Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على رسولنا محمد و على آله و صحبه أجمعين
رب اشرح لي صدري و يسر لي أمري و احلل عقدة من لساني يفقهوا قولي
اللهم علمنا ما ينفعنا و انفع بما ُعلمتنا و زدنا علماً و عملاً و تقىً و إخلاصاً يا رب العالمين
أما بعد :السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
По воле Аллах мы продолжаем изучать тафсир суры «Аль-Бакара». На прошлом уроке мы остановились на 196 аяте. Мы говорили о хадже и умре, что нужно делать если человек приболел и не смог совершить хадж. В следующем 197 аяте, Всевышний Аллах сказал:
«Хадж – известные месяцы с времен пророка Ибрахима – мир ему! Кто совершает хадж в эти месяцы, должен соблюдать обряды хаджа, чтобы очистить свои души. Во время хаджа нельзя приближаться к женщинам. Грехом во время хаджа являются также распутство и препирательство. А добро и благо, которые вы творите, знает Аллах и наградит вас за это. Ищите запас для будущей жизни в благочестии – лучший запас для богобоязненных! О вы, обладатели рассудка, бойтесь Аллаха и относитесь с благочестием к своим делам!» (2:197).
Всевышний Аллах здесь описывает время и месяцы хаджа. «Хадж – известные месяцы». Ученые сказали, что это месяцы: шавваль, зуль-када и десять дней месяца зуль-хиджжа. Эти месяцы считаются месяцами хаджа. С этого времени мусульманин делает намерение совершить хадж и вступает в «ихрам». Всевышний Аллах нам говорит, что во время хаджа мусульманин не должен приближаться к женщинам. К этому относится: половые отношения, поцелуи, разговоры на эти темы – все это является грехом. В Коране говорится, что таких разговоров нет, то есть подразумевается, не говорите или пусть не будет сказано. В Коране, Всевышний Аллах иногда говорит: «нет», что означает – не делайте это. Иногда Всевышний сообщает, о чем то, что означает – совершайте это. К примеру, в Коране сказано:
«Матери кормят своих детей два полных года» (2:233).
Здесь нам сообщается – «кормят», но в основе своей, здесь идет повеление. По причине того, что некоторые кормят один год, другие еще меньше, но Аллах повелевает кормить полных два года, так как это будет лучше для нас. Так же, когда Аллах говорит: «нет», то подразумевается, что так делать нельзя. Так же грехом перед Аллахом являются распутство, в словах делах, и препирательство. Всевышний говорит, что все это нельзя совершать во время хаджа. Если человек совершает хадж в эти месяцы, то должен соблюдать обряды хаджа. Человек не следует говорить лишние слова, злословить, ругаться с кем-то. Тот, кто во время хаджа проявляет терпение, совершает паломничество как подобает, то по воле Аллаха возвратиться в свой дом безгрешным, как новорожденный младенец. Пророк Мухаммад (ﷺ) об этом в хадисе сказал следующее:
«Кто совершит хадж, избегая сквернословия, скверных поступков и неповиновения Аллаху Всевышнему, тот станет очищенным от грехов подобно тому, как он был рожден».
Это является условием хаджа, который будет принят перед Аллахом. Но если во время хаджа человек совершил проступок, поругался с кем-то или сквернословил, то на вопрос принимается ли такой хадж, ученые ответили, что внешне хадж не нарушается. Но прелюбодеяние — это другой вопрос. Если на уровне высказываний плохих слов, ругани, сквернословия, то такой человек может лишится благ хаджа, или есть опасность того, что пред Аллахом хадж не примется. Тогда как внешне мы не можем говорить, что его хадж не совершен, так как такие обряды как стояние на горе Арафат, кидание камней, ночевка в Мине и другие - совершаются. Но на пути хаджа - проявлять терпение, следить за языком, все это относится к внутренним условиям хаджа. По воле Аллаха, если соблюдать все внешние и внутренние условия, то как приводится в хадисе Пророка (ﷺ) такой человек вернется к себе в дом, очищенным от грехов как младенец. В продолжении аята говорится:
«А добро и благо, которые вы творите, знает Аллах и наградит вас за это. Ищите запас для будущей жизни в благочестии – лучший запас для богобоязненных!».
Когда человек готовится совершить хадж, он собирает необходимые материальные средства, в первую очередь, конечно, речь о деньгах. Однако, не менее важным является собрать, сосредоточить свою веру, упорядочить свое духовное состояние.
Ранее, когда люди собирались в хадж, в первую очередь готовили провизию, транспорт, это конечно важно. Имам Абу Хамид аль-Газали об этом сказал: «Когда люди собираются в хадж, они берут с собой много еды», так как раньше этот путь занимал большое количество времени. Люди месяцами находились в пути. Сейчас же перелет на самолете занимает считанные часы и в этом нет особой необходимости, но раньше подготовка провизии в дорогу имела значение. Имам Газали отмечает, что паломники готовили еду, которая бы выдержала долгий путь, то есть они не могли брать в дорогу то, что может испортиться. Паломники брали с собой, к примеру, сушеное мясо, сухофрукты, которые могли перенести дорогу. Имам Газали говорит, таким же образом, как вы готовите еду в дорогу, таким же готовьте свои благодеяния, то есть ваши деяния не должны испортиться по дороге в ахират (то есть в следующую жизнь). Так же как вы готовите припасы для хаджа, готовьте себя в богобоязненности, намеревайтесь совершить хадж так, как предписал нам Всевышний, ибо лучший припас для этого пути - это богобоязненность. Для пути человека, в особенности для пути в ахират, самой лучшей пищей является богобоязненность, так как человек в этом мире является путником в ахират. Как говорил Посланник Аллаха (ﷺ):
«Будь в этом мире как чужеземец или путник».
Поистине, человек в этом мире совершает путь в ахират, и лучшим что он может взять с собой в этот путь — это богобоязненность. Всевышний говорит:
«И наилучшим образом совершайте хадж… Ищите запас для будущей жизни в благочестии – лучший запас для богобоязненных».
В следующем 198 аяте Всевышний говорит:
«Некоторые из вас стеснялись заниматься торговлей во время хаджа, чтобы зарабатывать на хлеб. Не надо этого стесняться и работайте должным образом. Нет на вас греха, если вы будете искать милости от Аллаха. Когда сойдут с Арафата и доберутся до Муздалифы, то им надо поминать Аллаха на заповедном месте – на Священной горе Муздалифа. Отсюда им надо взывать к Богу. Это – чтобы паломники возвеличивали Аллаха, Его деяния, славу, милость и за то, что Он направил их на праведный путь. А ведь до этого они были из заблуждающихся».
Всевышний Аллах в этом аяте сообщает нам одну вещь относящейся к хаджу - вопрос торговли во время паломничества. Многие люди во время хаджа совершали торговые сделки. Это было в ранние времена, в наше время это уменьшилось, хотя в 90 –х, паломники из нашей страны возили мед. Наш мед очень хорошо ценился в те годы, и цена на нее была довольно высокая. В ранние времена люди боялись заниматься торговлей во время хаджа. В Коране сказано:
«Греховным является распутство и препирательство»,
и некоторые люди подумали, что торговля является запретным, так как во время торговли нередко бывают споры. Бывает и такое что люди выходят за рамки дозволенного в торговле. Когда люди сочли, что торговля является запретной, Аллах ниспослал этот аят, то есть нет греха, если вы будете заниматься дополнительно торговлей.
Как-то раз, к ибн Умару (رضى الله عنه) подошел человек и спросил: «Когда я занимался торговлей, некоторые люди сказали, что мой хадж не примется?». Ибн Умар (رضى الله عنه) ответил, что Пророку (ﷺ) задавали подобный вопрос, тогда Пророк (ﷺ) промолчал. Затем был ниспослан этот аят:
«Нет на вас греха если будете искать милости от Аллаха»,
то есть вопрос торговли не относится к аяту о том, что запрещены распутство и препирательство.
Всевышний Аллах разрешил торговлю. Конечно же речь идет о такой торговле, которая не будет мешать паломничеству. Если торговля мешает совершать хадж, то это неправильно, так как ваша основная цель в хадже не материальный достаток, а поиск довольства Всевышнего, что является гораздо более важным и стоит значительно выше торговли. Если торговля мешает паломничеству, то ее следует оставить. Конечно, будет очень печально, если человек отправившись так далеко, надеясь получить довольство Аллаха, потратит все свое время на материальные блага. Поэтому имам Газали говорил, что в хадже лучше совершать только обряды хаджа, быть в поклонении и заниматься только поклонением. В своей книге «Ихъя улюм ад-Дин», описывая внутренние адабы хаджа, имам Газали сказал, что если есть нужда в этом то можно, но в основе лучше не заниматься торговлей во время хаджа. В целом торговля не является грехом.
Ученый Абу Муслим выразил мнение, что имелось ввиду торговля после хаджа, то есть заниматься торговлей во время хаджа нельзя, но дозволяется после завершения хаджа. Абу Муслим сравнивает этот аят с другим аятом. Всевышний в Коране сказал:
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха…» (62:10).
