Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم، بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على نبينا محمد و على آله و أصحابه أجمعين. رب اشرح لي صدري و يسر لي أمري و احلل عقدة من لساني يفقهوا قولي. اللهم علمنا ما ينفعنا و انفعنا بما علمتنا و زدنا علما و عملا و تقى و إخلاصا يا رب العالمين.
أما بعد، السلام عليكم و رحمة الله و بركاته.
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 213 аяте, в следующем 214 аяте Всевышний Аллах говорит:
أَمْ حَسِبْتُمْ أَنْ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَأْتِكُمْ مَثَلُ الَّذِينَ خَلَوْا مِنْ قَبْلِكُمْ ۖ مَسَّتْهُمُ الْبَأْسَاءُ وَالضَّرَّاءُ وَزُلْزِلُوا حَتَّىٰ يَقُولَ الرَّسُولُ وَالَّذِينَ آمَنُوا مَعَهُ مَتَىٰ نَصْرُ اللَّهِ ۗ أَلَا إِنَّ نَصْرَ اللَّهِ قَرِيبٌ ﴿٢١٤﴾
«Или вы полагали, что войдет в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).
В этом аяте, Всевышний говорит нам о том, что пророкам и верующим были отправлены испытания, что за тяготами в жизни наступит облегчение. Касательно взаимосвязи этого аята с предыдущим аятом, где сказано: «Аллах наставляет на прямой путь, кого пожелает». Ученые говорят, что в 214 аяте, те, которые были наставлены на прямой путь, обязательно должны пройти такие испытания. Они будут испытаны, и если они смогут выстоять эти испытания, то станут достойными прямого пути.
Также ученые говорят, что после того, как Аллах наставил их на прямой путь, они были испытаны, поэтому и умму Пророка ﷺ настигнут испытания, если вы пройдете эти испытания, то будете достойны тех наград которых удостоились ваши предшественники, то есть в этом заключается связь этого аята с предыдущим.
Касательно ниспослания 214 аята, ученые говорили несколько мнений. Первое мнение передается в риваяте от ибн Аббаса (رضى الله عنه), что у Пророка ﷺ после переселения их Мекки в Медину, было множество испытаний. Оставив все свое имущество, Посланник Аллаха ﷺ совершил переселение в Медину, где мунафика и евреи, всячески создавали трудности, поэтому для поддержки мусульман, для укрепления их сердец, был ниспослан этот аят: «Или вы думаете войти в рай просто потому, что вы стали мусульманами, не испытав того, чему подверглись те люди, которые были до вас?».
Второй риваят от имама Катада и имама Суюти, по их словам, данный аят был ниспослан во время битвы «Аль-Ахзаб» или «хандак» (битва у рва), потому, что Пророк ﷺ последовав совету Салмана аль-Фариси, велел вырыть ров вокруг Медины, чтобы враг не смог напасть на город, и сам принимал в этом участие. В суре «Ахзаб», описывая состояние мусульман в этой битве Всевышний сказал:
«…и сердца ваши дошли до гортани от страха и волнения» (33:10).
То есть описывается насколько тяжелым было положение мусульман. Хоть как такового массового сражения и не было, а были лишь отдельные стычки, битвы отдельных людей, но из-за долгой осады, тяжести всей ситуации, в Коране эта битва описывается как война. В эти тяжелые времена, когда сердца мусульман были окутаны волнением, Всевышний ниспослал аят, который придавал им надежду и силу.
Приводится еще одно мнение, что этот аят был ниспослан, когда по дороге к битве при Ухуде, глава лицемеров - Абдуллах бин Убай покинул войско с частью воинов, и услышав о смерти мусульман заявил: «если бы они нам подчинились и вернулись вместе с нами не были бы убиты, так как наше мнение лучше того, что узаконил Мухаммад».
То есть, аят был ниспослан как радостная весть для верующих о победе, для поддержки мусульман, чтобы они набирались сил, ожидая обещанную победу. Имам Ар-Рази приводит общий смысл аята: «Или вы полагали, что войдете в Рай, когда к вам еще не пришло подобное тому, что пришло прошедшим до вас? То есть, испытания, которые прошли те, кто был до вас. Их коснулась нищета, то есть крайняя бедность и беды, то есть: болезни и телесные страдания».
По мнению имама Ар-Рази, крайняя бедность – это все противоположное благам, когда открываются все двери неудач. «и они были потрясены» - имеется ввиду потрясения сердца страхом, беспокойством, большими смутами, сомнениями и страстями. «…что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» - иман пророков сильнее веры простых рядовых мусульман, но положение у них было настолько тяжелым, что сами пророки были вынуждены просить ускорить помощь Аллаха.
