Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Уважаемый джамаат! Пусть наше собрание будет окружено ангелами и милостью перед Всевышним Аллахом! Да запишет Аллах нам награду за каждый шаг, проделанный в Его дом!
Наши уроки посвящены пониманию и разъяснению книги Всевышнего Аллаха, Его речи. На прошлом уроке мы закончили разбор 29 аята из суры «Бакара», где Всевышний Аллах напоминая о том, для кого были созданы все творения на земле: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле», повествует о Своем величии и безграничном могуществе. Далее рассказывается о сотворении 7 небес, других созданий, сотворении человека, о беседе с ангелами. Сегодня мы будем разбирать 30 аят Священного Корана:
{وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةًۖ قَالُوا أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَۖ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ}
Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете».
Это – 30 аят Всевышнего Аллаха в суре «Бакара». В данном аяте Всевышний Аллах после сотворения семи небес сказал "وَإِذْ قَالَ" «после этого», «в этот момент» - "رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ" «Твой Господь сказал ангелам». Всевышний Аллах словами: «Твой Господь» говорит о Себе. Что означает слово «Господь»? Господь в прямом значении – это «владелец, хозяин». Наряду с этим, есть такие значения, как «исправляющий, воспитывающий, распределяющий». Ученые говорят:
«В этом месте напоминается Пророку (ﷺ) о том, кто Он есть, как должны принимать Аллаха Пророк (ﷺ) и все люди, мусульмане, как должны возвеличивать, каким должно быть положение Аллаха в их сердцах».
Твой Господь – Господь всех мусульман, Владелец, Хозяин. То есть, наш хозяин и владелец – Всевышний Аллах. Поэтому мы должны произносить при любой трудности и печали следующее дуа:
{إِنَّا لِلَّـهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ
«Воистину, Мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение».
То есть, Пророку (ﷺ) напоминается: «Твой хозяин, твой владелец, твой воспитатель, распорядитель твоими делами – твой Господь! И никто другой». Наш Пророк (ﷺ) в одном из хадисов сказал:
"أدبني ربي تأديبا"
«Меня воспитал Мой Господь наилучшим образом».
Наш Пророк (ﷺ) не использует здесь слово «Аллах» как "أدبني الله", а использует слово «Мой Господь». Почему? Потому что в слове «Господь» есть значение «воспитывающий».
Вот Он воспитывающий, исправляющий, упорядочивающий Господь говорит с ангелами. Значит, до сотворения Адама были ангелы. Ангелы – создания Аллаха из нура (света). Ангелы все свое время заняты только поклонением, выполнением повелений Аллаха, Его возвеличиванием. Всевышний Аллах, описывая ангелов в Коране, сказал:
{لا يَعْصُونَ اللَّـهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ}
«(Которые) не ослушаются Аллаха в том, что Он повелел и делают (все) то, что им приказано».
У ангелов нет страстей или склонности ошибаться, как у нас. Так вот, Всевышний Аллах обращается к ангелам, созданиям, которые безукоризненно выполняют все Его указания. Слово "ملائكة" произошло от слова «маляк». Слово же «маляк» происходит от «мульк». «Мульк» - это казахское «мүлік», имущество. О том, что ангелы, будучи чистыми и невинными, тоже являются имуществом Аллаха, говорит их название «маляика». Ангелы – не являются созданиями вне могущества или творения Аллаха, они также являются Его имуществом, поэтому и их название происходит от слова «мульк».
Ученые говорят: «В этом месте Аллах не использует это слово, чтобы посоветоваться с ними, а повествует и беседует с ними, чтобы проверить их подчинение Аллаху в дальнейших действиях, поклонениях, мнениях и мыслях».
Если бы Он преследовал цель посоветоваться, узнать их мнения, затем взять их в счет, то Он бы не повелел им в конце преклониться перед Адамом ((عليه السلام. Здесь такой цели нет, Аллах беседует с ними, чтобы выяснить, насколько они подчиняются Его повелению и преклоняются перед Его могуществом. Далее в продолжении говорится:
{إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً}
«Воистину, Я установлю на земле наместника».
