Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم، بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على نبينا محمد و على آله و أصحابه أجمعين. رب اشرح لي صدري و يسر لي أمري و احلل عقدة من لساني يفقهوا قولي. اللهم علمنا ما ينفعنا و انفعنا بما علمتنا و زدنا علما و عملا و تقى و إخلاصا يا رب العالمين.
أما بعد، السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
По воле Аллаха мы продолжаем изучать тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке, мы остановились на 215 аяте, в следующем 216 аяте Всевышний Аллах сказал:
كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَهُوَ كُرْهٌ لَكُمْ ۖ وَعَسَىٰ أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ ۖ
وَعَسَىٰ أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ ۗ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ﴿٢١٦﴾
«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что есть благо для вас. И быть может, вы любите то, что что есть зло для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (216:2).
Всевышний Аллах в этом аяте говорит, что сражаться на пути Аллаха, против врагов Аллаха, является обязанностью мусульманина. Если смотреть в целом, то этот аят приходит после аята, где говорится о пожертвованиях имуществом на пути Аллаха. В предыдущем аяте говорилось: что именно и кому жертвовать из имущества, то есть сиротам, путникам и др., в следующем же аяте говорится об обязанности сражения на пути Аллаха. Во многих аятах Корана приводятся вместе - пожертвования имуществом и сражения на пути Аллаха. К примеру, в Коране сказано:
«Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай» (9:111).
В этом аяте, Всевышний упоминает имущество и души верующих. Если в 215 аяте говорится о пожертвовании имуществом, то в 216 аяте говорится о жертвовании души на пути Аллаха.
«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно».
В самом начале, когда мусульмане были в Мекке, им было запрещено воевать. В Коране об этом сказано:
«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо» (22:39).
То есть в начале, были аяты, в которых было велено совершать намаз, выдавать закят, проявлять терпение, призывать на пути Аллаха. Когда мусульмане отделились, когда Пророк Мухаммад ﷺ переселился в Медину и создал мусульманское государство, Аллах разрешил верующим вести сражение против многобожников, чтобы отразить нападение, ведь они терпеливо и долго сносили несправедливость.
Таким образом вначале было запрещено сражаться, так как мусульмане были в Мекке, они были слабы, их было немного, поэтому Аллах по Своей мудрости запретил давать вооруженный отпор всем притеснениям и мучениям от многобожников. Также война в Мекке могла привет и к плохим последствиям, хаосу и смуте. Конечно же после переселения Пророка ﷺ, мушрики (многобожники) не прекратили свои злодеяния, они и дальше совершали попытки остановить распространение ислама. Если взглянуть на историю, то все основные сражения Пророка ﷺ проходили вокруг Медины, как сражения при Бадре, Ухуд, Хандак, то есть даже после переселения мусульман многобожники не оставили свои мечты по уничтожению ислама и совершали много попыток на этом пути. После переселения мусульман, Аллах разрешил сражаться против многобожников. Об этом в Коране сказано:
«Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах» (22:40).
За то, что они признавали Аллаха и поклонялись Ему Единому. Эти неверующие преступили все пределы в притеснении верующих. Аллах сказал: «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно».
Как мы должны понимать слово «неприятно»? Могут ли веления Аллаха быть неприятными для верующих?
Ученые об этом говорят, что под словом «неприятно» имеется ввиду – смерть. Жизнь сладка для каждого человека, человек любит жизнь и жертвовать жизнью тяжело. С этой точки зрения, война является неприятной, поэтому говорится «хотя это вам неприятно».
Касательно этого, приводится еще одно мнение, что это было тяжело и неприятно до того, как стало обязательным по велению Аллаха. В продолжении аята говорится: «быть может, вам неприятно то, что есть благо для вас. И быть может, вы любите то, что что есть зло для вас. Аллах знает, а вы не знаете». То есть, если мусульманин не будет защищать свою родину, свою религию, свою честь, то к чему это приведет? Это приведет к рабству, к потере независимости, поэтому Аллах говорит, что нам предписано сражение, которое приведет к благу, хоть оно нам и ненавистно. Отказ от защиты себя и своей религии не приведет к благу. Как и больной человек, которому не нравится лечение, если он не будет лечиться, то это не приведет к выздоровлению.
«Аллах знает, а вы не знаете», то есть Аллаху известно, что для нас добро и благо, в таком случае лучше доверить это дело Господу. Ученые говорят, что под велениями Аллаха, можно искать мудрость и пользу, с этой точки зрения можно обсуждать приказы Аллаха. Если человек увидит в велениях Аллах пользу для себя и для общества, то его вера еще больше увеличится. К примеру, на сегодня многие раскрывают пользу с научной, социальной стороны. Когда человек видит это, он еще больше убеждается что Всевышний – обладатель великой мудрости, поэтому если обсуждать приказы Аллаха, то только с этой стороны. Нельзя обсуждать веления Аллаха имея противоположное мнение. Аллах знает, а мы не знаем. Если пришло веление Господа, мусульманин обязан сказать: слушаюсь и повинуюсь.
Один ученый высказал мнение, о запретности свинины. Когда в свинине нашли опасный вирус, некоторые ученые начали доказывать способы, как можно бороться с этим вирусом и как его уничтожить. Тогда этот ученый сказал, спустя столько веков вы только узнали о существовании этого вируса, то есть с времен Пророка ﷺ, спустя столько лет, вы только нашли этот вирус и способы с ним бороться. Сколько еще вам понадобиться времени для того, чтобы найти другие вирусы.
Мы должны повиноваться велениям Аллаха. И если нам что-то не нравится, помнить, что Аллах – Всезнающий, наш Создатель, Которому лучше известно о Своих творениях. Мы должны понимать, что за этими велениями стоит благо для нас, и мы должны беспрекословно выполнять их.
Пусть Аллах дарует нам полезное знание, деяние к этим знаниям, и пусть эти деяния будут приняты! Аминь!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك
Субханакя Аллахумма ва бихамдикя, нашхаду ан ля иляха илля анта, настагфирукя ва натубу иляйкя.
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».