Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 237 аяте, в следующем 238 аяте Всевышний Аллах приказывает нам быть стойкими в намазе. Ученые приводят несколько мнений по поводу того, почему Всевышний после вопросов о разводе, бракосочетании, упоминает о намазе.
Во-первых, намаз укрепляет любовь к Аллаху, увеличивает богобоязненность, поэтому человек будет ответственнее относиться к тому, что было сказано в предыдущих аятах. Всевышний в Коране сказал:
«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)
То есть, оберегает от ослушания приказов Аллаха. Также намаз напоминает нам об ахирате, о том, то есть награда и наказание, поэтому посредством намаза человеку легче дается выполнять другие приказы Аллаха. Как сказано в Коране:
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу» (2:45)
То есть помогайте себе выполнять предписанное, остерегаться запретного с помощью терпения и намаза. В жизни мы можем наблюдать, что человеку, пришедшему к намазу легче дается выполнение других обязательств шариата, ему легче остерегаться запретного, чем человеку, который не практикует пятикратную молитву.
Второе мнение, что никях, талак, идда, все это мирские вещи, занимаясь всем этим, человек думает о дунье, погружается в нее. Поэтому следом Всевышний Аллах в 238 аяте упоминает о намазе, чтобы человек не забывал об ахирате:
حَافِظُواْ عَلَى الصَّلَوَاتِ والصَّلاَةِ الْوُسْطَى وَقُومُواْ لِلّهِ قَانِتِينَ
«Оберегайте намазы, и особенно, средний намаз. И стойте перед Аллахом смиренно».
В этом аяте Всевышний велит быть стойкими и оберегать намазы, и выделяет средний намаз. Ученые приводят, что это говорит о том, что намаз является пятикратным. В аяте приводится во множественном числе слово «намазы», в арабском языке множественное число это минимум три вещи. К примеру, «анта» - ты, «антума» - вы двое, «антум» - вы. То есть используется единственное число, двойственное число и множественное число.
Ученые приводят, что, говоря о среднем намазе, Аллах дает новый смысл и не повторяет предыдущий аят. Из этого следует, если послеполуденный намаз — это средний намаз, то общее количество намазов – пять. Послеполуденный не мог быть средним если общее количество намазов было бы – четыре. Как и в этом аяте, в других аятах также приводится смысл о пяти молитвах. В Священном Коране говорится, чтобы люди поминали Аллаха утром и перед закатом. Под словом «поминали», подразумевается – читали намаз. В другом аяте говорится:
فَسُبْحَانَ اللَّهِ حِينَ تُمْسُونَ وَحِينَ تُصْبِحُونَ
وَلَهُ الْحَمْدُ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَعَشِيًّا وَحِينَ تُظْهِرُونَ
«Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер и когда наступает утро! Ему надлежит хвала на небесах и на земле. Славьте Его после полудня и в полдень!» (30:17-18)
Таким образом, если собрать все у поминаемые времена, можно найти пять намазов. Несмотря на то, что прямым текстом об этом не сказано, в Коране приводятся как знаки, намеки, как и в 238 аяте, где можно увидеть смысл о наличии пяти молитв.
Еще одна вещь, которую мы должны понимать касательно этого аята, что слова «оберегайте намазы», означают оберегать все, что связано с намазом. То есть, для того чтобы сберечь намаз, нужно оберегать омовение, нужно быть в чистой одежде, нужно учитывать время намаза, соблюдать обязательные действия намаза, так называемые «внешние и внутренние обязанности». Также есть обязанности, которые человек должен совершать сердцем. После выполнения всех этих действий, человек считается оберегающим свои намаз. Если человек не выполняет действия для полноты и совершенства намаза, то он не считается оберегающим свой намаз. Поэтому говоря, «оберегайте намазы», имеется ввиду оберегать все что связано с действиями для совершения намаза.
Второе, что следует упомянуть в этом аяте, это слово «хафизу» - что означает оберегать с двух сторон. В арабском языке есть слова, которые обозначают действия с обеих сторон. К примеру, глагол «каталя» (убийство) – означает, что битва происходила с обеих сторон. Касательно применения в аяте такого глагола, ученые приводят, что с одной стороны это оберегание человеком своего намаза, с другой – оберегание Аллахом. То есть, оберегай свои намазы, тогда Аллах сбережет тебя. В Коране сказано:
«Поминайте Меня и Я буду помнить о вас» (2:152).
Пророк ﷺ говорил:
«Храни Аллаха, и Аллах сохранит тебя».
Это означает, что мусульманин должен хранить шариат Аллаха, совершать обязательства и остерегаться запретного.
По мнению других ученых, это оберегание между человеком и намазом. То есть, если вы храните свои намазы, и тогда намаз убережет вас. Конечно же, имеется ввиду что Аллах убережет вас, но причиной этому будет ваш намаз. Ученые приводят, что намаз оберегает от трех вещей:
1. Намаз оберегает от грехов. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45).