Всевышний Аллах использует здесь слово «джагиль» от слова «джагала», то есть «создавать». И еще говорит "إني" «Воистину, Я». Все. Это есть твердое, не требующее объяснений, решение Аллаха. Земля, указанная в аяте – это известная нам земля. Однако есть хадис Пророка (ﷺ):
"دحيت الأرض من مكة"
«Земля была создана в виде яйца, начинаясь с Мекки»,
то есть, серединой земли является Мекка, и земля была создана, начиная отсюда, круглой, в форме яйца. Поэтому Мекку называют «Уммуль-Кура». Об этом мы упоминали на одном из наших уроков. «Уммуль-Кура» - одно из названий Мекки. Прямое же значение этого слова – «мать селений, городов». Почему? Потому что земля была создана круглой, начинаясь с Мекки. На основе этого некоторые ученые, как Ибн Сабит, сказали:
«Смысл слова «земля» здесь - это Мекка».
То есть, в значении: «Я установлю Своего наместника в Мекке». Действительно, сказано, что наш праотец Адам ((عليه السلام и праматерь Хава, после ниспослания на землю, встретились в долине Мина. Сейчас, как известно, на 8 день «таурия» во время хаджа все паломники выходят из Мекки в Мину, после Мины в Арафат, из Арафата в Муздалифу, из Муздалифы возвращаются в Мину. Адам и Хава встретили друг друга там же среди гор Мины. Это еще один тафсир. Однако ясно, что здесь подразумевается поверхность земли. «На поверхности этой земли я установлю одного наместника». Всевышний Аллах не говорит: «Моего наместника», Он сказал «одного наместника». То есть «халифа» означает одного человека, пришедшего после другого. Или одну вещь, пришедшую после первой. Это – халифа. «Халяф» - тот, кто приходит позднее, «саляф» - тот, кто пришел ранее. Ученые объясняют нам слово «халифа»: на земле до людей существовали ангелы, то есть, создания, пришедшие на землю после ангелов, их наместники. Поэтому Всевышний Аллах говорит об Адаме: «Я установлю на земле наместника». По еще одному риваяту, до Адама ((عليه السلام на земле были такие создания, как джинны, Иблис и им подобные. Человек, придя после них, получает название «халифа», то есть, словом «халифа» описывают Адама ((عليه السلام.
Ибн Аббас, Абдуллах ибн Мас'уд (رضى الله عنهم) сказали: «Всевышний Аллах создает себе наместника на земле». Кого? Человека, потому что человек выполняет повеления Аллаха на земле, претворяет их в жизнь, поэтому он считается наместником Аллаха. Выполняет и заставляет выполнять закрепленное Аллахом на земле, поэтому Адам ((عليه السلام стал «халифой» Аллаха. Наряду с этим, Адам ((عليه السلام был посланником и пророком Аллаха. Об этом передают риваят Имам Ахмад и Ибн Хиббан. Абу Зарр (رضى الله عنه) спросил Пророка (ﷺ) об Адаме ((عليه السلام:
"يا رسول الله أ نبيا كان مرسلا؟"
«Он был пророком или посланником?»,
на что Пророк (ﷺ) ответил:
«Да, он был и пророком, и посланником».
Значит, Адам ((عليه السلام – посланник и пророк Аллаха, выполнявший повеления Всевышнего Аллаха, доносящий Его религию, таухид и иман своим потомкам. В этом значении он назван наместником Всевышнего Аллаха на земле. Некоторые могут задаться вопросом: «В те времена ведь не было людей. К кому он пришел, будучи посланником и пророком?». У него было много детей. Всевышний Аллах в Коране сказал:
{خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً}
«Сотворил Он вас из одного человека».
То есть, все мы распространились от Адама. Это – истина, которую подтверждает и наука, и религия, и история.
