Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ин шаа Аллах, с дозволения Аллаха мы продолжаем изучение тафсира суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 216 аяте, в следующем 217 аяте Всевышний Аллах сказал:
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ ۖ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ ۖ وَصَدٌّ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ وَكُفْرٌ بِهِ
وَالْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَإِخْرَاجُ أَهْلِهِ مِنْهُ أَكْبَرُ عِنْدَ اللَّهِ ۚ وَالْفِتْنَةُ أَكْبَرُ مِنَ الْقَتْلِ ۗ وَلَا يَزَالُونَ
يُقَاتِلُونَكُمْ حَتَّىٰ يَرُدُّوكُمْ عَنْ دِينِكُمْ إِنِ اسْتَطَاعُوا ۚ وَمَنْ يَرْتَدِدْ مِنْكُمْ عَنْ دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ
فَأُولَٰئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ ۖ وَأُولَٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ ﴿٢١٧﴾
«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц – великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей – еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство. Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обителями Огня и останутся там вечно» (2:217).
В этом аяте говорится о дозволенности сражения в запретный месяц в исключительных случаях. В толковании этого аята, ученые приводят историю, которая стала причиной его ниспослания. Пророк Мухаммад ﷺ в конце месяца джумада аль-ахира, послал в боевую экспедицию отряд из 8 человек во главе с его родственником Абдуллой ибн Джахшем. Эта история произошла через 17 месяцев после переселения в Медину, за два месяца до битвы при Бадре. Вместе с Абдуллой были: Саад ибн Абу Ваккас, Уккаша ибн Михсан, Утба ибн Газван, Абу Хузайфа, Сухайль ибн Байда, Амр ибн Рабиа, Вакид ибн Абдуллах и Халид ибн Букайр. Все они были из мухаджиров.
Пророк ﷺ вручил Абдулле ибн Джахшу письмо, с условием чтобы он прочитать ее только через два дня пути. Спустя два дня Абдулла вскрыл письмо, где Пророк ﷺ написал следующее: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Продолжай движение до окраин Мекки, а затем веди наблюдение за курайшитами и передавай нам сообщения о них…».
При переселении из Мекки в Медину, мусульмане ничего не смогли взять с собой, поэтому в Коране их называют: «Нищие мухаджиры…». Среди мухаджиров были и богатые люди, но мушрики (многобожники), жители Мекки запретили им брать что-либо с собой. На пути Аллаха они оставили все свое имущество и совершили хиджру. Мушрики были на грани войны с Пророком ﷺ, то есть между Мединой и Меккой. Жители Мекки рассматривались как противники мусульман. Пророк ﷺ послал военную экспедицию, так как в караванах курайшитов была доля мухаджиров, так как после переселения мушрики разграбили все имущество мусульман. При этом Пророк ﷺ запретил принуждать кого-либо идти за ним, но все в итоге последовали за ним.
Отряд Абдуллы остановился в Нахле, что находится за Таифом и Меккой. Они заметили курайшитский караван, в котором были: Амр ибн аль-Хадрами, аль-Хукм ибн Кайсан и другие мушрики. Когда караван начал приближаться, Абдулла пошел на хитрость и остриг голову одному из отряда, тогда курайшиты подумали, что они паломники, и продолжили свой путь в Мекку. Абдулла и его бойцы начали совещаться, они говорили: «Если мы их не тронем, то за этот день они успеют достигнуть запретной территории Мекки…». Они совещались подобным образом, пока не пришли к единому мнению о необходимости напасть на караванщиков. В следующее мгновенье, Вакид ибн Абдулла поразил стрелой Амра ибн аль-Хадрами, который стал первым мушриком погибшим в войне между мусульманами и мушриками. Затем вместе с двумя пленными Абдулла ибн Джахш вернулся в Медину.
Курайшиты возмутились, что сподвижники Пророка ﷺ нарушили запрет и сражались в запретный месяц. На что сподвижники сказали Пророку ﷺ, что в ту ночь они смотрели на небо и не заметили новолуние, что неясно был ли это месяц Раджаб. По этому поводу и был ниспослан этот аят Корана:
«Скажи им, что вести войну в запретные месяцы – большой грех, но отклонение людей от веры в Него и от Запретной мечети, изгнание посещающих ее верующих в Аллаха и изгнание мусульман из Мекки, как делали ваши враги, - еще больший грех перед Аллахом».
