Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
أما بعد: السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Уважаемые братья! Дорогой джамаат! Пусть сегодняшнее наше собрание заслужит похвалу и будет окруженна ангелами и милостью перед Всевышним Аллахом! Да запишет Аллах нам награду за каждый шаг, проделанный в Его дом!
Мы продолжаем беседу о речи Всевышнего Аллаха. Сегодняшний аят напрямую связан с предыдущими аятами. В предыдущем аяте Всевышний Аллах приказал всему человечеству поклоняться Создателю человечества – Всевышнему Аллаху. Наряду с этим, отвечая на вопросы, для чего мы поклоняемся, какова степень Создателя, какова Его мощь, говорится: «Не приобщайте Ему сотоварищей», то есть, «Мой Посланник Мухаммад призывает вас не приобщать Мне сотоварищей. Этому Пророку Я ниспослал книгу, которая призывает вас верить только в Аллаха, остерегаться запретного и жить дозволенным образом, приводит к счастью в обоих мирах». Далее, в 23 аяте говорится:
{وَإِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَىٰ عَبْدِنَا فَأْتُوا بِسُورَةٍ مِّن مِّثْلِهِ وَادْعُوا شُهَدَاءَكُم مِّن دُونِ اللَّـهِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ}
«А если вы в сомнении относительного того [Корана], что Мы ниспослали Нашему рабу [Мухаммаду], то принесите суру, из (книги) подобной этому, и позовите (на помощь) ваших свидетелей [помощников, а именно тех, которых вы считаете богами], помимо Аллаха, если вы правдивы (в своих словах и убеждениях)».
Это было сказано, во-первых, для людей времени Пророка (ﷺ), которые не верили в посланника Аллаха, не принимали его призыв и не признавали Коран, а во-вторых, для людей, которые до сегодняшнего дня не признают Коран и не верят в посланника Аллаха. Это – самое большое чудо Пророка (ﷺ). Всевышний Аллах в этом аяте говорит об этом.
{وَإِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا}
«А если вы в сомнении относительного того [Корана], что Мы ниспослали»
Всевышний Аллах в этом месте не говорит "و إن كنتم في كفر" «А если вы не верите и находитесь в неверии, выступаете против», а говорит: «Если вы находитесь в малейшем сомнении относительно ниспосланного Нами Корана, если вам пришла плохая мысль от шайтана, который наущает: «Это может и не быть книгой Аллаха. Может, Мухаммада научили этому представители другой религии». Неверие – это другое.
{عَلَىٰ عَبْدِنَا}
«Нашему рабу».
В данном месте Всевышний Аллах по-особенному называет Пророка (ﷺ). И на прошлых уроках мы говорили, что быть рабом Аллаха – одна из величайших степеней для нас. Поэтому, Всевышний Аллах говорит: «Нашему рабу». Поклонение – это наша обязанность. Посредством поклонения, мы обретаем величие. Перед Аллахом мы будем почитаемыми благодаря поклонению, богобоязненности. Всевышний Аллах в другом аяте сказал:
{إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّـهِ أَتْقَاكُمْ}
«Воистину, самые почитаемые из вас перед Аллахом – богобоязненные».
Как человек воспитывает в себе богобоязненность? В первую очередь, посредством поклонения. Нашими поклонениями мы становимся рабами Аллаха. С целью достижения высокой степени перед Аллахом, достижения Его довольства мы совершаем поклонения. То есть, являясь рабом, мы склоняем голову перед Аллахом, падаем ниц, восхваляем Аллаха. Когда мы находимся в суджуде (земном поклоне) мы каждый раз признаем нашего Господа: «Мы рабы, Мой Господь пречист от недостатков, Велик. Я Его раб». То есть, «раб» исходит от «поклонения», а «поклонение» от «раба». Название Аллахом Пророка, как «Мой раб» означает его высокую степень пред Ним. В нескольких местах Аллах, не называя имени Пророка (ﷺ), говорит о его степени. Пророк (ﷺ) является рабом Аллаха, об этом говорится. Всевышний ставит условие: «Если у вас есть малейшее сомнение, касательно ниспосланного Моему рабу, то делайте это». Каждый должен задать себе вопрос и это – вопрос, заданный 14 веков назад, но до сегодняшнего дня никто не ответил на этот призыв Аллаха к соперничеству. Всевышний Аллах сказал:
{فَأْتُوا بِسُورَةٍ مِّن مِّثْلِهِ}
«Принесите же (хоть одну) суру, подобную Ему (Корану)».