2. Намаз оберегает от разного рода напастей. В Священном Коране приводится: «Аллах сказал: «Я – с вами. Если вы будете совершать намаз и выплачивать закят…» (5:12). То есть Аллах вместе с рабом, Своей помощью, защитой, поддержкой.
3. Намаз оберегает человека, который его читает и будет заступником в Судный день. В Коране сказано: «Совершайте намаз и выплачивайте закят. Все то доброе, что вы предварите для себя, вы найдете у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, то вы совершаете» (2:110). Посланник Аллаха ﷺ в хадисе сказал: «Пост и Коран будут заступаться за раба Аллаха в Судный день». То есть, прочтенный Коран во время намаза, который больше всего читается во время поста, будут заступниками в Судный день. Поэтому Аллах применяет слово «хафизу», то есть, ваши намазы не будут тщетными, обрегайте свои намазы, и за это Аллах сбережет вас. Далее в аяте говорится: «… и особенно, средний намаз». Какой из намазов считается средним? По этому поводу имам Фахруддин ар-Рази приводит семь разных мнений:
Первое: Всевышний выделил средний намаз, но не указал какой именно намаз. То есть ясного, четкого ответ не приводится, как и о том, какой намаз считается первым, чтобы вычислить из них средний. К примеру, если считать первым намазом утренний, то средний намаз получается – послеполуденный. Если считать первым намазом послеполуденный, то средний намаз – ночной (иша). Так как Всевышний не привел нам какой из намазов считается первым, то мы не можем определить какой из них является средним. Почему же тогда Всевышний особенно упомянул средний намаз? Так как каждый из намазов может быть средним, люди будут особенно оберегать и уделять время и внимание каждому из намазов. К примеру, Аллах скрыл от нас Ночь предопределения в последние десять дней поста, чтобы человек в каждом из этих дней был в поиске, был в поклонении.
В пятнице есть время, когда мольба принимается, но не известно в какое именно время. Поэтому мусульмане стараются весь день проводить в поклонении. Также Аллах скрыл от человека время его смерти. В определенное время человек умирает, но нам не известно, когда это наступит. Смерть может наступить в любое время, поэтому человек старается быть к ней готовым. Также и в вопросе о среднем намазе, Всевышний не приводит четкого ответа. Мухаммад ибн Сирин (رحمه الله) приводит: «Один человек спросил у Заид ибн Сабита о среднем намазе, тогда он ответил: «Оберегай все намазы, тогда ты сбережешь и средний намаз». Таким образом согласно первому мнению, нам не известно какой намаз является средним.
По второму мнению, все пять намазов считаются средними. Согласно этому мнению ученые не рассматривают средний намаз в количественном смысле, когда есть два крайних и и один по середине. Но это мнение не сильно распространено, так как в аяте Всевышний говорит о намазах во множественном числе и особенное выделяет в единственном числе средний из них.
Согласно третьему мнению, средний намаз – утренний намаз. Этого мнения придерживались Умар ибн Аббас, Джабир ибн Абдуллах и другие сподвижники. Из табиинов этого мнения придерживались: Таус ибн Кейсан, Ата ибн Абу Рабах, Икрима аль-Барбари, Муджахид ибн Джабар. Также этого придерживаются в мазхабе имама Шафии. Из доводов этого мнения, что утренний намаз вначале читается ночью, если читать его позже, то читается уже при свете восхода солнца. Поэтому утренний намаз считается средним намазом. Утренний намаз читается между наступлением утренней зари и до восхода солнца. То есть это не полноценный день, так как солнце еще не вышло, и не полноценная ночь, так как уже рассветает утренняя заря. Утренняя молитва обязательна в самое трудное время суток для человека. Это самый сладкий период сна. Человеку тяжело просыпаться в этот период, поэтому Аллах выделил утреннюю молитву, чтобы человек ответственнее относился к ней. Также считается, что утренний намаз особенный. В Коране сказано: «Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (17:78). Также доводом считается то, что сунна утреннего намаза считается особенной. Эта сунна считается самой значимой, сильной, важной из всех утвержденных суннат намазов. Пророк ﷺ из всех суннат намазов выделял именно утренний, и никогда не пропускал его. Поэтому некоторые ученые Ханафитского мазхаба, поднимали уровень утреннего сунна намаза до уаджиба. Если человек пропустил утренний намаз, то он восполняет его вместе с сунной, чего нет в остальных сунна намазах. Если сунна утреннего намаза так важна, то и фард утреннего намаза является самым важным. Согласно этому мнению, Всевышний в аяте выделяет утренний намаз как средний.
По воле Аллаха другие мнения ученых разберем в следующем уроке. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».