Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على رسولنا محمد و على آله و صحبه أجمعين
رب اشرح لي صدري و يسر لي أمري و احلل عقدة من لساني يفقهوا قولي
اللهم علمنا ما ينفعنا و انفع بما ُعلمتنا و زدنا علماً و عملاً و تقىً و إخلاصاً يا رب العالمين
أما بعد :السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Ин шаа Аллах, по воле Всевышнего, продолжаем толкование суры «Бакара». На прошлом уроке мы с вами начали разбор 196-го аята суры «Бакара» и прочитали одну его часть:
{وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّـهِ}
«И завершайте хадж и умру (только) ради Аллаха».
Всевышний Аллах в продолжении 196 аята сказал:
{فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ ۖ وَلَا تَحْلِقُوا رُءُوسَكُمْ حَتَّىٰ يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ ۚ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ ۚ فَإِذَا أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ ۚ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ ۗ تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ ۗ ذَٰلِكَ لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ ۚ وَاتَّقُوا اللَّـهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّـهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ}
«Если же вы затруднены, (то приносите в жертву ради Аллаха) то, что легко из жертвенных животных. И не брейте свои головы, пока не дойдет жертва до своего места. А если кто из вас болен или у него страдание в голове (и он вынужденно побреет голову), то (за это на нем будет обязанность совершить) искупление (трехдневным) постом, или милостыней, или жертвой. А если вы (находитесь) в безопасности (и здоровы), то тому, кто совершает (отдельную) умру перед хаджем (хадж ат-таматту), (то) тому (нужно зарезать) то из жертвенных животных, что легко; а кто не найдет (что принести в жертву), то (ему нужно соблюдать) пост три дня во время хаджа и семь, когда вернетесь (к своим семьям); вот – десять полных. Это (назначено) для тех, у кого семья не находится при Запретной Мечети. И Остерегайтесь (наказания) Аллаха и знайте, что Аллах силен в наказании».
В данном месте Всевышний Аллах учит нас положениям нескольких вещей. Первое, это:
{فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ}
«Если же вы затруднены, (то приносите в жертву ради Аллаха) то, что легко из жертвенных животных».
То есть, человек вошел в ихрам (ред. Вступление во время хаджа на священную территорию и облачение ихрама). Затем вознамерился совершить хадж или умру, но затем произошли ограничивающие паломничество события, такие, например, как: заболевание в пути или же военные действия, как это случилось в жизни Пророка (ﷺ), когда путь в Мекку был перекрыт и совершить хадж не представлялось возможным. В этом случае сказано:
«Приносите в жертву ради Аллаха то, что легко из жертвенных животных».
Случаются разные ситуации. Недавно один брат спросил: «Сначала я отправился в Медину и переночевал там. Затем выступил в путь в Мекку, отправился в местечко «Хуляйфа» для того, чтобы надеть ихрам, но заболел, так как были проблемы с сердцем. После чего не смог доехать до Мекки и вернулся обратно. Как правильно поступить в такой ситуации?». В таком случае Всевышний Аллах говорит:
{فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ}
«Приносите в жертву ради Аллаха то, что легко из жертвенных животных».
Касательно упомянутого здесь слова «легко» ученые высказали свои мнения. То есть, по поводу того, какое из жертвоприношений является легким имеется ихтиляф (разногласия). Великий имам Абу Ханифа (р.а.) сказал:
«Можно приносить в жертву три вида животных: барана, корову или верблюда. Можно принести в жертву одно из этих трех животных что станет жертвоприношением в качестве искупления за невыполненные хадж или умру. Какое из них легче принести в жертву и на что хватает возможностей, такое и выбирается в каждом индивидуальном случае. Если это баран – то баран, если корова – то корова, если верблюд – то верблюд. Таким образом, человек приносит в жертву одно из этих трех животных».
Всевышний Аллах далее говорит:
{وَلَا تَحْلِقُوا رُءُوسَكُمْ حَتَّىٰ يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ}
«И не брейте свои головы, пока не дойдет жертва до своего места».
