Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم، بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على نبينا محمد و على آله و أصحابه أجمعين. رب اشرح لي صدري و يسر لي أمري و احلل عقدة من لساني يفقهوا قولي. اللهم علمنا ما ينفعنا و انفعنا بما علمتنا و زدنا علما و عملا و تقى و إخلاصا يا رب العالمين.
أما بعد، السلام عليكم و رحمة الله و بركاته.
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 207 аяте. Всевышний Аллах в 208 аяте говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً وَلَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ ۚ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُبِينٌ ﴿٢٠٨﴾
«О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас – явный враг» (2:208).
Аллах говорит нам в этом аяте, что нужно полностью придерживаться религии. Слово «сильм» السِّلْمِ здесь ученые растолковали как – ислам. В значении этого аята, ученые приводили разные мнения. Если слово «сильм» переводить как ислам, то смысл такой:
«О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком…».
Другие ученые переводили это слово как – иман. В таком случае задавались вопросом, как понять аят: «Принимайте веру целиком…». Другие приводят, что в словах «которые уверовали», подразумевают мунафиков. В этом случае смысл аята становится следующим:
«О те, которые уверовали языком, принимайте ислам целиком»,
то есть не только языком, но и сердцем, будьте покорными Богу. В целом это мнение о том, что этот аят посвящен мунафикам.
Есть мнение что под словами: «которые уверовали», подразумевается – «обладатели Писаний». То есть аят направлен на тех обладателей Писаний, которые не уверовали в Пророка (ﷺ). Тогда смысл аята таков:
«О те, которые уверовали в предыдущие Писания! Восполните свою веру, уверуйте в Пророка (ﷺ) как уверовали в предыдущих пророков. Не следуйте по стопам шайтана, уверовав только в предыдущие Писания. Так как в предыдущих Писаниях сказано про истинность Пророка Мухаммада (ﷺ)».
Другие ученые приводят мнение, что эти слова сказаны мусульманам. То есть:
«О те, которые уверовали! Будьте постоянны в исламе, признайте все его положения».
Если брать данный смысл аята, то он относится ко многим людям, называющие себя мусульманами, но не до конца понимающих суть ислама. Есть не мало людей, которые считают себя мусульманами, но когда им говорят на тему религии или обязательств пред Аллахом, то они выражают готовность не только игнорировать это, но и выступить против. Такие люди приводят различные отговорки, что это было в те времена, а сейчас время и обстоятельства другие и т.п.
В любом собрании, когда дело касается медицины, то слушают врачей. Когда дело касается законов, то слушают юристов. Но когда дело касается религии, то каждый начинает выражать свое особое мнение, рассуждая по этому поводу, как если бы был экспертом, проще говоря начинают умничать. Всевышний говорит таким людям:
«О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком»,
то есть не противоречьте, будьте покорны, не ищите причин для разногласия. Не следуйте по стопам шайтана, который ведет вас к расколу.
Иными словами, если в религии приведен ясный довод, то разного рода мнения должны прекратиться. Всевышний Аллах в Коране сказал:
«Вы лучше знаете или же Аллах?» (2:140)
Аллах создатель, Он создал вселенную, человека, Господу известно все, о чем мы помышляем. Ему также известно, что нас может исправить, поэтому Всевышний ниспослал нам Свое мудрое назидание. Во всем что ниспослано, есть своя мудрость, которую мы познаем. Если не познаем, то Аллах по Своей воле известит нас об этом. Возможно, мы узнаем об этом в ахирате. В любом случае повиновение Всевышнему является показателем мусульманина. В целом, ислам — это повиновение Всевышнему, во мнениях, мыслями и телом. В таком случае мы должны остерегаться измышлений, когда говорится о религии Аллаха. Однако, такое положение, к сожалению, у многих братьев, которые неправильно понимают ислам. Это касается решений ислама касательно жены, детей и других общественных вопросов. Всевышний Аллах говорит таким людям:
«О те, которые уверовали, если приняли ислам, то примите его полностью, целиком».
Уверуйте в Аллаха, то есть в то, что Аллах Создатель, что все хорошее и плохое от Аллаха, что все блага и удел от Аллаха.