«И сотворил из него пару ему, а от них двоих распространил много мужчин и женщин».
В риваятах приходит, что у Адама было 40 сыновей. Это нам передает Имам Куртуби, то есть, он был пророком и посланником для своих сыновей и потомков, донося до них повеления Всевышнего Аллаха и обучая их религии. Наряду с этим, есть риваяты, что Адаму ((عليه السلام стало запрещено есть мертвечину, кровь и мясо свиньи. Также по сведениям от Имама Куртуби, праотец Адам ((عليه السلام жил 930 лет. По риваяту же Вахба ибн Мунаббиха (رضى الله عنه), бывшего иудея, принявшего Ислам и ставшим сподвижником Пророка (ﷺ), Адам ((عليه السلام жил 1000 лет. Безусловно, Аллаху лучше известно. В действительности же, в те времена люди жили долго. Всевышний Аллах говорит о том, что пророк Нух ((عليه السلام призывал свой народ к Аллаху без пятидесяти тысячу лет. Под фразой «без пятидесяти тысячу лет» имеется в виду 950 лет. Только призыв длился 950 лет. А ведь у него была жизнь до призыва и пророчества. Тогда получается, что сам пророк Нух ((عليه السلام жил около или более тысячи лет. О том, что праотец Адам ((عليه السلام жил столько лет, не существует никаких разногласий. В некоторых риваятах также сказано о том, что рост Адама ((عليه السلام составлял 60 метров. "ستون ذراعا" «Зираг» означает одну руку. Одна рука составляет примерно 70 см! 70 умножайте на 60. Мы из года в год становимся меньше. С течением веков человек измельчал. В некоторых риваятах передается, что ближе к наступлению Судного дня человек будет ростом с траву. С одной стороны, это нас радует, так как из этих сообщений следует, что Судный день еще не так близок. Да поможет нам Аллах!
Наши ученые по тафсиру сказали:
«Этот аят является доводом еще для одной вещи: люди выбирают того, кто станет их правителем и все другие должны подчиняться ему».
Почему? Потому что Всевышний Аллах говорит:
«Мой наместник, выполняющий Мои повеления и призывающий их выполнять»,
то есть, данный аят показывает необходимость в правителе, который устанавливает справедливость, не дает людям попирать чужие права, защищает права каждого, следит за выполнением каждым своих обязанностей, решает споры между притесненным и притеснителем, препятствует нанесению вреда одним другому.
Еще одни ученые сказали: «Не обязательно выбирать правителя из окружения, но это разрешено». Как вам известно, существуют такие идеи в трактате аль-Фараби: «Жители превосходного города». Там сказано, что нет нужды в правителе, если никто ни с кем не вступает в драку, люди живут в безмятежное, спокойное время, каждый выполняет свои обязанности, все вежливы, не говорят плохих слов, не причиняют вреда и не попирают права друг друга. Есть такое ученное мнение. Однако, если обратиться к существующей реальности, то это мало возможно. Таким образом, мнение первой группы ученых ближе к текущей реальности и более соответствует выполнению шариатских целей, потому что на земле должна быть справедливость. Для установления этой справедливости, один из людей избирается правителем, а все остальные ему подчиняются. Наш Пророк (ﷺ) даже сказал:
«Если двое из вас выйдут в путь, то пусть они назначат одного из них главным».
Почему? Потому что они не должны быть не согласны друг с другом. Они не должны разбрестись в разные стороны. Общество подобно единому телу, где все дополняют друг друга. Например, каждый орган нашего тела выполняет свою функцию: глаз, ухо свои функции, нос, язык, голова, рука, нога выполняют свои функции. Общество подобно одному телу. Наш Пророк (ﷺ) по этой причине сказал:
«Мусульмане подобны единому телу, если одна часть его тела болит, то все остальные отзываются на это бессонницей и горячкой».