Человек вошел в ихрам. Если, заболев или испытав другие ограничения на пути к паломничеству он хочет выйти из ихрама, ему следует побриться, как это делают те, кто совершил паломничество не испытав преград. Всевышний Аллах повелевает не бриться, пока жертвенное животное не дошло до своего места, так как обрив голову человек выходит из ихрама. После выхода из ихрама, то, что было ему не дозволено ранее, снова становится дозволенным. Во время ихрама, вы знаете, нельзя сближаться с женой, нельзя использовать благовония и т.д. Будучи в ихраме, человеку запрещается делать определенные вещи. Всевышний Аллах говорит не снимать ихрам и не бриться, пока: «Хатта яблюгуль хадйа махилля» - «Пока не дойдет жертва до своего места». Каково же место жертвы? Имам Абу Ханифа (р.а.) сказал:
«Место жертвенного животного – это город Мекка, Кааба. То есть, если вы не смогли отправиться в хадж или умру, вы отдаете деньги кому-то, а они отправляются в Мекку и приносят в жертву животное от вашего имени. После этого, они сообщают вам, что от вашего имени было принесено в жертву животное, и вы бреетесь и выходите из ихрама».
Это мнение великого имама Абу Ханифы (р.а.). Другие ученые, как имам Шафии (р.а.), сказали:
«В месте, где он заболел или не смог продолжит путь, и приносит в жертву. Он не обязан приносить животное в жертву именно в Мекке».
Имам Абу Ханифа (р.а.) в этом вопросе основывается на кораническом аяте, в котором говорится, что местом жертвенных животных является Кааба.
Несмотря на то, что здесь подразумевается приношение в жертву животных во время хаджа, сказано, что все жертвоприношения, касаемые хаджа, равны. Между ними нет никакой разницы. Таким образом, ваши жертвоприношения во время хаджа или жертвоприношение в качестве искупления за невыполнение хаджа или умры – все они должны быть в Мекке.
Далее Всевышний Аллах в Коране говорит, касательно мекканских многобожников, когда они препятствовали их вхождению в Мекку:
{هُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا وَصَدُّوكُمْ عَنِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَالْهَدْيَ مَعْكُوفًا أَنْ يَبْلُغَ مَحِلَّهُ ۚ}
«Они – те, которые стали неверующими и отклонили вас от Запретной Мечети и (удержали) жертвенных животных, чтобы они не достигли своего места (заклания)».
То есть, под местом жертвенных животных здесь подразумевается Мекка. Сказано, что мекканские язычники удержали животных от жертвоприношения в Мекке. Здесь Всевышний Аллах еще раз говорит о том, что местом для жертвоприношения является Мекка. Таким образом, жертвоприношение тех, кто не дошел до Меккки, должно быть в Мекке. Имам Шафии (р.а.) говорит: «Пророк (ﷺ) в год Худайбийского договора не смог войти в Мекку для совершения умры, после чего в том же месте он принес в жертву животное, побрился и вышел из ихрама». Ханафитские ученые говорят:
«Нет, Пророк (ﷺ) достиг Харама (священная территория) и был на ее территории со стороны Худайбии».
Однако имам Шафии (р.а.) и ученые, поддержавшие его мнение, говорят: «Всевышний Аллах в аяте суры «Фатх» говорит о том, что животное не достигло Харама». Мы же уже прочитали аят: «Они – те, которые стали неверующими и отклонили вас от Запретной Мечети и (удержали) жертвенных животных, чтобы они не достигли своего места (заклания)». Таким образом, жертва не вошла в территорию Харама.
Ханафитские ученые дали первый ответ, что это была территория Харама. А второй ответ — это то, что Всевышний Аллах говорит здесь, что жертвенное животное должно было достигнуть своего места, а свое место – это Мекка. В таком случае, если нет никаких препятствий, то жертвоприношение должно быть в Мекке. В данном месте, язычники преградили путь, после чего Пророк (ﷺ) принес жертву, не достигнув Мекки. Если у вас есть необходимость остаться там и нет возможности достичь Мекки – то вы приносите животное в жертву в том же месте. Если же есть возможность, нет опасностей в дороге, вокруг все спокойно, рядом с вами есть другие люди, то вы передаете им денежные средства что бы они совершили жертвоприношение от вашего имени, а вы позднее бреете волосы и выходите из ихрама. Раньше этих действий нельзя выйти из ихрама.
Второй вопрос, в какое время должно осуществляться жертвоприношение. Ученые говорят, что касательно жертвоприношения в хадже нет определенного времени. То есть, если кто-то отправился в хадж и не смог его выполнить, то он отправляет жертвенное животное в Мекку, а затем сам бреется и выходит из ихрама.
Имам Саври, имам Абу Юсуф и имам Мухаммад, да помилует их Аллах, сказали: «До начала дня жертвоприношения, то есть, до первого дня праздника Курбан-айт, жертвоприношение делать нельзя». Безусловно, этот взгляд вызывает трудности у некоторых людей. Например, один человек вышел за 20 дней до начала обрядов хаджа из своей страны, вошел в ихрам, но, достигнув Медины или миката, сильно заболел. Такой человек не может ждать 20 дней, это трудно для него. К тому же, Всевышний Аллах сказал:
{وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّـهِ ۚ}
«И завершайте хадж и умру (только) ради Аллаха».
{فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ}
«Если же вы затруднены, (то приносите в жертву ради Аллаха) то, что легко из жертвенных животных».
Чтобы разделить между собой дозволенность совершать жертвоприношение в умре, (которая совершается в любое время и, как следствие, жертвоприношение не привязано к Курбан айту) и недозволенность этого при хадже, нужен довод. Такого довода здесь нет. Всевышний Аллах здесь говорит о хадже и умре вместе. Поэтому и в хадже, и в умре, если человек не смог их выполнить, то он приносит в жертву животное в любое время. Такой человек не обязан ждать Курбан-айта, так как это затруднительно для него. Доставить жертвенное животное легче, потому что рядом обычно есть люди, отправляющиеся в хадж или умру. А ждать Курбан-айт – это сложное действие. Самое верное решение здесь это жертвоприношение в виде искупления которое не привязано к какому-либо времени. В какой момент вы теряете возможность отправиться дальше или что-то вам начинает препятствовать, в тот момент вы отправляете животное в Мекку и там совершается жертвоприношение. Всевышний Аллах дальше продолжает:
{فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ ۚ}
«А если кто из вас болен или у него страдание в голове (и он вынужденно побреет голову), то (за это на нем будет обязанность совершить) искупление (трехдневным) постом, или милостыней, или жертвой».
Здесь второй вид бритья.
{فمن كان منكم مريضاً أو به أذىً من رأسه فحلق ففدية
Ученые вывели из вышесказанного аята данное слово, джумля мукаддара – скрытое предложение (смысл). «Если один из вас болен или у него страдание в голове, после чего он побрился, то искуплением за это считается пост, милостыня или жертвоприношение».
К примеру, у кого-то на голове появились вши, как было во времена Пророка (ﷺ). В период его жизни, один сподвижник Кааб ибн Аджра (р.а) обзавелся вшами и очень страдал. Тогда Пророк (ﷺ) дал ему разрешение побриться. То есть, один человек отправляется в хадж или умру, а по дороге случилась такая проблема. С одним человек как-то произошел подобный случай. Когда он отправился в Мекку, по пути у него понизилось давление, и он упал на землю. В том месте был человек, занимающейся хиджамой (кровопусканием) головы. Так как не было времени ждать, он там же побрил его и использовал все свои инструменты, так как он носил их с собой, и сделал хиджаму ему на голову. Так, этот человек был побрит в том же месте. На самом деле, после того, как вы вошли в ихрам, нельзя стричь волосы на теле или бороде. Вы выполняете все обряды хаджа или умры, только после этого вам дозволено стричь волосы. Но в данной ситуации, волосы брить было необходимо, так как у кого-то вши, кому-то нужно пустить кровь с головы или кто-то разбил голову и ее нужно зашивать, а для этого удаляются волосы. В такой ситуации сказано, что нужно совершить искупление постом, милостыней или жертвой. Пророк (ﷺ) сказал своему сподвижнику, когда у него появились вши:
«Есть ли у тебя животное для жертвоприношения?» Он ответил: «Нет, у меня нет возможностей для этого». Тогда он сказал: «Держи трехдневный пост или накорми шесть бедняков».
