84 урок. Сура Аль-Бакара, аят 240-244 - Тафсир Корана
Жаңқала
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 19:24
Жаңқала
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Жаңқала
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
07:26 08:55 13:30 16:09 17:54 19:24
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-авваль 1446
Григорианский
22 ноября 2024

Циклы уроков

84 урок. Сура Аль-Бакара, аят 240-244

84 урок. Сура Аль-Бакара, аят 240-244

Дни выхода уроков: 4 раза в месяц
4 июн. 2021 3 706 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». Мы остановились на 239 аяте. Как мы помним, в этом аяте Всевышний Аллах описывал положения, связанные с намазом. До этого мы проходили вопросы, связанные с разводом, женщинами. В следующем, 240 аяте Всевышний Аллах сообщает о том, что следует делать супругам если наступила смерть мужа. В целом о положении этого аята, с точки зрения современных реалии есть разное мнение. Среди ученых подавляющее большинство считают, что этот аят «мансух» (отмененный). Всевышний Аллах в 240 аяте сказал:

 

وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجًا وَصِيَّةً لِّأَزْوَاجِهِم مَّتَاعًا إِلَى الْحَوْلِ غَيْرَ إِخْرَاجٍ فَإِنْ خَرَجْنَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِي مَا فَعَلْنَ فِيَ أَنفُسِهِنَّ مِن مَّعْرُوفٍ وَاللّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

«Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли. Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой разумным образом. Аллах - Могущественный, Мудрый».

 

В этом аяте говорится, что муж обязан оставить завещание своей жене. Как мы говорили в предыдущем аяте описываются вопросы, связанные с намазом. Относительно того, почему эти аяты переплетаются между собой таким образом, ученые приводят, что Аллах повествуя о мирских делах чередуя их с вопросами ахирата показывает, что все в этом мире временно. Также Своей мудростью, скрытым смыслом такого рода чередования, Аллах показывает нам, что Он охватывает, распределяет наши мирские дела. То есть следует понимать, что Аллах - твой Господь не только в поклонении, но и в отношении с людьми, с мирскими делами, поэтому всегда и везде нужно следовать шариату Аллаха.

 

Всевышний обращается к мужчинам, если кто-либо находится при смерти, и оставляет после себя жену, то пускай завещает ей дозволение пользоваться имуществом мужа на один год и не выселяет ее. Раньше для жен было обязательным в течении года выжидать период идды, но затем Всевышний Аллах облегчил это обязательство. Всевышний Аллах, в другом аяте сократил этот срок:

 

«И если кто-либо из вас скончается, оставив жен, то они должны выждать четыре месяца и десять дней» (2:234).

 

То есть срок с 1 года сократился на 4 месяца и 10 дней.

 

Второе отмененное положение – это пользование имуществом в течении одного года.

 

Если после смерти мужа у него остались дети, (неважно, от покойной жены либо от разведенной) то законной супруге полагается одна четвертая часть имущества. Затем в суре «Ниса» Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором сказано:

 

«А им (вашим вдовам) полагается четверть того, что вы оставили, если у вас нет ребенка. А если у вас есть ребенок, то им одна восьмая того, что вы оставили…» (4:12).

 

Далее в аяте говорится:

 

«Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой разумным образом. Аллах - Могущественный, Мудрый».

 

То есть, если жена, не дожидаясь срока одного года выйдет из дома, то с покровителей снимается обязанность по ее обеспечению с имущества мужа.

 

Касательно этого аята, в хадисе Муджахид передает, что если раньше выжидание срока идды вдовой в доме мужа было обязательным, то этим аятом Всевышний разрешает пользоваться имуществом мужа до года без понуждения уйти. «Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха за то, что они распорядятся собой разумным образом», таким образом вдова при желании может остаться в доме мужа и пользоваться завещанным имуществом, а если пожелает - может уйти. В следующем 241 аяте Всевышний Аллах говорит:

 

وَلِلْمُطَلَّقَاتِ مَتَاعٌ بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ

«Разведенных жен полагается обеспечивать разумным образом. Такова обязанность богобоязненных».

 

Относительно этого аята есть разные мнения. Согласно ученым, в том числе ханафитского мазхаба, этот аят касается в целом разведенных женщин. Одаривать, предоставлять содержание разведенным женщинам – является мустахабом. Предоставлять же содержание для разведенных, которых не коснулись и не установили для них брачный дар – является обязательным, это обозначено в 236 аяте. А в 240 аяте говорится об обеспечении в целом разведенных. Некоторые ученые считают, что обязанностью является обеспечивать всех разведенных ссылаясь на эти два аята. В следующем 242 аяте говорится:

 

كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ

«Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, - быть может, вы уразумеете».