Еще одни ученые приводят мнение, которое является мнением большинства, что это аят был ниспослан сподвижникам из людей писания, принявших ислам. К таким сахабам как Аблулла ибн Салям. Всевышний ниспослал этот аят, так как они после того как приняли ислам, придерживались и считали святыми некоторые обряды. К примеру, почтение субботы, так как в шариате от Мусы (а.с.) этот день считался священным, и в этот день запрещалось вести торговлю и работать. Всевышним в виде испытания запрещалось и ловить рыбу в этот день. Мы это знаем из аятов Корана, где Аллах говорит:
«Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться». (7:163)
В целом суббота считалась священным днем у предыдущих пророков, в шариате Мусы (а.с.). Святость этого дня связана с волей Всевышнего. Всевышний Аллах по Своей воле для мусульман, для Своих рабов, делает любой из дней священным.
То есть это не связанно с отдыхом, как считают люди писания, что Господь все создал за шесть дней и на седьмой день решил отдохнуть. Посему и людям тоже нужно отдыхать в этот день. Конечно же священность субботы с этим не связана.
Сподвижники, которые уверовали в Пророка (ﷺ) придерживались ислама, но в то же время придерживались правил из предыдущих писаний. К примеру, считали святым днем и пятницу, и субботу, так как в шариате нет запрета на это. Так же они не употребляли верблюжье молоко и мясо, так как такой запрет приводится в Таурате. То есть если по нашему шариату это мубах, то по предыдущему шариату оставление употребления верблюжьего мяса и молока считалось уаджибом, поэтому в этом вопросе они соблюдали предыдущий шариат.
Всевышний Аллах говорит таким людям: «О те которые уверовали», то есть сподвижники из людей писания, как Абдулла ибн Салям. «Полностью придерживайтесь шариата ислама», и не следуйте предыдущим писаниям, так как они утратили свою силу. «И не следуйте по стопам шайтана», он вводит вас в заблуждение, «Поистине он вам явный враг».
Таким образом, если в предыдущих писаниях что-либо являлось мубахом или харамом, а в нашем шариате является уаджибом или дозволенным, то такой вердикт остается, а предыдущий стирается. Так как с приходом шариата Пророку (ﷺ) предыдущие шариаты утратили свою силу. Когда Пророк (ﷺ) увидел в руках Умара (р.а.) писание иудеев, то сказал: «Если бы Муса (а.с.) был жив, то ему ничего бы не оставалось, как следовать за мной!».
Когда Иса (а.с.) будет ниспослан на землю, то он не придет со своим шариатом, он не будет призывать к своему шариату, наоборот, он будет призывать к пути Пророка (ﷺ). Так как после прихода шариата Пророка (ﷺ), предыдущие шариаты теряют силу.
В науке «усуль фикх» есть вопрос, можно ли придерживаться решения предыдущего шариата если там по определенному вопросу сказано что-либо чего в нашем шариате нет. В целом в нашей религии решения предыдущего шариата делятся на три вида: первое - то, что наш шариат одобрил, то это является нашим шариатом. Второе - то, что утратило силу с приходом нашего шариата. Третье - когда по этому поводу ничего не сказано, т.е. когда нет никакого аята и хадиса, в таких случаях в книгах «усуль фикх» ученые рассматривают шариат наших предшественников.
Одни ученые считают, что можно брать решения из предыдущих шариатов, другие против этого. То есть, приводятся разные мнения ученых, которые сводятся к вопросу, можно ли считать предыдущие писания официальными, чтобы следовать за ними. В Коране Всевышний Аллах говорит нам следовать за шариатом Пророка (ﷺ) так как с момента ниспослания шариата Пророку (ﷺ), предыдущие шариаты утратили силу и перестали быть актуальными.
В следующем 209 аяте Всевышний говорит:
فَإِنْ زَلَلْتُمْ مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَتْكُمُ الْبَيِّنَاتُ فَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ ﴿٢٠٩﴾
«А если вы споткнетесь после того, как вам явились ясные знамения, то знайте, что Аллах – Могущественный, Мудрый».
То есть, если вы отклонитесь от прямого пути Аллаха, к которому были призваны после того как вам пришли ясные знамения праведного пути Аллаха, то знайте, что Аллах Велик! Он наказывает отклонившихся от прямого пути, и Он мудр в оценке наказания за грехи.