Всевышний Аллах ниспослал 114 сур. До настоящего времени эти 114 сур воспитывают миллиарды людей, являются маяком для миллиардов сердец. Говорит: «Вот, Я ниспослал 114 сур, большинство признали и приняли их, в связи, с чем проживают счастливую жизнь и в Судный День, безусловно, будут счастливы». Мусульманская община в этой жизни приняла Коран и ей нет равных в духе, чистоте, нраве и отношениях. В действительности, это так. Если посмотрим на другие государства, то все они теряют моральные ценности. Однако мусульманская община, сохранившее мусульманство общество – таких Аллах спасает от такого наущения. Какое в этом могущество? Могущество 114 сур, ниспосланных Аллахом. Он говорит: «А теперь принесите хоть одну похожую суру». Не говорит такую же суру, как из Корана, а говорит похожую. Это – му'джиза Аллаха, данная Пророку (ﷺ). Что такое му'джиза? Слово му'джиза произошло от арабского "عجز" что означает «быть слабым». Вы остаетесь слабым, у вас нет больше выхода, вам не хватает сил. Так, вы принимаете это, как иронию судьбы, у вас не остается возможности выступить против или предпринять что-то, не остается сил и способов. Слово же "إعجاز" означает сделать кого-то слабым, то есть, он будет слабым, чтобы предпринять что-то против вас, сделать какой-либо поступок. Му'джиза – это особое положение, данное Аллахом Своему Посланнику (ﷺ). Посредством него, посланник Аллаха делает беспомощными всех, кто выступает против него. Никто из людей уже 14 веков не может выполнить это повеление Аллаха и это продолжится до Судного дня.
Всевышний Аллах призывает к соревнованию: «Ну-ка, если у вас есть малейшее сомнение, то принесите похожую суру». Мусайлама аль-Каззаб, лжепророк, предпринял попытку создания новой суры, говоря «Аль-филю, маль-филю, ва ма адрокя маль-филю». Однако его высмеяла его же община, обмазала нечистотами его Каабу, никто не принял его, потому что, это совсем не похоже на суру.
Коран – это му'джиза Аллаха, данная нашему Пророку (ﷺ). Всевышний Аллах в нескольких местах Корана приводит такие моменты, когда человек становится бессильным. В одной суре говорится: "بعشر سور مفترايات" «Приведите же десять измышленных сур, подобных Корану». В конце говорится одну суру. В предыдущих мекканских сурах сказано «десять сур», в последующих мединских сурах приводится: «Если не можете привести десять сур, то приведите хотя бы одну». Человечество же до сих пор не может привести и одной суры, потому что это – Книга Аллаха, а такую книгу или суры никто не может придумать и написать. Всевышний Аллах не дал людям такой возможности, потому что наши знания, возможности, разум и бытие, все это творение Аллаха и мы действуем только по Его воле. Если Аллах захочет, то мы будем, если не захочет – не будем. Всевышний Аллах говорит о такой беспомощности. В продолжении аята сказано:
{وَادْعُوا شُهَدَاءَكُم}"
«и позовите (на помощь) ваших свидетелей [помощников, а именно тех, которых вы считаете богами]».
Ученые по тафсиру сказали: «Всевышний Аллах здесь требует: «Вашему лживому измышлению суры, вашему противостоянию Аллаху пусть засвидетельствуют все»». Никто не выполнил этого до сегодняшнего дня. В продолжении аята сказано:
{مِّن دُونِ اللَّـهِ}
«помимо Аллаха».
