Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Иша 19:19
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:51 08:10 13:08 16:18 18:01 19:19
свернуть
Календарь
Хиджра
14 Джумада-сани 1442
Григорианский
27 января 2021

Циклы уроков

71 урок. Сура Аль-Бакара, аят 220

71 урок. Сура Аль-Бакара, аят 220

Дни выхода уроков: 4 раза в месяц
28 нояб. 2020 688 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  


По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 219 аяте. Следующий, 220 аят начинается с предложения: «Над этим миром и последней жизнью», которое как мы говорили на прошлом урок, относится к 219 аяту. Мы связывали это предложение с предыдущим аятом и объясняли его смысл. В продолжении аята Всевышний Аллах сказал:

 

«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро – хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они – ваши братья. Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый».

 

В этом аяте описывается решение касательно сирот. В предыдущих аятах Аллах говорил о пожертвовании имуществом, о благодеянии к людям, а именно о хороших отношениях с сиротами. В целом Всевышний говорил, что использовать имущество сирот в своих личных целях, является тяжким грехом для мусульманина, что за это человек подвергается большому наказанию. В период невежества, арабы без особых укоров поедали имущество сирот. То есть они пользовались наследством для своих нужд. Если же наследником имущества была женщина, то ее старались брать в жены, чтобы оставить себе богатство. Затем Аллах ниспослал аяты касательно запретности их поступков:

 

«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, поедают в своих животах огонь и будут гореть в Пламени». (4:10)

 

Также в нескольких других аятах Аллах пообещал суровое наказание тем, кто несправедливо пожирают имущество сирот. После ниспослания этих аятов, люди задумались о своем будущем, о том какие наказания их могут ожидать, поэтому они вовсе отдалились от сирот. Те, которые жили в достатке, старались отгородиться от них отдельным жильем, отдельной едой. Другие старались не связываться с ними и оборвали с ними связи. Мусульмане столкнулись с большими трудностями и боялись даже прикоснуться к имуществу сирот.

 

Также имамы передают, что люди готовили им еду, а оставшуюся от них еду выкидывали, чтобы случайно не употребить то, что принадлежит им. После этого Пророку ﷺ пришло откровение, возможно в сердцах, мыслях людей были такие пожелание, чтобы им разъяснили эту ситуацию. Всевышний Аллах говорит:

 

«Они спрашивают тебя о сиротах...»,

 

возможно, что они спрашивали Пророка ﷺ напрямую.

 

В другом риваяте, после этих случаев, Абдулла ибн Рауах спросил Пророка ﷺ:

 

«О, Посланник Аллаха! ﷺ У нас нет столько домов, чтобы разместить отдельно всех сирот, у нас нет возможности обеспечивать и кормить их отдельно, что же нам делать?».

 

Затем был ниспослан аят, в котором говорится:

 

«Делать им добро – хорошо…».

 

Слово «ислах», переводится как – исправлять, улучшать. То есть улучшать, благодетельствовать им – доброе дело. Ученые приводят два мнения: первое, делать добро – хорошо для сирот. Второе, делать добро – хорошо тем, кто совершает его. Ученые поясняют, что под словом «делать добро», понимается: во-первых, дать им хорошее воспитание, это самое главное и важное, во-вторых, оберегать их имущество.

 

В хадисах приводится, чтобы опекуны инвестировали наследство сирот в торговлю, чтобы оно не расходовалась только на закят. Есть такое понятие как обесценивание денег, и если вложить деньги в то, что не дешевеет, как земля и т.д. то можно будет сохранить эти деньги. Поэтому улучшение наследства – хорошо для сирот.

 

Также ученые приводят, что это благо для опекунов сирот. Так как за их деяния, Аллах воздаст им. Но основное мнение в том, что аят касается и сирот, и опекунов. В продолжении аята говорится:

 

«Если вы объедините свои дела, то ведь они – ваши братья».

 

Касательно этого аята ученые приводят несколько мнений: первое, «если вы возьмете их к себе домой, поделитесь с ними едой, то ведь они – ваши братья», в этом нет ничего плохого. Когда до этого был ниспослан аят о тяжести греха поедания имущества сирот, мусульмане отделили сирот. Поэтому Всевышний говорит: «Они – ваши братья», с одной стороны это является обязанностью для мусульман, так как они являются родственниками, и нужно поддерживать взаимоотношения и бережно относиться к их имуществу. Другими словами, вместо того чтобы разделять жилье, еду, наоборот, возьмите их себе домой и обращайтесь с ними так, чтобы воспитать их.

 

Второе мнение касательно этого ата, что под словом «объедините свои дела», имеется ввиду – объединить свое имущество. К примеру, объединить и запустить в оборот, в том случае, если вы являетесь опекуном, малолетних детей, которым досталось в наследство имущество. В таком случае шариатом дозволяется объединить и вложить, к примеру, в торговлю, с намерением сохранить это имущество и защитить от обесценивания.

 

Также ученые приводят мнение, что если опекун в нищем положении, если у него уходит много времени и средств на сирот, то разрешается брать из их наследства какую-то часть, как плату. В целом ученые, говорят, что можно брать из наследства вынужденно какую-то часть, только если вы бедны, приводя аят из суры «Ан-Ниса»:

 

«Если сироты находятся под опекой тех, кто богат, то пусть опекуны воздержаться от траты их имущества и не берут себе ничего за опекунство» (4:6)

 

Ученые говорят, если после человек разбогатеет, то он должен вернуть те средства, которые он брал из наследства. Если же опекун не разбогател, то нужно дать им разъяснение, о том сколько и на что было потрачено. Чтобы эти расходы были честными, следует взять их одобрение. Касательного этого от Умара (р.а.) приводится:

 

«Я смотрел за имуществом государства, как за имуществом сироты».

 

То есть относился к имуществу государства так, как опекун относится к имуществу сироты. Умар (р.а.) будучи правителем не получал от государства средства, если он не нуждался в них, а если у него были деньги, то он восполнял казну государства.

 

В риваяте имама Муджахида приводится, что можно брать из имущества сирот если опекун беден, и он не обязан их восполнять. Также есть мнение, что это связано с брачными узами, ученые, которые придерживаются этого мнения приводят довод, основываясь на аяте, в котором говорится:

 

«Верующий не должен женится на многобожнице, пока она не уверует»,

 

то есть в общем связывают, аяты с заключением брака.

 

В продолжении аята говорится:

 

«Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро».

 

То есть Аллах знает, у кого какие намерения, кто идет на уловки и хитрости чтобы завладеть наследством, а кто искренне заботится о них, стремиться воспитать, наставить, сохранить и приумножить их наследство.

 

Далее говорится:

 

«Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение».

 

Касательно тафсира этого аята, ибн Аббас (р.а.) сказал: «Если бы Аллах захотел, Он бы вас обездолил».

 

Имам Ата сказал: «Если бы Аллах захотел, то не позволил бы мусульманам поступать так, они не смогли бы смешивать свои дела с делами сирот». И это свидетельствует о милости Всевышнего Аллаха. Поистине, Аллах – Великий, Мудрый и предписывает вам только то, что полезно!

 

В таком случае, каждый мусульманин должен остерегаться от использования в своих целях наследство сирот. Наоборот, всячески помогать им, так как в хадисе Пророк ﷺ сказал:

 

«Я и опекун сироты в Раю будем близки друг к другу как эти два», а затем поднял два пальца, указательный и средний, и раздвинул их».

 

Сиротой в шариате считается несовершеннолетний ребенок, у которого нет отца или матери либо обоих родителей. По достижению совершеннолетия с точки зрения шариата человек не считается сиротой.

 

По воле Аллаха на этом завершим наш урок. Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты!

 

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi