Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 229 аяте, где говорится о двух видах развода, в том числе и о разводе по инициативе жены. Всевышний Аллах в 230 аяте суры «Бакара» поясняет о положении мужчины и женщины после третьего развода, если они раскаются и захотят вновь воссоединиться. В Коране сказано:
فَإِن طَلَّقَهَا فَلاَ تَحِلُّ لَهُ مِن بَعْدُ حَتَّىَ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ فَإِن طَلَّقَهَا فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِمَا أَن يَتَرَاجَعَا إِن ظَنَّا أَن يُقِيمَا حُدُودَ اللّهِ وَتِلْكَ حُدُودُ اللّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
«Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих».
Если муж в третий раз дал развод своей жене, то он не сможет сразу вернуть ее после развода. Всевышний говорит, что она не будет для него дозволенной (халал). Аллах дает мужчине две возможности для воссоединения, которыми он сполна должен воспользоваться, муж не должен принимать решения в порыве эмоции. Напротив, такие важные решения должны приниматься взвешено, рассудительно, разносторонне, не спеша. Но если муж два раза дал развод, и после третьего раза воссоединение не произошло, то после развода жена выжидает срок идда, чтобы полностью быть свободной. Во время срока идды воссоединение уже невозможно, она не будет дозволенной пока не выйдет замуж за другого и снова не разведется.
При этом замужество жены после третьего развода не должно быть фиктивным, с целью возвратиться к прежнему мужу. Этот брак должен быть желаемым, полноценным, она должна иметь близость с новым мужем. Пророк ﷺ сравнивал мужчин, которые соглашаются на фиктивный брак с наемными животными. Ибн Маджах передает, что Пророк ﷺ сказал:
«Не сообщить ли вам о козле, взятом на прокат?» люди ответили: «Да, Посланник Аллаха». Он сказал: «Это тот, кто делает тахлиль (тот, кто женился и развелся с женщиной с целью разрешить ей брак с бывшим мужем). Аллах проклял того, кто делает тахлиль, и того, кому это делается».
Имам ат-Тиримизи сказал, что в запретности этого деяния не сомневается ни один ученый.
Касательно того, дозволена ли женщина бывшему мужу после третьего развода, если она вышла замуж и развелась по сговору и если муж об этом не осведомлен. В этом вопросе среди ученых есть разногласия. Имам Абу Ханифа (رحمه الله) говорил о тяжести, запретности этого дела, и что Всевышний проклял таких людей, но если это все же случится, то для мужа жена будет дозволенной.
Другие ученые говорили, что жена в таком случае будет недозволенной.
Ученые сравнивают это с украденой водой для омовения или намаза, на украденой земле. То есть человек совершает грех за кражу, но его молитва засчитывается.
В словах: «Пока она не выйдет замуж за другого», также имеется ввиду, пока они не вступят в половую близость. В хадисе от аль-Бухари, Муслима и имама Ахмада передается, со слов Айши (رضى الله عنها), что однажды к Пророку ﷺ пришла жена Рифа´а аль-Курази и сказала: «О, Посланник Аллаха, поистине Рифаа окончательно развелся со мной. И после этого я вышла замуж за Абд ар-Рахмана бин Зубайра, однако оказалось, что он бессилен». Пророк ﷺ сказал ей:
«Ты хочешь вернуться к Рифа´а? Нет, ты не можешь этого сделать, пока не вступишь в половую близость (с Абд ар-Рахманом)».
Если же второй муж даст ей развод, то она может воссоединиться со своим первым мужем. Это дозволяется и нет в этом греха. Если они не будут нарушать шариат, если они думают, что смогут жить в согласии.
Если же жена намеренно показывает себя с плохой стороны, чтобы муж дал ей развод, с намерением воссоединиться с первым мужем, то она согрешит перед Аллахом. При этом на муже не будет греха, так как от него не исходили эти намерения и между ними не было сговора.
«Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих».
Всевышний показал людям границы, условия, дозволенного в разводе. В следующем 231 аяте Аллах сказал:
وَإِذَا طَلَّقْتُمُ النَّسَاء فَبَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ سَرِّحُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَلاَ تُمْسِكُوهُنَّ ضِرَارًا لَّتَعْتَدُواْ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ وَلاَ تَتَّخِذُوَاْ آيَاتِ اللّهِ هُزُوًا وَاذْكُرُواْ نِعْمَتَ اللّهِ عَلَيْكُمْ وَمَا أَنزَلَ عَلَيْكُمْ مِّنَ الْكِتَابِ وَالْحِكْمَةِ يَعِظُكُم بِهِ وَاتَّقُواْ اللّهَ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ
«Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит так, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе. Не считайте знамения Аллаха шуткой. Помните милость, которую оказал вам Аллах, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает о всякой вещи».
В этом аяте говорится о том, что мужьям следует серьезно относиться к разводу. Ученые толкователи Корана, приводят историю, которая стала причиной ниспослания этого аята. Она о человеке, который желая причинить страдания своей жене, разводился с ней, а когда завершался период идды, возвращал ее обратно, таким образом он издевался и причинял страдания на протяжении девяти месяцев. Всевышний говорит:
«Удержите их на разумных условиях»,
у человека изначально должно быть благое намерение. Если же у человека нет истинного намерения возобновления брака, то следует отпустить жену и не причинять ей страдания.
«Не считайте знамения Аллаха шуткой»,
то есть религия, шариат, приказы Аллаха не для того, чтобы удовлетворять желания и прихоти, вредить другим людям. Всевышний дозволяет первые две возможности в разводе, для того чтобы люди поразмыслили, чтобы у них была возможность воссоединиться. Иными словами, не превращайте аяты Корана в собственный инструмент, для причинения страдания по вашему желанию.
«Помните милость, которую оказал вам Аллах»,
женитьба это само по себе большое благо, нужно воздать хвалу Аллаху, за то, что Он создал из нас самих наших жен.
«…а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас»,
Следует помнить, что есть и другие блага от Всевышнего, помните, что Аллах ниспослал Священный Коран и мудрость, под которой подразумевается Сунна Пророка ﷺ.
«Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает о всякой вещи»,
Всевышнему ведомо наше внутреннее намерение, и за это намерение человек будет спрошен.
По воле Аллаха на этом завершим наш урок. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».