87 урок. Сура Аль-Бакара, аят 248-249 - Тафсир Корана
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:47
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:56 07:19 11:54 14:42 16:24 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
21 Джумада-сани 1446
Григорианский
23 декабря 2024

Циклы уроков

87 урок. Сура Аль-Бакара, аят 248-249

87 урок. Сура Аль-Бакара, аят 248-249

Дни выхода уроков: 4 раза в месяц
23 июл. 2021 4 071 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке мы изучили 246-247 аяты, в которых было сказано о племени Бану Исраиль, они просили Всевышнего Аллаха ниспослать им царя, с которым бы они сражались на пути Аллаха. Затем Всевышний Аллах ниспослал им Талута. Бану Исраиль возразив сказали, как же он будет им царем если он не из знати и у него нет богатства. Всевышний Аллах сказал, что он наделил Талута знаниями и физической силой, тем самым уделив внимания знаниям и силе, навыкам управления человека.

 

Чтобы развеять сомнения и беспокойства в сердцах Бану Исраиля, Всевышний Аллах дал им еще один знак того, что Талут достоин быть царем. В основе и без этого знака Бану Исраиль не должны были противиться, так как невозможно чтобы пророк лгал. Когда был избран Талут, когда они услышали об этом, то должны были сказать: «повинуемся». Всевышний Аллах дал Бану Исраиль очень много шансов, возможностей. И в этом аяте, после их слов препирательства, вместо наказания Всевышний еще раз разъясняет им и посылает знамение.  В 248-аяте Всевышний Аллах сказал:

 

وَقَالَ لَهُمْ نِبِيُّهُمْ إِنَّ آيَةَ مُلْكِهِ أَن يَأْتِيَكُمُ التَّابُوتُ فِيهِ سَكِينَةٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَبَقِيَّةٌ مِّمَّا تَرَكَ آلُ مُوسَى وَآلُ هَارُونَ تَحْمِلُهُ الْمَلآئِكَةُ إِنَّ فِي ذَلِكَ لآيَةً لَّكُمْ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

«И сказал им их пророк: «Воистину, знамением его царства будет то, что явится к вам сундук, в котором будет помещено успокоение для вас от вашего Господа и все, что осталось от рода Мусы и рода Харуна, и этот сундук принесут ангелы. И в этом вам будет знамение, если вы являетесь верующими».

 

В целом «табут» это сундук, в котором ссылаясь на некоторые риваяты, были рисунки пророков от потомков Адама (мир ему).

 

«в котором будет помещено успокоение для вас»,

 

относительно слово «успокоение», ученые высказывали разные мнения, некоторые ученые, в том числе и Ибн Аббас, сказали что в нем животное похожее на кошку с крыльями, когда Бану Исраиль отправлялись в сражение, они брали ее с собой, она издавала звуки и по некоторым звукам Бану Исраиль могли понять выиграют они битву или нет. И это успокаивала их сердца. Но у этого риваята нет достоверного источника чтобы твердо утверждать, что это именно так. То есть в этом сундуке будет то, что докажет истинность пророчества Талута и успокоит сердца людей. Имам Багави приводит, что относительно «успокоение», у ученых были разногласия.

 

Согласно второму мнению, там находится то, что покажет истинное пророчество Талута и успокоит их сердца. По другим риваятам, в сундуке был посох Мусы, тюрбан Харуна, страницы Торы, которые были в руках Мусы (мир ему). Фахриддин ар-Рази передает, что в сундуке также были остатки свитка, в которых было написано о пророчестве Талута.

 

«и этот сундук принесут ангелы»,

 

то есть само появление «табута» будет особенным, цель его появления показать, что Талут истинный царь. О том как он появился, приводится два разных риваята. По одному риваяту народ, завладевший сундуком, злоупотреблял им, не уделял внимания, оставлял с нечистотами. Поэтому Всевышний Аллах ниспослал им разные болезни.