 

Всевышний Аллах поясняет нам различные ситуации, с которыми человек может столкнуться в жизни. В вопросе, где люди могут иметь различные мнения, Аллах разъясняет Свои знамения. Далее, в 243 аяте, разъясняется история, которая произошла с Бану Исраил:

 

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ خَرَجُواْ مِن دِيَارِهِمْ وَهُمْ أُلُوفٌ حَذَرَ الْمَوْتِ فَقَالَ لَهُمُ اللّهُ مُوتُواْ ثُمَّ أَحْيَاهُمْ إِنَّ اللّهَ لَذُو فَضْلٍ عَلَى النَّاسِ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لاَ يَشْكُرُونَ

«Разве ты не знаешь о тех, которые покинули свои жилища, опасаясь смерти, хотя их были тысячи? Аллах сказал им: «Умрите». Затем Он оживил их. Воистину, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны»

 

Касательно этого аята, ученые толкователи приводят риваят ас-Судди, что в одном селении распространилась сильная эпидемия чумы. Большая часть населения покинули свои дома. Оставшиеся люди заболели и большинство умерли. Когда болезнь отошла бежавшие возвратились в свои дома. Тогда другие сказали: «Если бы мы также сбежали из селения, то избежали бы смертей, если болезнь вновь наступит мы сбежим». Когда болезнь вновь распространилась, все жители вышли из селения спасаясь от смерти. Когда они дошли до долины, Аллах послал ангелов и сказал: «Умрите!». Все они умерли. Через некоторое время мимо них шел один из пророков сынов израилевых по имени Хизкиль, который попросил у Аллаха, чтобы Он воскресил их.

 

В другом риваяте приводится, что это была община, поклоняющаяся Аллаху, но они испугались смерти и надеялись избежать ее, покинув селение, за это Всевышний наказал их таким образом. Затем пророк моля Аллаха упомянул, что это община, в целом, была верующая, и у него не останется последователей если их всех не будет. Затем Аллах принял его мольбу и оживил их. После этого они говорили тасбих: «Слава Тебе, о Аллах, нет божества кроме Тебя».

 

В другом риваяте от ибн Аббаса сообщается, когда один из предводителей племени Бану Исраил велел своим войскам сражаться на пути Аллаха, они сказали, что в месте куда они направляются началась эпидемия чумы, что они направятся туда, когда болезнь отойдет. Тогда Аллах умертвил их всех, они были восемь дней в этом положении, их тела начали разлагаться, их было так много, что их не могли всех захоронить. Через некоторое время Аллах оживил их.

 

В этом аяте говорится, чтоб бы ты не делал, ты не избежишь смерти. Касательного этого Всевышний Аллах в другом аяте говорит:

 

«Смерть настигнет вас, где бы вы ни были, даже если вы укроетесь в воздвигнутых башнях» (4:78).

 

Поэтому Всевышний призывает не бояться смерти, под разными предлогами не избегать сражения с врагами ислама. Аллах приводит в пример эту общину, люди которой думали, что могут избежать судьбы. Эта история свидетельствует о том, что Аллах властен над всем сущим.

 

Согласно нашей религии, если мы находимся в месте, где распространилась чума, то не покидаем ее. Если же мы слышим о том, что чума началась в какой-то местности, то мы не должны въезжать туда.

 

Касательно слова Аллаха: «Умрите», ученые приводят, что это слова ангелов, так как это было повелением Аллаха, в арабском языке это может использоваться как слова Аллаха.

 

«Воистину, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны».

 

Аллах показал Свое могущество, умертвив и воскресив людей, чтобы люди поняли, что они не смогут избежать смерти, поэтому следует быть искренними рабами и выполнять повеления Аллаха. В 244 аяте говорится:

 

وَقَاتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«Сражайтесь на пути Аллаха и знайте, что Аллах - Слышащий, Знающий».

 

Касательно слова «сражайтесь», ученые приводят несколько мнений. Одни говорят, что это связано с предыдущими аятами, другие говорят, что это сказано в общем. В риваяте к предыдущим аятам было сказано, что люди отказались сражаться, опасаясь смерти от чумы. Затем Аллах умертвил их, тем самым показав, что Он может умертвить их и без сражения, поэтому Всевышний говорит, сражайтесь на пути Аллаха и не бойтесь смерти.

 

Из этих риваятов мы можем понять, что сражение на пути ислама, о чем приводится в аяте — это сражение под флагом предводителя.

 

На этом завершим нам урок. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi