Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم، بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على نبينا محمد و على آله و أصحابه أجمعين. رب اشرح لي صدري و يسر لي أمري و احلل عقدة من لساني يفقهوا قولي. اللهم علمنا ما ينفعنا و انفعنا بما علمتنا و زدنا علما و عملا و تقى و إخلاصا يا رب العالمين.
أما بعد، السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 214 аяте, в следующем 215 аяте Всевышний Аллах говорит:
يَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنْفِقُونَ ۖ قُلْ مَا أَنْفَقْتُمْ مِنْ خَيْرٍ فَلِلْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينِ وَابْنِ السَّبِيلِ ۗ وَمَا تَفْعَلُوا مِنْ خَيْرٍ فَإِنَّ اللَّهَ بِهِ عَلِيمٌ ﴿٢١٥﴾
«Они спрашивают тебя (о Мухаммад!), что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Чтобы вы не сделали доброго, Аллах знает об этом» (2:215).
В этом аяте говорится как нам приблизиться к Господу, описывается, на кого следует расходовать. В целом, в Коране переплетаются разные аяты направленные на повышение веры мусульман, аяты которые радуют, пугают, истории предшественников. Если в предыдущем аяте говорилось об испытаниях, то в этом аяте говорится о том, чтобы быть любимыми рабами Аллаха, нам следует расходовать на пути Аллаха.
Как говорится, вы не достигнете блага до тех пор, пока не будете расходовать то, что вы любите.
Имам аль-Кальби в риваяте от Ибн Аббаса (رضى الله عنه) приводит, что этот аят был ниспослан касательно человека, по имени Амр ибн аль-Джамух. После смерти этого человека, за ним осталось много имущества, и возник вопрос, куда его расходовать? Тогда был ниспослан этот аят. В ответ на вопрос в Коране сказано:
«Добро, которым они жертвуют, идет родителям, ближним, сиротам, нуждающимся, путникам».
В аяте вопрос и ответ отличаются, то есть в вопросе говорится «что они должны расходовать», а в ответе говорится «кому они должны расходовать». В ответ на это ученые говорят, что в аяте Всевышний отвечает на вопрос, и описывает дополнительное повеление.
«Скажи им, чтобы они расходовали из того, что заработали прямым, честным, дозволенным путем»,
а затем Всевышний описывает на кого расходовать.
Второе мнение, в вопросе «что они должны расходовать» имелось ввиду, куда они должны расходовать имущество. Доводом этому приводится аят:
«Вот Муса сказал своему народу: «Аллах приказывает вам зарезать корову» (2:67).
На что иудеи сказали:
«Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил, что мы должны зарезать».
То есть в вопросе было ясно сказано, что нужно зарезать корову, но иудеи спросили, что им зарезать. В этом аяте иудеи не спрашивают о том, чтобы им разъяснили что такое корова, они спрашивают какая она, то есть возраст, цвет. Но если дословно переводить, то они спрашивают, что такое корова. В толковании аята говорится:
«Призови для нас Твоего Господа, чтобы Он разъяснил нам, какова она»,
так как иудеям было известно, что такое корова. Таким образом, и в 215 в вопросе «что они должны расходовать», имеется ввиду - как расходовать и кому предназначено.
Третье мнение заключается в том, что Аллах говорит – «чтобы вы не расходовали из дозволенного, главное, это должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам».
К примеру, если человек спросит у врача: «что мне можно есть, а что нельзя?», и врач ответит: «Принимайте пищу два раза в день», то это означает, что вы можете употреблять любые продукты, но только два раза в день. Так же и в этом аяте, когда они спрашивают, что им расходовать? Всевышний отвечает: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам».
«Любое добро…» - то есть, любые блага. Основной смысл – это имущество, деньги. В нескольких аятах Корана, Всевышний заменил слово деньги, словом «хайр (благо)». К примеру, в Коране говорится:
«Воистину, он страстно любит блага» (100:8).