 

Затем, испугавшись они запрягли сундук в двух быков и прогнали его. Четыре ангела направляли этих двух быков и привели их к Бану Исраил. Согласно этому риваяту «и этот сундук принесут ангелы», означает, что ангелы охраняли и привели в сохранности.

 

Согласно второму риваяту Всевышний Аллах ниспослал «табут» вместе с ангелами с небес. Как приводит имам Фахриддин ар-Рази, Аллах разгневался на Бану Исраил и забрал сундук, то есть он исчез и не был у кого-либо. Затем, когда Бану Исраил попросил царя, по воле Аллаха пророк сказал, то Всевышний вернет сундук, как знамение что Талут достойный царь. И этот сундук спустят ангелы прямо в дом Талута. Согласно этому риваяту, аят «и этот сундук принесут ангелы», приводится в прямом смысле. Этот риваят приводится от Ибн Аббаса (رضى الله عنه).

 

Имам Фахриддин ар-Рази добавляет ко всему этому еще одну версию, что в нем находится то, что является ясным знамением о достойности Талута быть царем и то, что успокоит сердца людей. В целом если посмотреть на аят, то этот вариант тоже можно понять, так как в аяте говорится «знамением его царства будет то, что явится к вам сундук, в котором будет помещено успокоение для вас от вашего Господа и все, что осталось от рода Мусы и рода Харуна».

 

В другом риваяте приводится, что в сундуке содержится сведение, что войска Талута одержат верх над противником.

 

В целом, этим самым сердца Бану Исраиля успокоились, и они осознали, что Талут является достойным царем.

 

В следующем аяте Всевышний рассказывает о том, что происходило после этой истории. В 249-аяте Всевышний Аллах сказал:

 

فَلَمَّا فَصَلَ طَالُوتُ بِالْجُنُودِ قَالَ إِنَّ اللّهَ مُبْتَلِيكُم بِنَهَرٍ فَمَن شَرِبَ مِنْهُ فَلَيْسَ مِنِّي وَمَن لَّمْ يَطْعَمْهُ فَإِنَّهُ مِنِّي إِلاَّ مَنِ اغْتَرَفَ غُرْفَةً بِيَدِهِ فَشَرِبُواْ مِنْهُ إِلاَّ قَلِيلاً مِّنْهُمْ فَلَمَّا جَاوَزَهُ هُوَ وَالَّذِينَ آمَنُواْ مَعَهُ قَالُواْ لاَ طَاقَةَ لَنَا الْيَوْمَ بِجَالُوتَ وَجُنودِهِ قَالَ الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُم مُّلاَقُو اللّهِ كَم مِّن فِئَةٍ قَلِيلَةٍ غَلَبَتْ فِئَةً كَثِيرَةً بِإِذْنِ اللّهِ وَاللّهُ مَعَ الصَّابِرِينَ

«И когда вывел Талут своих воинов, он сказал им: «Воистину, Аллах испытает вас рекой. Кто напьется из нее, тот не со мной, а кто не отведает из нее воды, тот со мной, а также те, кто зачерпнет из реки горсть воды собственной рукой». Но войны напились из реки, кроме немногих из них. И когда пересекли реку Талут и те верующие, которые были с ним, часть из них сказала: «Сегодня у нас нет сил справится с Джалутом и его войском». И сказали те, которые верили во встречу с Аллахом: «Сколько раз малые воинства побеждали несметные войска по воле Аллаха!». Ведь Аллах с терпеливыми».

 

В этом аяте есть недосказанные скрытые вещи, но из сказанного можно это понять. То есть то, что народ принял Талута как царя, он собрал войско, и этим войском выдвинулся на сражение. Но перед этим он сказал своему войску эти слова, которые приводятся в тафсирах:

 

«Пусть со мной в сражение не идут те, кто строит дом и не достроил его, тот чьи мысли только о торговле, тот кто женился и еще не сближался со своей женой».

 

То есть он хотел, чтобы с ним отправились те, которые бы не отвлекались ни на что и думали только о сражении. В итоге он собрал восемьдесят тысяч человек, в одних риваятах приводится семьдесят тысяч человек.