ни причинили мусульманам вред, чтобы отвратить их от исламской религии. А это – больше, чем убийство.
Часто враги ислама не замечают свои грехи, но возводят ложные обвинения в адрес мусульман или раздувают большой скандал, таким образом они пытаются очернить мусульман. Пример этому приводится в хадисе: Когда некий житель Ирака задал вопрос Ибн Умару (رضى الله عنها) о том, можно ли человеку, находящемуся в состоянии ихрам, убивать комаров, на что Ибн Умар, будучи крайне удивленным тем, какое значение эти люди придают незначительным и мелким вопросам, совершенно не обращая внимания на совершение тяжких грехов, сказал:
«Вы только посмотрите на этого человека, он спрашивает меня об убийстве комара в то время, как они убили сына Пророка ﷺ», – то есть после чего умудряются проявлять верх богобоязненности и набожности в совершении обрядов хаджа.
Далее в аяте говорится:
«Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут».
В сердцах мушриков ненависть к мусульманам, поэтому они не перестанут бороться против ислама. Это борьба между истиной и ложью, которая началась между Адамом ((عليه السلام и Иблисом. Это борьба никогда не останавливалась и продлится до Судного дня. Есть пророки и их ненавистники, праведники и грешники, хорошие, честные и злые люди, таким образом между истиной и ложью, белым и черным, всегда идет борьба. Об этом говорится в аяте, что они не перестанут сражаться, пока не отвратят вас от вашей религии. Это борьба может быть разной: с оружием или идеологической, экономической и др. Об этом сказано в нескольких аятах Корана, к примеру:
«Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии» (2:120).
Далее в аяте Аллах строго предупреждает:
«А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обителями Огня и останутся там вечно».
В этом аяте Всевышний описывает нам насколько тяжелым является отступничество, то есть все благие дела, тех, кто ослабеет от их атак, отвратится от веры и умрет неверным, станут тщетными в ближайшей жизни и в будущей. Иными словами, они всегда действуют, но и мы должны действовать, бороться за истину, не поддаваться им, а наоборот, стараться проповедью донести истину и увеличить число мусульман.
В целом, в аяте описывается условия, при котором человек попадает в Ад и когда сгорают благие дела, в случае, если человек умрет неверующим. Но если человек покается, примет ислам, будет сожалеть о содеянном, то его благие дела останутся. В таком случае возникает вопрос, сгорают ли благие дела, как хадж, если мусульманин стал неверующим, затем покаялся и снова стал мусульманином. Или же ему снова нужно совершить паломничество.
Ученые приводят два мнения по этому поводу. Одни говорят, что благодеяния не сгорают, так как в Коране говорится, «если умрет неверующим», то есть, если он не умирает кафиром, значит его деяния не сгорают.
Второе мнение, в том числе и наши имамы приводят, что мусульманин должен вновь совершить обряд хаджа, так как в других аятах, Всевышний говорит, что деяния того, кто вступит в неверие сгорают:
«Они не уверовали, и Аллах сделал тщетными их деяния» (33:19).
«Деяния тех, которые сочли ложью Наши знамения и встречу в Последней жизни, окажутся тщетными» (7:147).
То есть, имамы говорят, что Всевышний приводит два разных условия. Что тщетные деяния это одно, а попадание в Геенну это другое. Если в одном аяте говорится о тех, кто умрет неверующим, то в другом аяте - о сгорании благодеяния вероотступников. Таково мнение наших имамов, другими словами, человек, который вновь стал мусульманином, должен повторить обряд паломничества.
По воле Аллаха на этом завершим наш урок. Толкование следующего аята суры «Бакара», продолжим на следующем уроке.
Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты! Аминь!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
Субханакя Аллахумма ва бихамдикя, нашхаду ан ля иляха илля анта, настагфирукя ва натубу иляйкя.
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».