То есть, здесь Всевышний Аллах дает человеку право выбора.
{فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ ۚ}
«искупление (трехдневным) постом, или милостыней, или жертвой».
Касательно милостыни, ученые высказываются по-разному. Кто-то говорит нужно давать 3 горсти, кто-то говорит – 6 горстей. Были приведены два довода, и поэтому здесь два мнения. Однако большинство ученых сказали: «Если из фиников, то 6 горстей для 6 бедняков, если из пшеницы или ячменя, то 3 горсти. Зависит от того, что вы даете. Если же приносите в жертву животное, то достаточно барана», то есть, если кто-либо на пути в хадж или умру после вхождения в ихрам побреет голову, то он должен держать пост три дня, как сказал Пророк (ﷺ) или накормить шесть бедняков или сделать жертвоприношение и раздать нуждающимся. То есть, он обязан выполнить одно из трех данных действий. Всевышний Аллах далее продолжает:
{فَإِذَا أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ ۚ}
«А если вы (находитесь) в безопасности (и здоровы), то тому, кто совершает (отдельную) умру перед хаджем (хадж ат-таматту), (то) тому (нужно зарезать) то из жертвенных животных, что легко».
То есть, здесь говорится об еще одном виде жертвоприношения для человека, выступившего в хадж ат-таматту. Хадж ат-таматту – это выполнение умры в месяц хаджа в Мекке, затем после умры, не покидая пределы Мекки, в день тарвия, то есть 8-й день месяца Зуль-Хиджжы, повторное вхождение в ихрам (для совершения хаджа) и выход далее в Мину. Это называется хадж ат-таматту, то есть объединение умры и хаджа в одну поездку. Арабы не любили это, так как считали это тяжелым грехом. Всевышний Аллах показал неправильность их мнений в Коране и сказал:
{فَإِذَا أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ ۚ}
«Кто отправится в хадж через умру, то пусть приносит в жертву то, что легко».
Хадж через умру – это выполнение умры, затем, пребывая в Мекке, в день тарвия, на восьмой день Зуль-Хиджжы, выход в Мину, войдя в ихрам. Это называется хадж ат-таматту. Всевышний Аллах говорит, если вы будете делать так ат-таматту, или же будете в близости с вашими женами. То есть, ат-таматту дает два значения: совершение хаджа через умру или же вступление в близость с женами в месяц хаджа в Мекке. Кто так сделает, «فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ » - «пусть закалывает то животное, что легко». Всевышний Аллах далее продолжает:
{فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ ۗ}
«а кто не найдет (что принести в жертву), то (ему нужно соблюдать) пост три дня во время хаджа и семь, когда вернетесь (к своим семьям)».
То есть, в хадже нужно соблюдать трехдневный пост. Некоторые ученые сказали, что пост нужно соблюдать до 10-го числа месяца Зуль-Хиджжы, т.е. до дня Арафа, другие сказали, что нужно держать во время пути в хадж до дня Арафа, еще одни высказались, что можно держать и вместе с днем Арафа. Это касается кого? Это касается тех, у кого нет денег для закалывания животного или возможности купить его. Тогда он должен соблюдать трехдневный пост до дня Арафа или вместе с этим днем.
{وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ ۗ}
«И семь, когда вернетесь в свою страну».
«Когда вернетесь в свою страну» - это мнение наших ученых. Другие ученые говорят, что можно соблюдать оставшиеся дни по возвращению из Муздалифы в Мину. Имам Ахмад, имам Исхак, ибн Рахавайх сказали, что можно соблюдать оставшиеся дни уже на обратном пути. Но самым верным решением в данном вопросе является соблюдение оставшихся дней по приезду на Родину. Касаемо этого есть хадис Пророка (ﷺ), который передал ибн Умар (р.а):
{فمن لم يجد هدياً فليصم ثلاثة أيام في الحج و سبعة إذا رجع في أهله}
«Кто не нашел жертвенное животное, то пусть соблюдает трехдневный пост в хадже и семь дней поста по приезду домой» (риваят от имама Бухари).