Мы должны быть такими. Если же каждый будет тянуть на свою сторону, не будет выполнять свои задачи, тогда в обществе начнется хаос. Врач дополняет общество своими функциями врача. Строитель функцией строительства, имам религиозной стороной, аким – административной. Можно продолжать и далее говорить о функциях и задачах каждого человека в обществе, чтобы все они выполняли свои задачи, должен быть правитель. Об этом можно найти и в других аятах. Всевышний Аллах в суре «Сод» сказал:
{يَا دَاوُودُ إِنَّا جَعَلْنَاكَ خَلِيفَةً فِي الْأَرْضِ}
«О, Дауд! Поистине, Мы сделали тебя наместником на земле (даровали власть)».
Поэтому в истории мусульманские правители названы, как «Халифы». То есть, они выполняют повеления Аллаха на земле и являются Его наместниками. Всевышний Аллах в суре «Нур» сказал:
{وَعَدَ اللَّـهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ}
«Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле».
То есть, они на этой земле, в этом обществе будут влиятельными. Всевышний Аллах поручает им упорядочить дела человечества. В действительности, если мы будем искренними мусульманами, из числа искренних, праведных рабов, то Аллах выполнит для нас Свое обещание. Смысл слова «халифа» заключается в этом. Халифа – это человек, выполняющий веления Аллаха на земле и призывающий их выполнять.
После смерти Нашего Пророка (ﷺ) что сделали сподвижники? Еще до захоронения Пророка (ﷺ), сподвижники собрались на площади Бану Сагида и выдвинули вопрос о том, кто станет новым правителем после Пророка (ﷺ). Необходимо выполнять повеления Аллаха. Нельзя обратить положение страны в хаос. Нужно выбать человека и поручить ему правление. Обществу сподвижников был необходим правитель сразу же до истечения одного дня. Общество сподвижников и наше общество в сравнении, словно ангелы и простые люди. Они выпускники школы Пророка (ﷺ), брали знания напрямую у Пророка (ﷺ). Религии, вере, адабу, благому нраву, всему хорошему их научил сам Пророк (ﷺ). Таким сподвижникам необходим был новый правитель после Пророка (ﷺ), еще до того, как пройдет один день после его смерти. Почему? Потому что, это – повеление Аллаха. Поэтому они, обсудив и решив все вместе, избрали себе Абу Бакра ас-Сыддыка (رضى الله عنه). Об этом ранее пришел знак от Пророка (ﷺ). Когда Пророк (ﷺ) лежал и болел, он постоянно повелевал:
«Скажите Абу Бакру, чтобы он вышел имамом».
При жизни он всегда хвалил Абу Бакра (رضى الله عنه), как обладателя крепкого имана, веры, богобоязненности, превосходящей всех остальных. Поэтому в понимании нас – суннитов, наилучший человек после Пророка (ﷺ) – это Абу Бакр ас-Сыддык (رضى الله عنه). Таким образом, сподвижники в тот момент сказали:
«Если Пророк (ﷺ) доверил Абу Бакру нашу религию, почему мы не можем доверить ему мирское?!»,
Это решение было принято единогласно. Такова история.
В назначении правителя есть разные пути. Первый из них – это знак, который дал Пророк (ﷺ).
Второй путь – Абу Бакр (رضى الله عنه) перед кончиной сказал: «Выберите из них» и указал имена нескольких сподвижников. Среди них был хазрат Умар (رضى الله عنه). Сподвижники, обсудив этот вопрос избрали хазрата Умара (رضى الله عنه).
Третий путь – избирание правителя группой, в чьих руках власть. В основном, это происходит в странах Европы. При парламентской системе "أهل الحل و العقد" «Люди решения и договора» похоже на наших депутатов. Они избирают правителя. Подчиняться этому правителю и выполнять его указы считается обязательным для всего народа. Потому что группа, отвечающая за решение, принимает его от всего народа. Народ доверяет им.
Четвертый путь – приход к власти посредством революции человека, который в действительности достоин быть правителем. В этом случае, его правление будет считаться законным. В истории было и такое. Мы видим это в соседних странах. Становятся правителями путем революции, общество его признает, а далее он возглавляет страну и решает государственные вопросы. Это также признанный нашим шариатом путь избрания или назначения правителя.
