Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 235 аяте, в следующем 236 аяте Всевышний Аллах сказал:
اَّ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِن طَلَّقْتُمُ النِّسَاء مَا لَمْ تَمَسُّوهُنُّ أَوْ تَفْرِضُواْ لَهُنَّ فَرِيضَةً وَمَتِّعُوهُنَّ عَلَى الْمُوسِعِ قَدَرُهُ وَعَلَى الْمُقْتِرِ قَدْرُهُ مَتَاعًا بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُحْسِنِينَ
«На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (брачный дар). Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный – по мере своих. Такова обязанность творящих добро».
В этом аяте Всевышний обучает нас правилу приличия. Здесь применяется слово «мас», что означает «сближение, прикосновение». То есть в основе это слово не означает интимных отношений. Это приближенное, иносказательное слово. К примеру, в Коране относительно справления большой нужды говорится: «те, кто пришли с оврага», то есть в те времена не было специальных уборных, и люди справляли нужду в безлюдных оврагах, в степи. Таким образом применялось иносказательное слово. Также и в интимных отношениях, Всевышний учит нас не применять напрямую срамные слова, вести себя воспитанно, не преступая рамки приличия. Пророк ﷺ в своих хадисах также учит нас, относительно интимных вещей применять иноскозательные слова.
В аяте приводится:
«На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (брачный дар)».
То есть не является запретным, если муж разведется, не имея половую близость с женой. При этом нужно помнить, что развод – это самое ненавистное Аллаху из дозволенных вещей. Для развода должна быть очень веская причина, и если человек вынужден развестись, то должен одарить свою жену. Как приводили ученые, самый большой подарок – нанять ей прислугу, далее - подарить деньги, затем - украшения, одежды и другие ценные вещи для успокоения сердца. Так как до развода не было близости с женой и не был установлен брачный дар, нужно отдать ей свадебный подарок согласно вашим доходам и возможностям. В шариате брачный дар считается ваджибом, так как Всевышний Аллах повелевает даровать женщинам их приданое.
В следующем 237 аяте Всевышний Аллах говорит:
وَإِن طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ وَقَدْ فَرَضْتُمْ لَهُنَّ فَرِيضَةً فَنِصْفُ مَا فَرَضْتُمْ إَلاَّ أَن يَعْفُونَ أَوْ يَعْفُوَ الَّذِي بِيَدِهِ عُقْدَةُ النِّكَاحِ وَأَن تَعْفُواْ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَى وَلاَ تَنسَوُاْ الْفَضْلَ بَيْنَكُمْ إِنَّ اللّهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
«Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (брачный дар), то отдайте им половину его, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности по отношению друг к другу. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете».
Если вы уже назначили брачный подарок, то после развода вы обязаны отдать половину. То есть вы не можете сказать, что у вас с ней ничего не было и поэтому вы ничего не дадите. Касательно того, по истечению какого времени следует передать брачный дар и должна ли быть между супругами половая близость, ученые приводят два мнения:
Имам Малик (رحمه الله) сказал, что у мужа и жены обязательно должна быть близость.
Имам Абу Ханифа и имам Ахмад (رحمهما الله) сказали, что если они оставались вдвоем наедине, то муж должен отдать полный махр (брачный дар).
То есть для того, чтобы даровать половину махра, муж не должен сближаться с ней и быть наедине.
«Если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение».
К примеру, если развод по вине жены, она прощает и не берет брачный дар, так как чувствует свою вину. Так же муж может простить ее, и передать ей полностью брачный дар.
«Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности по отношению друг к другу»,
то есть взаимное прощение, взаимопонимание способствует благоприятным отношениям.
«Ведь Аллах видит, что вы делаете и наградит вас за это».
Эти аяты были касательно вопросов, связанных с женщинами, кормлением ребенка, развода, махра. В следующих аятах Всевышний Аллах поясняет нам вопросы, связанные с темами другого характера. По воле Аллаха рассмотрим их в следующих уроках. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».