В этом аяте Всевышний говорит искать милость, ризк (удел, доля) Аллаха после завершения намаза, в таком случае во время хаджа заниматься торговлей следует после его завершения. Такое мнение выразил Абу Муслим. Правильным в этом вопросе является мнение большинства, так как в аяте говорится, «когда сойдут с Арафата и доберутся до Муздалифы», то есть это торговля во время хаджа. В таком случае это торговля до Арафата, так же про торговлю до Арафата было спрошено у Ибн Умара (رضى الله عنه). Всевышний Аллах в продолжении аята говорит:
«…Когда сойдут с Арафата и доберутся до Муздалифы, то им надо поминать Аллаха на заповедном месте – на Священной горе Муздалифа»,
то есть поминание должно совершаться на территории Муздалифы. Если переводить дословно, то говорится – с Арафатов, применяется множественное число. Гора Арафат это цельная одна возвышенность. Паломники стоят группами в определенных местах и молятся. Всевышний Аллах называет Арафатом каждое место где стоит человек. Это известно каждому паломнику, который совершал хадж, что у каждого есть свой шатер, есть свое место пребывания. Всевышний говорит, что им надо поминать Аллаха на заповедном месте.
Касательно слов: «поминать Аллаха», мнением большинства ученых является совмещенное чтение магриб и иша намазов. Согласно нашему ханафитскому мазхабу, совмещать эти молитвы можно только на горе Арафат и на Муздалифе. На Арафате совмещаются зухр и аср намазы, на Муздалифе магриб и иша намазы, то есть следует читать не по дороге, а после прибытия. Когда один сподвижник намеревался совершить намаз в пути, Пророк (ﷺ) остановил его и сказал: «Намаз впереди», указывая на Муздалифу, то есть когда люди собирались совершить молитву после захода солнца, Пророк (ﷺ) сказал, что прочитают магриб вместе с иша намазом по прибытию на Муздалифа. В Коране об этом говорится:
«Когда паломники сойдут с Арафата и доберутся до Муздалифы…».
В продолжении аята говорится:
«Возвеличивайте Аллаха, Его деяния, славу, милость за то, что Он направил их на праведный путь. А ведь до этого они были из заблуждающихся».
Основываясь на этом аяте, ученые поясняют, что нужно как можно больше говорить слова поминания Аллаха, просить прощения во время хаджа. В следующем 199 аяте Всевышний Аллах сказал:
«Затем отправляйтесь в путь с горы Арафат, откуда отправляются остальные, и молите Аллаха о прощении. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный!».
В тафсире дается смысл «с горы Арафат», но если переводить дословно, то говорится «оттуда, откуда отправляются остальные». Некоторые ученые утверждают, что здесь имелось ввиду путь от Муздалифы до долины Мина, но в основе, большинство ученых сошлись во мнении, что в аяте говорится про племя «хумус» из курайшитов, которые не стояли на горе Арафат. Это потому, что они хотели отличиться от других людей, думая, что они обитатели дома Аллаха – Каабы. Свой отказ выходить из Каабы и подниматься на Арафат они объясняли своим особым почитанием. Аллах в Коране приказывает этим людям:
«отправляйтесь оттуда, откуда отправляются остальные»,
чтобы люди стояли на горе Арафат, а после направлялись к Муздалифе. Это является мнением большинства ученых. Всевышний Аллах говорит племени Курайш о том, что все люди равны в соблюдении обрядов хаджа, то есть даже если ты живешь в заповедном месте, ты должен выйти к горе Арафат и произносить молитву. Пророк Мухаммад (ﷺ) и сподвижники стояли на горе Арафат и молились.
«…и молите Аллаха о прощении. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный».
В следующем аяте Всевышний сказал:
«Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того. Среди людей есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас в этом мире!» Но нет им доли в Последней жизни» (2:200).
Всевышний повелевает больше поминать Аллаха после хаджа, так как в те времена после хаджа, люди сидели и каждый хвалил своего отца, свое происхождение, подвиги дедов, читали стихи. Аллах повелевает оставить обычаи язычества и воздать хвалу Аллаху и вспоминать Его, как вспоминаете ваших отцов, но еще с большей силой.
В продолжении говорится, что среди паломников есть такие, которые просят у Аллаха богатство, положение в обществе, имущество, и не думают о будущей жизни.
«Но среди них есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне». Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете» (2:201-202).
То есть вторая группа людей, из числа любимых рабов Аллаха, которые просят блага двух миров. По мольбе человека можно узнать, о чем он больше беспокоится. Одни люди беспокоятся лишь о материальном достатке, поэтому просят удел этого мира. Вторые, беспокоятся об уделе двух миров. Некоторые ученые говорят, что блага этого мира, это знание и праведное деяние, что позволяет искать довольство Аллаха. Когда человек беспокоится о своем ахирате, он молит Аллаха об ахирате. В Коране Аллах приводит мольбу своих любимых рабов:
«Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (25:74).
В таком случае, мы должны просить Аллаха о благах двух миров, не ограничиваясь благами этого мира.
По воле Аллаха завершаем наш урок. В следующем уроке мы продолжим изучать тафсир суры «Аль-Бакара».
Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты! Аминь!