Здесь есть два разных вопроса. Имам Абдуллах ибн Масуд (р.а) говорит:
«Если один человек в пути заболел и не может продолжить путь в хадж или умру, после чего выйдет из ихрама, то после того, как он выздоровеет и вернется в хадж и умру, то ему обязательно приношение в жертву двух животных. Одно – за выход из ихрама по причине болезни, а второе – за совершение хаджа ат-таматту в месяц хаджа. Если же этот человек заболел и вышел из ихрама, а затем выздоровел, оделся и пришел в Мекку только для совершения хаджа, то ему достаточно принести в жертву одно животное за то, что он снял ихрам. То есть, если он вернулся обратно в свою страну из-за болезни, а затем прилетел снова прямо на хадж, то он не обязан закалывать животное по причине хаджа ат-таматту.
Это относится к человеку, прервавшему свой путь. Если же путь не был прерван, то человек, совершивший хадж ат-таматту, будет обязан заколоть одно животное. С нашей страны те, кто отправляются в хадж, выполняют именно этот вид хаджа. Наши паломники выступают в путь за 10-20 дней, затем выполняют умру, после чего бреются, снова надевают свои одежды и порой ходят в Аль-Харам совершить намаз. Затем на 8-й день Зуль-Хиджжа моются, еще раз надевают ихрам и отправляются в Мину, а на 9-й день Зуль-Хиджжы отправляются из Мины в Арафат. Все паломники из нашей страны выполняют данный вид хаджа – ат-таматту. Все, кто отправляются в хадж ат-таматту берут с собой определенную сумму денег с намерением на жертвоприношение. Далее отдают деньги фирмам, и они закалывают животных, то есть, это их жертвоприношение за выполнение хаджа ат-таматту. Люди полагают, что это закалывание в честь Курбан-айта, но на самом деле это не так. Всевышний Аллах здесь сказал:
{فَإِذَا أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ ۚ }
«Если вы совершаете хадж через умру, то приносите в жертву то, что легко».
{تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ ۗ }
«Это – десять полных дней».
То есть, в общем человек обязан соблюсти десять дней поста.
{ذَٰلِكَ لِمَن لَّمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ ۚ }
«Это (назначено) для тех, у кого семья не находится при Запретной Мечети».
То есть, это для людей, проживающих за пределами микат. Микат – это территория, куда нельзя проходить без ихрама. Пророк (ﷺ) сам определил ее для нас. Для пришедших со стороны Медины – этот один микат, для пришедших из Ирана – другой микат, для пришедших из Сирии – третий микат, для пришедших из Йемена – четвертый микат. Так Пророк (ﷺ) сам назначил эти микаты. Кто проходит микаты без ихрама, тот должен искупиться. Всевышний Аллах говорит: «Это решение для тех, кто не находятся близ Харама». Ученые вывели из этого, что «те, кто не находятся близ Харама» - это те люди, которые живут за пределами микатов. Люди, проживающие в микате и на их территориях – для них другое положение. Касательно чего это положение? Наши ханафитские ученые говорят, что это касается хаджа ат-таматту. То есть, это положение касается тех, кто выполняет хадж через умру. Такие паломники должны принести в жертву «то, что легко»; если он этого не может, то пусть постится три дня в хадже и семь дней по возвращению домой – все эти положения касаются тех, кто живет за пределами микатов. Таким образом, жители территорий миката не могут выполнять хадж ат-таматту. Им не дозволено объединять умру и хадж в месяц хаджа. Если они так сделают, то должны принести в жертву животное, при этом им самим мясо жертвенного животного есть нельзя.
Наши ученые сказали, что это положение общее.
{فَإِذَا أَمِنتُمْ فَمَن تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ ۚ}
«Если вы совершаете хадж через умру, то приносите в жертву то, что легко».
На этом мы заканчиваем разбор данного аята. Пусть Аллах дарует нам всем полезные знания, поможет нам действовать в соответствии с ними!
سبحانك اللهم و بحمدك أشهد أن لا إله إلا أنت أستغفرك و أتوب إلك!