Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 219 аяте. Следующий, 220 аят начинается с предложения: «Над этим миром и последней жизнью», которое как мы говорили на прошлом урок, относится к 219 аяту. Мы связывали это предложение с предыдущим аятом и объясняли его смысл. В продолжении аята Всевышний Аллах сказал:
«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро – хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они – ваши братья. Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый».
В этом аяте описывается решение касательно сирот. В предыдущих аятах Аллах говорил о пожертвовании имуществом, о благодеянии к людям, а именно о хороших отношениях с сиротами. В целом Всевышний говорил, что использовать имущество сирот в своих личных целях, является тяжким грехом для мусульманина, что за это человек подвергается большому наказанию. В период невежества, арабы без особых укоров поедали имущество сирот. То есть они пользовались наследством для своих нужд. Если же наследником имущества была женщина, то ее старались брать в жены, чтобы оставить себе богатство. Затем Аллах ниспослал аяты касательно запретности их поступков:
«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, поедают в своих животах огонь и будут гореть в Пламени». (4:10)
Также в нескольких других аятах Аллах пообещал суровое наказание тем, кто несправедливо пожирают имущество сирот. После ниспослания этих аятов, люди задумались о своем будущем, о том какие наказания их могут ожидать, поэтому они вовсе отдалились от сирот. Те, которые жили в достатке, старались отгородиться от них отдельным жильем, отдельной едой. Другие старались не связываться с ними и оборвали с ними связи. Мусульмане столкнулись с большими трудностями и боялись даже прикоснуться к имуществу сирот.
Также имамы передают, что люди готовили им еду, а оставшуюся от них еду выкидывали, чтобы случайно не употребить то, что принадлежит им. После этого Пророку ﷺ пришло откровение, возможно в сердцах, мыслях людей были такие пожелание, чтобы им разъяснили эту ситуацию. Всевышний Аллах говорит:
«Они спрашивают тебя о сиротах...»,
возможно, что они спрашивали Пророка ﷺ напрямую.
В другом риваяте, после этих случаев, Абдулла ибн Рауах спросил Пророка ﷺ:
«О, Посланник Аллаха! ﷺ У нас нет столько домов, чтобы разместить отдельно всех сирот, у нас нет возможности обеспечивать и кормить их отдельно, что же нам делать?».
Затем был ниспослан аят, в котором говорится:
«Делать им добро – хорошо…».
Слово «ислах», переводится как – исправлять, улучшать. То есть улучшать, благодетельствовать им – доброе дело. Ученые приводят два мнения: первое, делать добро – хорошо для сирот. Второе, делать добро – хорошо тем, кто совершает его. Ученые поясняют, что под словом «делать добро», понимается: во-первых, дать им хорошее воспитание, это самое главное и важное, во-вторых, оберегать их имущество.
В хадисах приводится, чтобы опекуны инвестировали наследство сирот в торговлю, чтобы оно не расходовалась только на закят. Есть такое понятие как обесценивание денег, и если вложить деньги в то, что не дешевеет, как земля и т.д. то можно будет сохранить эти деньги. Поэтому улучшение наследства – хорошо для сирот.
Также ученые приводят, что это благо для опекунов сирот. Так как за их деяния, Аллах воздаст им. Но основное мнение в том, что аят касается и сирот, и опекунов. В продолжении аята говорится:
«Если вы объедините свои дела, то ведь они – ваши братья».
Касательно этого аята ученые приводят несколько мнений: первое, «если вы возьмете их к себе домой, поделитесь с ними едой, то ведь они – ваши братья», в этом нет ничего плохого. Когда до этого был ниспослан аят о тяжести греха поедания имущества сирот, мусульмане отделили сирот. Поэтому Всевышний говорит: «Они – ваши братья», с одной стороны это является обязанностью для мусульман, так как они являются родственниками, и нужно поддерживать взаимоотношения и бережно относиться к их имуществу. Другими словами, вместо того чтобы разделять жилье, еду, наоборот, возьмите их себе домой и обращайтесь с ними так, чтобы воспитать их.
Второе мнение касательно этого ата, что под словом «объедините свои дела», имеется ввиду – объединить свое имущество. К примеру, объединить и запустить в оборот, в том случае, если вы являетесь опекуном, малолетних детей, которым досталось в наследство имущество. В таком случае шариатом дозволяется объединить и вложить, к примеру, в торговлю, с намерением сохранить это имущество и защитить от обесценивания.
Также ученые приводят мнение, что если опекун в нищем положении, если у него уходит много времени и средств на сирот, то разрешается брать из их наследства какую-то часть, как плату. В целом ученые, говорят, что можно брать из наследства вынужденно какую-то часть, только если вы бедны, приводя аят из суры «Ан-Ниса»:
«Если сироты находятся под опекой тех, кто богат, то пусть опекуны воздержаться от траты их имущества и не берут себе ничего за опекунство» (4:6)
Ученые говорят, если после человек разбогатеет, то он должен вернуть те средства, которые он брал из наследства. Если же опекун не разбогател, то нужно дать им разъяснение, о том сколько и на что было потрачено. Чтобы эти расходы были честными, следует взять их одобрение. Касательного этого от Умара (р.а.) приводится:
«Я смотрел за имуществом государства, как за имуществом сироты».
То есть относился к имуществу государства так, как опекун относится к имуществу сироты. Умар (р.а.) будучи правителем не получал от государства средства, если он не нуждался в них, а если у него были деньги, то он восполнял казну государства.
В риваяте имама Муджахида приводится, что можно брать из имущества сирот если опекун беден, и он не обязан их восполнять. Также есть мнение, что это связано с брачными узами, ученые, которые придерживаются этого мнения приводят довод, основываясь на аяте, в котором говорится:
«Верующий не должен женится на многобожнице, пока она не уверует»,
то есть в общем связывают, аяты с заключением брака.
В продолжении аята говорится:
«Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро».
То есть Аллах знает, у кого какие намерения, кто идет на уловки и хитрости чтобы завладеть наследством, а кто искренне заботится о них, стремиться воспитать, наставить, сохранить и приумножить их наследство.
Далее говорится:
«Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение».
Касательно тафсира этого аята, ибн Аббас (р.а.) сказал: «Если бы Аллах захотел, Он бы вас обездолил».
Имам Ата сказал: «Если бы Аллах захотел, то не позволил бы мусульманам поступать так, они не смогли бы смешивать свои дела с делами сирот». И это свидетельствует о милости Всевышнего Аллаха. Поистине, Аллах – Великий, Мудрый и предписывает вам только то, что полезно!
В таком случае, каждый мусульманин должен остерегаться от использования в своих целях наследство сирот. Наоборот, всячески помогать им, так как в хадисе Пророк ﷺ сказал:
«Я и опекун сироты в Раю будем близки друг к другу как эти два», а затем поднял два пальца, указательный и средний, и раздвинул их».
Сиротой в шариате считается несовершеннолетний ребенок, у которого нет отца или матери либо обоих родителей. По достижению совершеннолетия с точки зрения шариата человек не считается сиротой.
По воле Аллаха на этом завершим наш урок. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!