Есть еще один вопрос, связанный с халифом, правителем. Что будет, если придут два правителя? Казахи же говорят: «Головам двух баранов тесно в одном казане». Казахи взяли это от Пророка (ﷺ). Казахи много знаний почерпнули из хадисов и учений Пророка (ﷺ). Наш Пророк (ﷺ) сказал:
"إذا بعي على الخليفتين فاقتلوا الآخر منهما"
«Если были избраны два халифа, и народ признал их обоих, дав руку и принеся клятву, то убейте второго».
Почему? Потому что в месте, где два правителя, ничего не будет идти правильным образом. Вместе с двумя правителями будет лишь смута. Потому, как, если оба они будут одинаково влиятельными и могущественными правителями, то один из них будет тянуть вправо, а второй – влево. В итоге, разрываясь между ними, будет страдать народ, общество, родина и религия, поэтому наш шариат не допускает этого. Один правитель и все! В еще одном хадисе Наш Пророк (ﷺ) говорит:
"و من بايع إماما فأعطاه صفقة يده و ثمرة قلبه فليطع إن استطاع"
«Кто признает одного правителя, даст руку и принесет клятву, примет его сердцем, то он должен подчиняться ему по мере своих возможностей».
Конечно, если на него возложат невозможное, то это другой разговор. В продолжении хадиса сказано:
«Если же придет еще один человек и попытается вырвать правление из рук первого…»,
то есть если придет такой человек и станет предпринимать попытки свергнуть достойного правителя, который упорядочивает дела в стране, защищает права каждого, не притесняет религию, защищает страну и устанавливает спокойную жизнь, то сказано:
«Убейте его». "فاضربوا عنقه" означает «перережьте шею».
Да убережет Аллах от подобной фитны и смуты! Вот, мы достаточно поговорили, касательно халифа.
Далее ангелы сказали Аллаху:
{قَالُوا أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ}
«О, Господь наш, сообщи нам какова мудрость того, что Ты установишь на ней того, кто будет там сеять беспорядок и проливать кровь?»
Относительно того, почему ангелы так сказали, ученые говорят: «Ангелы до человека увидели достаточно бесчестия на земле от джиннов. До человека джинны испортили много вещей на земле. Они и проливали кровь, и совершали преступления, и тонули в грехах. Поэтому они задали вопрос Аллаху, имея в виду: «Они станут подобными этим джиннам?! Если это так, то зачем Ты их создал?!». Безусловно, среди джиннов есть и Иблис. Запомните, Иблис был из джиннов. Это древний джин, который обладал таким уровнем зания, что давал уроки ангелам, был вместе с ними, но в основе, он был джинном. Всевышний Аллах сказал о нем:
{كَانَ مِنَ الْجِنِّ فَفَسَقَ عَنْ أَمْرِ رَبِّهِ}
«Был он из (числа) джиннов и ослушался повеления Господа своего».
Ангелы, далее говоря о себе, сказали:
{وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَۖ}
«А мы (покорны Тебе) и восславляем Тебя, вознося хвалу Тебе и святим Тебя?»
То есть, у ангелов был страх: «Наше восхваление, возвеличивание является недостаточным?! Нам нужно прибавить возвеличивание?! Ты хочешь заменить наше место?!». Что значит тасбих (прославление)? Тасбих – это очищение Аллаха от недостатков, минусов, неполноценности. В этих риваятах, тасбихом ангелов является их намаз. Наш Пророк (ﷺ) сказал в одном из хадисов:
«Ангелы – создания Аллаха, которые прославляют Аллаха словами «Субханаллахи ва бихамдихи»».
Такдис – это прославление Аллаха от всех плохих, отвратительных вещей. Это мы видим из аятов Аллаха. Например, Всевышний Аллах обратился к Бану Исраиль:
{دْخُلُوا الْأَرْضَ الْمُقَدَّسَةَ}
«Войдите в священную землю (Иерусалим)».