И поистине, он из-за своей любви к богатству, стремления сохранить его, скупится израсходовать из него часть, которую предписано раздавать. То есть в этом аяте слово «хайр» используется, как имущество, деньги, богатство. Всевышний называет имущество благом, так как если это имущество дозволенное, то в руках хорошего человека, может принести большую пользу людям. Как говорил один ученый, проблема мусульман не в том, что нет богатых людей, а в том, что богатые не расходую свое имущество в нужном направлении.
Есть люди, которые вовсе не расходуют, копят деньги из-за своей жадности, другие расходуют только для себя и в угоду своему нафсу. Мы можем наблюдать в видеороликах, как богатые люди сливают все масло с двигателей своих дорогих машин, и соревнуются, чья проедет дальше (в этом случае двигатель приходит в негодность). Поэтому говорится, что имущество является благом, в руках праведного человека. Так как такое имущество может послужить религии, как имущество Умара, Абу Бакра, Абдурахмана ибн Ауфа (رضى الله عنهم), поэтому наша религия не запрещает богатство, как сказал Пророк ﷺ:
«Как прекрасно праведное имущество в руках праведного человека».
Имам Навави сказал, что благодарный – лучший из богатых. Шейх Шарави сказал:
«Если ты видишь одного нищего мусульманина, то знай, что есть один богатый мусульманин, который не выплатил закят».
«Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям…», родители первые в списке, как самые близкие люди. Всевышний в Коране говорит:
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям…» (4:36).
То есть, на втором месте после поклонения Всевышнему, стоит добро родителям, которые по воле Создателя произвели на тебя на свет, растили, кормили, обучали, дали воспитание. Первые, кто достоин вашего блага – ваши родители. Следующие – близкие родственники, которые связаны с вами, которые знают о вашем положении, которые помогаю вам и которым вы помогаете.
В нашей религии, разрыв родственных отношении считается греховным. Если вы не будете помогать своим родственникам, то отношения между вами могут остыть, может появится зависть и неприязнь, поэтому Аллах велит нам помогать своим близким родственникам.
Следом говорится о сиротах, несовершеннолетних детях, которые лишились родителей и которые не имеют попечителей. Так как они еще дети, которые и не могут работать, являются нуждающимися в помощи, то Аллах привел их после родственников.
Затем Аллах приводит бедных, нищих людей, которые являются совершеннолетними и могут работать, поэтому Аллах приводит их после несовершеннолетних сирот. Затем следует путники, странствующие люди. Путником может быть человек, который не считается бедным, к примеру, если человек находясь в чужой стране потерял паспорт, если его ограбили, он на время впал в нужду, в трудное положение. Так как по возвращению домой его состояние улучшится, Аллах приводит путников после бедных и нищих людей. Далее в аяте Всевышний говорит:
«Чтобы вы не сделали доброго, Аллах знает об этом».
Всевышний призывает людей совершать добрые дела. Некоторые имамы считали, что этот аят «мансух» (отмененное), то есть удаление или отмена правового веления, так как в другом аяте Аллах ниспослал то, кому и как наследуется имущество. Но другие имамы, как Фахриддин ар-Рази не согласны, и считают это слабым мнением, так как разделение имущества по наследству и разделение имущества на пути Аллаха – это разные вещи. Если в аятах про наследство говорится об обязательном разделе имущество, вне зависимости от вашей воли, то в этом аяте говорится о разделе при жизни, по собственному желанию.
Ученые приводят еще один довод тому, что это аят не утратил силу и его можно толковать так: если хотите приблизиться к Аллаху, то расходуйте свое имущество таким образом, как указано в аяте. Следовательно, данный аят не имеет отношения к аятам где регулируется вопрос наследства. Такое расходование даст вам баракат. Как говорится, садака не уменьшает имущества.
Пусть Аллах сделает нас из числа любимых рабов, которые расходует дозволенное имущество по назначению! Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты! Аминь!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
Субханакя Аллахумма ва бихамдикя, нашхаду ан ля иляха илля анта, настагфирукя ва натубу иляйкя.
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».