 

Талут вывел войско в место сражения, и было сказано: «Воистину, Аллах испытает вас рекой». Эти слова приписывают Талуту, так как до этого говорилось именно о нем. Но есть риваят, что эти слова не принадлежат Талуту а его пророку, так как чтобы говорить «кто напьется из нее, тот не со мной, а кто не отведает из нее воды, тот со мной», нужно чтобы дошла какая-то весть. А весть доходит до пророка, который сказал ее Талуту, а тот своему войску. Либо это говорил сам пророк Бану Исраиля, который был там и говорил напутственные слова и довел до них весть от Аллаха, что их ждет испытание в пути.

 

Это испытание было проверкой духа, решимости войска перед сражением. Так как для войска будет легче если человек сбежит до сражения, чем если он сбежит во время сражения.

 

Вторая причина — это терпение и дисциплина, так как было очень жарко и когда они добрались до воды, можно было только зачерпнуть из реки горсть воды. Относительно того какая это река, ученые приводят два мнения, первое это река между Палестиной и Иорданией, второе мнение, что это река в Палестине.

 

Имамы приводят, что Всевышнему известно кто кем является и без испытания, и на основе этого Он мог бы приказать разделить войско. Но Всевышний Аллах не наказывает людей по своему знанию. Знание Аллаха не делает человека грешным, грешным человека делают его поступки. Таким образом они напились из реки кроме немногих из них. В одних риваятах говорится о четырех тысячах людей, но более правильные цифры это около 320 человек. Так как от Пророка приводтся, что в сражении при Бадре, Пророк смотрел на войско и сказал, что они по численности как войско Талута перешедшое через реку. А их было около 320 человек.

 

То есть большинство людей не прошли испытания, если в путь выдвинулись 70-80 тысяч человек, то реку пересекли только около 400 человек. У тех, кто пил много воды почернели губы и у них не уталилась жажда. В их сердцах поселилися страх и они остались в этой реке.

 

«И когда пересекли реку Талут и те верующие, которые были с ним, часть из них сказала: «Сегодня у нас нет сил справится с Джалутом и его войском».

 

Кто же говорил эти слова, если реку перешли только верующие прошедшие испытания. Относительно этого Фахриддин ар-Рази приводит, что это могли быть слова тех, кто не прошел испытания. То есть река не была бескрайней, когда часть войск перешли реку, другие могли сказать им вслед, что они не справятся с Джалутом, что их очень мало и т.п. Таким образом они не только остались, но и хотели эту малую часть уговорить остаться, сломить их дух, и лишить в их сердцах уверенность. Таковым было качество мунафиков, Всевышний приводит много примеров таких людей. Здесь приводится диалог тех, кто прошел реку и тех, кто не прошел.

 

Вторая версия, что эти слова говорили одни из этих трехсот человек. И говорили они это не для того, чтобы напугать или лишить надежды, а для того, чтобы люди приготовились стать мучениками.

 

«И сказали те, которые верили во встречу с Аллахом»,

 

по мнению имамов, «которые верили во встречу с Аллахом» это те, которые надеются на вознаграждение от Аллаха. Через повиновение Аллаху, надеются на свое благо. Второе значение – те, которые надеются на победу Аллаха. Так как вначале Всевышний упомянул, что явится успокоение к ним. Они верили в победу, вопрос был не в количестве войск, а в поддержке Аллаха, кому он отдаст победу.

 

Ученые говорят, если встречаются два войска, которые находятся на ложном пути, то имеет значение количество войска, кто сильнее. Когда на поле битвы встречаются обладатели истины и те, которые на ложном пути, то вопрос не стоит о том, кто сильнее. В этом случае есть поддержка Аллаха, победа истины над ложью. Поэтому они сказали с полной уверенностью

 

«сколько раз малые воинства побеждали несметные войска по воле Аллаха! Ведь Аллах с терпеливыми».

 

О самом сражении говорится в следующем аяте. По воле Аллаха рассмотрим их в следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi