Аллах – обладатель великой мощи, создатель всех миров из ничего! Утверждать, что кто-то может сотворить так же, как и Аллах, что кто-то обладает могуществом подобным могуществу Аллаха – это унижение величия и мощи Аллаха. Поэтому Аллах не прощает подобного, но Аллах прощает грехи, совершенные по причине страсти, желания. Всевышний Аллах сказал в Коране:
{إِنَّ اللَّـهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَاءُ}
«Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает» (4:48).
Потому что приобщение Аллаху сотоварищей – это задевание Самого Аллаха, Его величия, унижение Его. А по причине нафса (эго) кто-то может солгать или выпить алкоголь, а также совершить любой другой грех, но это не унижение Аллаха, это – отсутствие правильного воспитания души и сердца, необузданность нафса. Это – грех и за это будет наказание, но если он покается, возможно, Аллах простит его.
Единственная форма слова «Андад» - это «нид», что означает «равный, похожий». То есть, вы не приравнивайте Аллаха к кому-то. Всевышний в суре «Шура» сказал: {ليس
كمثله شيء}
«Нет ничего подобного Ему».
Абу Убайда сказал: «Еще одно значение слова «андад» - это равная ему противоположность». Таким образом, вы не приравнивайте никого и ничего Всевышнему Аллаху, не думайте, что какая-либо вещь противостоит Ему, не верьте в это. Здесь Аллах зовет нас к единобожию. Знайте, что в качествах Аллаха, как творение, величие, могущество, божественность и других качествах, и именах Ему нет равных, не думайте, что кто-то еще «равен», «противопоставлен» или «подобен» Ему. В заключении аята сказано:
{وَ أَنتُمْ تَعْلَمُونَ}
«В то время как вы знаете».
Что знаете? То есть, говорится, вы же знаете качество Аллаха - Творец. Имам Ибн Аббас (р.а) сказал: «Цель данных слов Аллаха заключается в следующем: «Вы же знаете, что Аллах сотворил вас»». Потому что вы обладаете разумом, и вы прекрасно знаете, что никто не способен создать такое же прекрасное создание, как человек, никто не может сотворить его из ничего. Потому что у нас нет других предположений относительно возникновения человека. Появление из материи или в результате эволюции опровергает сейчас даже современная наука. Доказывают, что это невозможно. О том, что животное одного вида, существовавшее 1 млн. лет назад не может сейчас приобрести другую форму или превратиться в другого животного, это невозможно, форма остается. Невозможно приобрести форму животного или другого живого существа. Имам Муджахид (р.а) сказал: «Это в таком значении: «Вы же знаете, зачем вы приобщаете Аллаху сотоварищей». То есть, «Вы поклоняетесь и подчиняетесь камням?! Вы же знаете, что они не разговаривают, не могут защитить вас, они не создали небеса и не сделали землю ковром. Зная все это, вы приобщаете Аллаху сотоварища?!». Ученые по тафсиру сказали: «Еще одно значение данных слов заключается в словах: «Ведь вы обладаете разумом, если вы поразмыслите, то будет понятно, что никто не равен Аллаху, никто не может разделять с Ним Его могущество и никто не подобен Ему».
Всевышний Аллах в начальных аятах о неверных сказал, что их слух и зрение запечатаны, а сердца ничего не принимают. Далее в аятах о лицемерах говорится, об их мыслях: «Мы обманываем, мы скрываем от них наше нутро». Может возникнуть такой вопрос: «В данных аятах по поводу неверных и лицемеров, Аллах говорит об их незнании. Здесь же сказано «В то время как вы знаете». Разве в аятах нет расхождения?!». Наши ученые по тафсиру говорят: «В данном месте Всевышний Аллах говорит о незнании неверных и лицемеров, относительно определенных вещей. Даже если все неверные не знают истины, они знают о том, что Аллах Создатель всего, и Он низводит воду с неба и дает пропитание, потому что они обладают разумом. Аллах здесь говорит об этом». Хорошо, допустим, они не знают, не признают Пророка Мухаммада, не принимают Коран, но они знают истину относительно сотворения. Они знают, что без помощи Аллаха, подобное творение не возникнет. Здесь напоминается об этом. Наряду с этим, неверные и лицемеры знают о могуществе Аллаха, Его безграничных возможностях и Единственности. Потому что Аллах сказал в Коране:
{وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ خَلَقَهُنَّ الْعَزِيزُ الْعَلِيمُ}
«А если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» - то они непременно скажут: «Сотворил их Величественный и Всезнающий Аллах».
Они не называют Лята, Узза, Хубаля или других идолов. Они все равно знают о качестве Аллаха - Создателя. Здесь им это напоминается. Касательно данного аята Ибн Фаура сказал: «Этот аят может быть относительно и мусульман. Всевышний Аллах сказал здесь верующим: «После того, как вы узнали, что Аллах Один, Пророк правдив, а Коран - это истина, не приобщайте Аллаху сотоварищей и не выйдите из религии». Коран называют «Хаммалуль-уджух», то есть, Коран - это книга, которая дает разные значения, не противоречащие друг другу, и служит уроком назиданием для нас от начала до конца жизни. Можно воспринимать и так. Это напоминание Аллаха: «Вы узнали все это, теперь не приобщайте Аллаху сотоварищей! Проживите всю жизнь, будучи мусульманами с убеждением о единственности Аллаха, не выйдите из религии». В общем, этот аят напоминает всему человечеству признаки могущества Аллаха.
Да убережет нас Аллах от принижения величия Аллаха, приписывания Ему недостатков и сомнения в качествах Творца! Пусть Аллах сохранит нас от удаления из рядов Своих любимых, признающих Его единство рядов мусульман!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!