Также Всевышний Аллах, описывая Себя, сказал:
{هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ}
«Аллах – аль-Куддус (пречист Своей сущностью от любых недостатков)».
Подобно этому, в суре «Та-Ха» Всевышний Аллах говорит:
{إِنَّكَ بِالْوَادِ الْمُقَدَّسِ طُوًى}
«Ведь ты находишься в священной (очищенной, где нет плохих дел) долине Тува».
Наш Пророк (ﷺ) в одном хадисе сказал:
"لا قدست أمة ليأخذ لضعيفها من قويها"
«Если какой-либо народ не будет заботиться о слабых и притесненных, не станет отстаивать права ущемленных, то такой народ не очистится».
То есть, не будет далек от всего плохого. И в этом месте Пророк (ﷺ) использует слово «куддиса». Таким образом, в указанном аяте ангелы хотели донести свое положение Аллаху: «О, наш Господь! Мы возвеличиваем, прославляем Тебя и очищаем от приписываемых Тебе недостатков и плохих вещей». Тогда Всевышний Аллах отвечает им:
{قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ}
«Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!»
То есть, Он говорит: «Я создаю человека, в нем есть и душа, и другие страсти, Иблис будет до судного дня наущать их. Несмотря на это, Он не собьется с Моего пути и будет придерживаться его, но вы не знаете этого».
Ангелы не знают будущего. Имеется в виду, что все люди не будут такими, как вы представляете. Всевышний Аллах напоминает нам: «Вы сейчас думаете: «Они будут творить на земле бесчинство, распространять грехи и преступления, проливать кровь». Нет, человек будет мусульманином, искренне богобоязненным, распространяющим на земле благое Моим наместником. Он будет Моим наместником, защищающим права ущемленных и устанавливающим справедливость на земле. Не сравнивайте сотворенного Мной «халифа» и Иблиса из джиннов».
В действительности, ангелы не знают, что Аллах приготовил в будущем. Будущее известно только Аллаху и некоторым Его посланникам посредством Его повелений, вахи. Больше никто не знает. Поэтому Имам Куртуби говорит:
«Цель данных слов Аллаха, тафсир – Всевышний Аллах напоминает ангелам: «Вы не знаете. Если бы я не дал знать, то вы бы не знали ни о прошлой истине, ни о будущей истине, ни о настоящей истине. Поэтому не спешите давать ответ, выносить решение, высказывать мнение»».
Это – напоминание и для нас. В действительности, если бы Аллах не дал нам знаний, мы бы ничего не узнали. Сейчас после намаза, как выйдем на улицу, мы не знаем, что нас ждет. Например, люди, погибшие недавно в авиакатастрофе. Они не знали этого. Если бы они знали, то не сели бы в самолет. Они же вышли в путь с другими мыслями и планами, но предписанное Аллахом было другое. Мы не знаем, что нас ждет. Наш Пророк (ﷺ) сказал:
«Я не знаю буду ли я жить или нет после того, как дам салям в одну сторону до того, как дам салям в другую сторону».
Поэтому мы должны склонить голову перед могуществом Аллаха и просить только благого и хорошего в нашей судьбе, приготовленной Аллахом и скрытой от нас. Кто небрежно относится к предписанному Аллахом, тот понесет убыток. Запомните! Если ходить с мыслями «Ой, у меня все будет хорошо, отлично», не брать в счет трудности и проблемы, ждать только хорошее, то такой человек понесет убыток. Мы умма, находящаяся между надеждой и страхом. Надеемся на хорошее, остерегаемся плохого. Тогда над нами будет милость Аллаха, ин шаа Аллах, Всевышний Аллах убережет нас от плохого и повелит нам хорошее.
Пусть Аллах будет доволен вами всеми! Сегодня мы закончили данный аят. Ин шаа Аллах, на следующем уроке мы продолжим с 31 аята.
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!