В этом аяте Всевышний Аллах говорит сподвижникам из людей писания и всем мусульманам в целом. Слово «Аль-Азиз» означает, что никто и ничто не может быть преградой если это решено. Аль-Азиз – Могущественный, Преобладающий. В таком случае, смысл этого аята:
«Если вы отклонитесь, после того как вам пришли ясные знамения, то знайте, что Аллах Могущественен, и что будет все что Он пожелает».
Ученые говорят, что это настолько сильное предостережение. К примеру, если отец скажет своему сыну: «Если ты не послушаешься, ты знаешь какое наказание тебя ждет». То есть в устрашении человека, такие слова сильнее чем перечисление наказаний. После слова «Азиз» приводится слово «Хаким», - то есть, в каждое дело через призму мудрости. Все в мире происходит только по Его божественному изволению. Его божественная мудрость связана с добром к тому, кто совершает благое, и с наказанием для тех, кто совершает зло. Всевышний ставит все по своим местам, тот кто совершит зло весом с мельчайшую частицу увидит это, и тот, кто совершил добро весом в мельчайшую частицу, тоже увидит его.
Ученые приводят такое мнение, что этот аят означает, что человек не будет наказан, пока к нему не придут доказательства. Так как Всевышний в аяте выделяет:
«После того, как вам пришли ясные знамения»,
иными словами, если человек оступился до того, как к нему пришли ясные знамения, то с него спроса нет. Как не наказывают человека за проступок, если нет соответствующего закона. Если он совершит проступок после принятия закона, то понесет соответствующее наказание. Поэтому ученые говорили, что без достаточного доказательства, никто не должен быть наказан. В целом ученые делят доказательства на два вида: рациональное доказательство (акль) и ниспосланное (накль)
Рациональное доказательство – означает веру в Бога, в Его единство. Те доказательства, которые могут доходить до человека через разум. Ниспосланные доказательства – это Коран и сунна.
Если человек не примет эти доказательства и отклонится от веры, то Аллах накажет таких людей. Однако, человек не наказывается до прихода шариата, религии. Всевышний Аллах в другом аяте говорит:
«Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника». (17:15)
Человек спрашивается после прихода посланника Аллаха. Муаттазилиты говорят, что человек должен искать истину и следовать ей, даже если нет посланника, иначе они будут спрошены за это. Конечно же это противоречит взглядам Ахлю-сунны. Ахлю-сунна, руководствуясь аятами Корана, говорит, что человек не будет спрошен до прохода религии. Касательного этого Всевышний говорит, что никто не наказывается за грехи, пока Аллах не пошлет ему своего посланника. В шариате это называется «Ахль аль-фатра», — это разрыв посланничества между пророками. Это общины, которые существовали между посланниками, и до которых не дошел призыв первого посланника. И которые не застали второго. В джахалии во времена Пророка (ﷺ) люди были из этого разрыва, между Исой (а.с.) и Мухаммадом (ﷺ) то есть «Ахль аль фатра». Так как с ходом времени шариат Исы (а.с.) претерпел искажения.
В 325 году после Никейского собора, император Константин объявил, что Иса (а.с.) Сын и Отец отныне считается официально божественной сущностью, и все, кто с этим не согласны подлежат гонениям. Не согласные с этим арианские епископы были удалены с собора и вместе со своим духовным лидером Арием отправлены в ссылку. С этого времени христиане официально приняли троицу.
Пророк Мухаммад (ﷺ) отличался от других пророков тем, что был послан ко всем людям и народам, без исключения. А пророки до него были посланы к определенным народам. То есть, религии иудеев не обязаны были следовать другие народы. Ниспосланный посланник должен был призывать именно этот народ и не был обязан призывать другие народы. Пророк (ﷺ) же был ниспослан всем народам и джиннам. Это одно из отличий от других пророков.
В целом мы должны знать, что те, до кого не дошла религия - не наказываются. Ученые говорят, что жившие во времена отсутствия истинной религии и, если предыдущая религия по прошествии времени была искажена, став ложной, то в этом случае их можно считать «Ахль аль-фатра», Аллах знает лучше. Таким образом Всевышний Аллах, предостерегает нас, чтобы мы не следовали предыдущим шариатам,
«Если оступитесь, после того, как как вам явились ясные знамения, то знайте, что Аллах – Могущественный, Мудрый».
По воле Аллаха на этом завершим наш урок. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!