Эти испытания не изменили их, поэтому, о мусульмане! Наберитесь терпения, воистину, помощь Аллаха придет, а все что придет – близко. Иногда нам кажется, что некоторые события далеки, но они быстро нас настигают. К примеру, завершаем пост в Рамадан, не успеешь моргнуть глазом, как уже настал следующий Рамадан. По этому поводу в другом аяте суры «Аль-Анкабут» Всевышний сказал:
«Неужели люди полагают, что Мы их оставим без испытания, ибо они объявили, что уверуют в Аллаха и Его посланника ﷺ. Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (29:2-3).
То есть, Аллах подвергал испытанию прежние народы, чтобы показать то, что Ему давно известно, и чтобы отличить искренне уверовавших от неверных лжецов.
Всевышний Аллах в Коране описывает те испытания, которыми были испытаны предыдущие пророки. Как пророк Ибрахим ((عليه السلام, который был испытан даже огнем, как Пророк Нух ((عليه السلام, Худ ((عليه السلام, Закария ((عليه السلام, Яхья ((عليه السلام которого убила община других пророков, иными словами, предыдущие пророки подвергались очень трудным испытаниям.
В риваяте от Каис ибн Аби Хазим и Хаббаб ибн Аль Аррат (رضى الله عنه) приводится: «Однажды, когда Посланник Аллаха ﷺ лежал в Тени Каабы, положив себе под голову плащ, мы стали жаловаться ему, говоря: «Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?». В ответ на это, он сказал: «Среди живших до вас бывало так, что человека хватали, выкапывали для него в земле яму, помещали его туда, а потом приносили пилу, клали ему на голову и распиливали голову надвое, однако и это не могло заставить его отречься от своей религии, и бывало так, что человека раздирали железными гребнями, отделявшими мясо от костей, но и это не могло заставить отречься от своей религии! Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведет это дело к завершению, и будет так, что всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут, не станет бояться никого, кроме Аллаха или нападения волка на своих овец, но вы слишком торопитесь!»». То есть настанет такое мирное время. Таким образом Пророк ﷺ донес обещания Всевышнего Аллаха.
В Коране приводится также история жителей Ухдуда, когда людей сжигали в специально выкопанным для этого ямах. Людей без промедления приводили к этим рвам и сбрасывали в них, и однажды привели женщину, у которой на руках был грудной младенец. Она замешкалась, испугавшись того, что ее сбросят в огонь, и тогда младенец сказал: «Будь стойка, мама, ибо поистине ты – на верном пути».
Имам Рази говорит, что по поводу этого аята может появиться вопрос, как могут пророки задаваться вопросом: «Когда же придет помощь Аллаха?». Во-первых, быть пророком не означает, что его не коснуться никакие трудности. Самыми тяжелыми испытаниями в этом мире подвергались именно пророки, которые на пути Аллаха прошли через самые большие мучения. Тогда они задают вопрос, когда же придет помощь от Аллаха, и когда Всевышний отвечает, что помощь Аллаха близка, их сердца успокаиваются. В последующем, за проявленное терпение и стойкость, Аллах дает награду им еще большими благами и удостаивает особой степенью.
Слова Всевышнего предавали им силы, и это было причиной появления таких вопросов. Также, когда пророк Ибрахим ((عليه السلام сказал:
«Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?» Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось» (2:260).
Когда человек видит то, во что верует, его иман становится еще сильнее. Пророки задавали такие вопросы, так как хотели получить силу, еще больше укрепить свои иман.
Второе мнение о том, что в аяте говорится: «посланники и уверовавшие», то есть вопрос «Когда придет помощь Аллаха?» задавали верующие, а пророк им ответил, что помощь Аллаха придет скоро. Доводом этого приводится аят Корана:
«Они видели, что Аллах сотворил ночь для отдыха, а день – освещенным, чтобы люди могли трудиться ради своего проживания» (27:86).
То есть тут говорится что по Милости Аллаха он сотворил день для поиска пропитания, а ночь для отдыха. То есть одно сменяется другим.
Так же и в рассматриваемом нами аяте приводится еще одно толкование что где говорится «посланники и уверовавшие», верующие спросили, когда придет облегчение, пророк мир ему и благославение Аллаха ответил им что вслед за испытанием обязательно придет облегчение, и это неизменный закон Всевышнего Аллаха. Такое мнение проводят ученые.
Пусть Аллах дарует нам проявлять терпение в момент трудностей, чтобы терпение облегчило достижение целей! Аминь!