Всевышний Аллах в этом месте напоминает о степени всех вещей. Если прямо перевести "مِّن دُونِ اللَّـهِ", то получится «кроме Аллаха». А слово «дуна» означает «ниже». То есть, все, что помимо Аллаха, ниже Аллаха. Вы не думайте, что есть кто-то выше Аллаха, величественнее Создателя. Приведенные вами свидетели, ученые, правители, покровители, последователи – все они ниже Аллаха и никто не сможет стать величественнее Аллаха. В продолжении говорится:
{إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ}
«если вы правдивы (в своих словах и убеждениях)» то есть, вы сказали: «Это не слова Аллаха, Мухаммад выдумал их, обучившись у тех народов, кому ранее были ниспосланы Книги (Святые писания)», тем самым вы вышли против. Говорится: «Если ваши противодействия и речи являются правдивыми, если вы можете держать ответ за них, то придите с одной сурой, приведите свидетелей из числа ваших ученых». Повторюсь, это – чудо Аллаха, данное Пророку (ﷺ). Это чудо, этот призыв Аллаха к состязанию, это повеление Аллаха остается в силе до наступления Судного дня. Оно не утратило своей силы, потому что это – речь Аллаха. Всевышний Аллах сказал в Коране:
{إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ}
«Поистине, Мы ниспослали Напоминание (Коран), и поистине Мы его, действительно, охраняем». Его сохранности свидетельствует мусульманская община вот уже на протяжении 14 веков. Нет такой книги, которая сохранилась от начала до конца как Коран. Один способ сохранности – это сохранность в сердцах. Мусульмане способны прочесть 600 страниц речи Аллаха в намазе, стоя в одном ряду. Что это, как не доказательство к вышеприведенному аяту: «Поистине, Мы ниспослали Напоминание (Коран), и поистине Мы его, действительно, охраняем»? Данное повеление Аллаха, му'джиза Пророка (ﷺ) до настоящего момента все еще в силе и будет действовать вплоть до Судного дня, и никто не сможет выступить против него. В следующем 24 аяте сказано:
{فَإِن لَّمْ تَفْعَلُوا وَلَن تَفْعَلُوا فَاتَّقُوا النَّارَ الَّتِي وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُۖ أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ}
«Если же вы этого не сделаете – а вы никогда этого не сделаете! – то, остерегайтесь же Огня (Ада), топливом которого (будут) люди и камни, (который) уготован для неверных»
Это – очередная му'джиза, то есть, Всевышний Аллах говорит о невыполнимой вещи 14 веков назад. Это – признак безграничного знания Аллаха, Его осведомленности обо всем. До сегодняшнего дня уже 14 веков никто не смог сделать этого. Всевышний Аллах сказал об этом 14 веков назад. Некоторые ученые-лингвисты сказали: "وَلَن تَفْعَلُوا" «Слово «лян» означает, что они никогда не выполнят этого», а другие ученые говорят: «Возможно, они сделают это, но Аллах здесь ведает о том, что они не смогут сделать этого». В продолжении аята используется слово "فَاتَّقُوا" «фаттакуу». «Фаттакуу» происходит от слова «вака», то есть «остерегать чего-либо». Здесь сказано: «Остерегайтесь же огня». Как мы будем остерегаться огня? Выполняя повеления Аллаха, то есть посредством веры и принятия Корана. Говорится, остерегайтесь, принимая истину, переданную через Пророка (ﷺ), потому что до настоящего момента никто не привел ни одну суру. Да убережет нас Аллах! Больше у вас не должно быть никаких действий. Нам напоминается, что мы должны остерегаться гнева Аллаха, остерегаться огня и только. В продолжении Аллах описывает огонь:
{وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ}
«топливом которого (будут) люди и камни».
Наказание человека или же животного огнем – считается самым душераздирающим наказанием. Да убережет Аллах! Огнем наказывает лишь Аллах. Пророк (ﷺ) запрещал наказывать огнем даже вредоносное насекомое или животное говоря: «Огнем наказывает только Владелец огня, Всевышний. Не истязайте огнем мошкару или змею, или других животных». А заколотое животное, конечно, в будущем готовится, варится и это другой разговор. Запрет выше касается живых животных, потому что наказание огнем – присуще только Аллаху. В продолжении аята Аллах объясняет огонь:
{وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ}
«топливом которого (будут) люди и камни».
Пусть Аллах убережет! Огонь горит, а его топливо – это камень! На вопрос о том, какие это камни и люди, Абдуллах ибн Масуд, аль-Фарра и другие ученые сказали: «Это черная сера». Черная сера имеет несколько особенностей: во-первых, она легко воспламеняется, во-вторых, обладает неприятным запахом, в-третьих, от нее много густого дыма. Еще одной ее особенностью является то, что она прилипает к телу человека и к тому же, обладает высокой степенью нагрева, то есть не просто, как дерево, кизяк или уголь, а она очень сильно нагревается. Поэтому Аллах нагревает огонь Ада черной серой. Подумайте только! Да убережет нас Аллах!
Если человек в этой жизни попадет в такое пламя, то сгорит в нем, превратившись в пепел. Да сохранит нас Аллах! Да отдалит от нас это! Положение в Аду не такое, что можно подумать «Я умер, мне конец».
Мы община – верим в вечную жизнь. Мы не живем только в этом временном мире. Мы живем с осознанием, что мы вечные творения Аллаха. В этом мире мы временно трудимся, готовим запасы для вечной жизни, зарабатываем награды. Поэтому мы живем правильно, с верой, богобоязненностью, поклонением, честным трудом, справедливостью, строгостью к доверенному. Почему? Потому что оно может оказаться нашим грузом для вечной жизни. Мы не являемся общиной, полагающей: «После смерти все закончится, мы будет закопаны в землю». Огонь Ада не убивает и не уничтожает нас. Аллах сказал в суре «Ниса»:
{كُلَّمَا نَضِجَتْ جُلُودُهُم بَدَّلْنَاهُمْ جُلُودًا غَيْرَهَا لِيَذُوقُوا الْعَذَابَ}
«Всякий раз, как обгорят их кожи, Мы заменим им (ту кожу) другой кожей, чтобы они вкушали наказание».
То есть, наделим их другой кожей, и наказание продолжится. Да убережет Аллах! Современная наука доказывает, что именно кожа дает почувствовать болезнь и боль, то есть и мучение, и страдание переносит человеческая кожа. Это – результат исследования современной науки. Если же мы перейдем к вышеприведенному аяту, то в нем сказано, что Аллах наделит новой кожей, после чего продолжится мучение. По этой причине, у нас не должно быть веры в то, что огонь Ада сожжет и уничтожит человека. В другом аяте сказано:
{وَيَأْتِيهِ الْمَوْتُ مِن كُلِّ مَكَانٍ وَمَا هُوَ بِمَيِّتٍ}
«И приходит к нему смерть со всех мест, но однако он не умрет».
То есть, от продолжительных мучений человек захочет умереть, но он не умрет. Да убережет нас Аллах! Сказано, что градус огня Ада настолько высок, что если бы одна искра его огня попала на землю, то сожгла бы весь мир. Аллах напоминает: «Эй, вы! Остерегайтесь! Я отправил вам истину. Избрал для вас Пророка, которому никто не может приписать грех или упрекнуть в чем-либо. Я не отправил вам такого, который только вчера поклонялся идолу или употреблял алкоголь. Вы признали его еще до пророчества, как «Мухаммад аль-Амин (Надежный Мухаммад)». Ни у кого нет претензий к нему. Так примите же! Он никогда вас не обманывал. Все соседи, родственники, все общество знает о том, что Мухаммад не обманывает. Я отправил вам такого человека, но вы не принимаете. Если так, то остерегайтесь такого огня!».
По поводу выражения о камнях, ученые в одном из тафсиров говорят: «Это – идолы людей из камней». Всевышний Аллах, обращаясь к многобожникам, в суре «Анбия» сказал:
{إِنَّكُمْ وَمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّـهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ}
«Поистине, вы и то, чему вы поклоняетесь, помимо Аллаха, - это камни служащие топливом для Ада».
Некоторые ученые на основании данного аята сказали: «Эти камни – идолы людей, которым они поклоняются при жизни». Это один тафсир. Однако основной тафсир – это мнение Абдуллы ибн Масуда, аль-Фарра и других ученых. Имам аль-Джаузи в своем труде «Иляль ал-Мутанахия», Хатиб аль-Багдади в книге «Тариху Багдад» приводят хадис от Пророка (ﷺ):
"كل مؤذ في النار"
«Все, что наносит вред – в аду».
Это относится и к людям из аята «топливо из людей». Какие это люди? Первое:
"أن كل من آذى الناس في الدنيا عذبه الله في الآخرة بالنار"
«Каждый, кто нанес вред людям, будет топливом для Ада».
То есть человек, который языком, рукой или действиями нанес вред другим людям. Пророк (ﷺ) сказал: «Лучшие из людей – это приносящие другим пользу». Мусульманин должен быть полезным для других людей. Если же он не может принести пользу, то хотя бы не должен наносить вред. Потому что всем известен хадис Пророка (ﷺ) об истинном мусульманине. Ясный, отчетливый хадис.
"المسلم من سلم المسلمون من لسانه و يده"
«Истинный мусульманин – это тот, кто не вредит другим языком и руками».
Кто вредит людям, проливает невинную кровь, сплетничает, ставит подножку, ворует, причиняя вред их имуществу, или же делает другие плохие деяния, то все это сделает его топливом для огня Ада. Еще одно пояснение данного хадиса – причиняющие вред человеку в этом мире змея, дикие звери и другие животные попадут в ад, дабы истязать в нем людей. Наш Пророк (ﷺ) в ночь «Исра» и «Ми'радж» видел неверного, который был наказан тем, что его каждый раз жалила змея. Пророку (ﷺ) были показаны Рай и Ад в ночь «Ми'радж». Ангел Джибриль (а.с) пояснял, показывал положение прелюбодеев мужчин и женщин. Да убережет Аллах! Показал положение сплетников. Вот, все эти вредоносные насекомые будут отправлены в Ад, будут готовы мучить всех обитателей Ада. В конце аята Аллах сказал:
{أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ}
«Уготованному для неверных».
Всевышний Аллах сначала говорит остерегаться огня Ада. Затем объясняет суть данного огня, описывает его, поясняет его температуру и ужас. Далее сказано о том, для кого он уготован: «Данный огонь предназначен для неверных, не для мусульман». Последнее предложение в данном аяте дарует надежду всем нам. Мы проживаем жизнь в состоянии между надеждой и страхом. Мы никогда не должны жить только с надеждой. Если мы станем лишь надеяться, то не заметим, сколько мы грешим. Также неправильно предаваться страху и безнадежности. Если мы будем жить только в страхе, то подумаем, что наш итог уже ясен, после чего перестанем делать благие дела. Поэтому положение мусульманина между надеждой и страхом. Мы надеемся на милость Аллаха и страшимся Его гнева за наши ошибки и грехи и тогда мы живем срединным путем. Только в этом случае мы страшимся с одной стороны, а с другой являемся оптимистами. Только тогда мы проживаем жизнь с пользой для обоих миров. Аллах здесь приводит аят именно по данному методу. Сначала напугал, предостерег. А затем сказал: «Уготованному для неверных». В следующих аятах приводятся мусульмане. Мы продолжим об этом на следующих занятиях, дай Аллах. В вышеуказанном аяте говорится: «О мусульмане! Данное наказание не для вас, а для неверных. Мы не будем наказывать таким огнем мусульман. Но вы будьте осторожны». Всевышний Аллах в Коране сказал:
{فَلَا يَأْمَنُ مَكْرَ اللَّـهِ إِلَّا الْقَوْمُ الْخَاسِرُونَ}
«И не опасаются внезапного наказания от Аллаха только люди, потерпевшие убыток».
Мы не знаем, что Аллах уготовил для нас в будущем, поэтому мы всегда готовимся к скрывающимся испытаниям. Пусть Аллах поможет нам пройти эти испытания! Мы всегда должны быть готовы, остерегаться неверия. Если же мы будем небрежны, то Аллах говорит о том, что мы потерпим убыток. Только небрежные терпят убыток. Поэтому небрежным быть нельзя. Между верой и неверием один шаг. Если человек не обращается с дуа к Аллаху, не следит за собой каждый день, не остерегается грехов, то он может в любую минуту впасть в неверие. Да убережет Аллах от неверия!
По поводу уготованного для неверных огня Ада среди ученых есть несколько мнений. Некоторые говорят: «Огонь, указанный в аяте, не уготован для многобожников и других грешников, а уготован только для неверных». Другие ученые сказали: «Говоря о неверных в общем, здесь имеются в виду и все те, кто совершает поступки неверных, следует их пути».
Да убережет Всевышний Аллах нас всех от огня Ада! Да сделает нас из числа истинных мусульман и Своих любимых рабов, которые не сомневаются в Его речи, остерегаются харама и живут халялем! Аминь!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!