Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم، بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على نبينا محمد و على آله و أصحابه أجمعين. رب اشرح لي صدري و يسر لي أمري و احلل عقدة من لساني يفقهوا قولي. اللهم علمنا ما ينفعنا و انفعنا بما علمتنا و زدنا علما و عملا و تقى و إخلاصا يا رب العالمين.
أما بعد، السلام عليكم و رحمة الله و بركاته.
Ин шаа Аллах, с дозволения Аллаха мы продолжаем тафсир суры «Бакара». Мы с вами остановились на 190-м аяте суры «Бакара». В 190-м аяте Всевышний Аллах сказал:
{وَقَاتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّـهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ وَلَا تَعْتَدُواۚ إِنَّ اللَّـهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ}
«И сражайтесь на пути Аллаха против тех, кто сражается против вас, но не преступайте границ, - поистине, Аллах не любит преступающих!».
Всевышний Аллах в данном аяте дает разрешение мусульманам сражаться с теми, кто выступает против них. Среди ученых есть два мнения относительно вопроса, какой аят был ниспослан раньше – «Дозволено тем, с которыми сражаются, (также сражаться) против неверующих» (Хадж, 39) или вышеуказанный аят.
Ар-Рабиг ибн Анас и другие ученые передают, что данный аят был ниспослан первым. То есть, в этом аяте Всевышний Аллах дает разрешение мусульманам: «Вам дозволено сражаться против тех, кто сражается против вас». Согласно второму мнению, которое передается в риваяте (сообщении) от Абу Бакра (رضى الله عنه) и других сподвижников, первыми были ниспосланы 39-40 аяты из суры «Хадж». В том аяте Всевышний Аллах говорит:
{أُذِنَ لِلَّذِينَ يُقَاتَلُونَ بِأَنَّهُمْ ظُلِمُواۚ وَإِنَّ اللَّـهَ عَلَىٰ نَصْرِهِمْ لَقَدِيرٌ*الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِن دِيَارِهِم بِغَيْرِ حَقٍّ إِلَّا أَن يَقُولُوا رَبُّنَا اللَّـهُۗ...}
«Дозволено тем, против кого сражаются, [сражаться], потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им. * Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь — Аллах».
«За то, что они притеснены и…» значение слова «юкоталун» - «другие открывают им сражение», то есть кто-то объявил войну против них. «Тем, кто находится в положении войны, притесненным Всевышний Аллах разрешает защищать себя и сражаться. Также Всевышний Аллах обладает достаточно мощью, чтобы привести их к победе. За то, что они сказали: «Наш Господь – Аллах» они были с притеснением и ложным обвинением изгнаны из своей страны, отчизны». Сказано, что этот аят был ниспослан первым относительно самозащиты. До ниспослания данных аятов мусульмане были обязаны проявлять терпение. Это было в Мединский период. В Мекканский период Всевышний Аллах приказал мусульманам проявлять терпение. Потому что мусульмане находились в одном государстве со своими притеснителями, и они являлись родственниками друг другу. Война и кровопролитие внутри одной страны приводят к большим бедам. Именно поэтому Всевышний Аллах по Своей мудрости приказал мусульманам проявлять терпение до того, как они станут отдельным государством, то есть, было запрещено поднимать оружие на тех, кто убивает и поднимает оружие первым.
Из сподвижников Пророка (ﷺ), к примеру, Аммар ибн Ясир (رضى الله عنه), его отец и мать были сильно притеснены. Мушрики (многобожники) убили мать Аммара ибн Ясира Сумаю (رضى الله عنهم) с жестокостью и бессердечностью. Отца также убили, причинив много страданий. Увидев это, Пророк (ﷺ) обратился к ним: «О, семья Ясира! Проявите терпение». Сколько сподвижников разгорячившись, сказали: «О, посланник Аллаха! Мы не выступим против них? Они поступают с нами и так, и так», на что Пророк (ﷺ) показал мусульманам важность терпения, сказав:
«Нет, проявляйте терпение! Проявляйте терпение».
Позднее, когда Пророк (ﷺ) основал свое государство в Медине, войны между государствами или мирное время, различные ситуации были обычным явлением. Всевышний Аллах таким образом дал разрешение мусульманам воевать и сражаться против тех, кто сражается с ними, уже когда они стали отдельным государством. Когда же они находились внутри одного государства, то Всевышний Аллах не давал разрешения им. Об этом Всевышний Аллах в Коране сказал:
{أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ قِيلَ لَهُمْ كُفُّوا أَيْدِيَكُمْ وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ فَلَمَّا كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقِتَالُ إِذَا فَرِيقٌ مِّنْهُمْ يَخْشَوْنَ النَّاسَ كَخَشْيَةِ اللَّـهِ...}
«Разве ты (о, Пророк) не видел тех, которым (до разрешения Аллаха воевать) было сказано «Удержите ваши руки (от сражения против врагов ваших из числа многобожников) и совершайте молитву и давайте обязательную милостыню», а когда же было предписано им сражение, то вот – часть их стали бояться людей так же, как боятся Аллаха».
То есть, когда мусульмане были в Мекке они были обязаны проявлять терпение и переносить трудности. Разрешения на применение оружия не было. Причину мы уже упомянули. Всевышний Аллах в этом аяте говорит мусульманам:
{وَقَاتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّـهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ}
«И сражайтесь на пути Аллаха против тех, кто сражается против вас».
Сражение здесь должно быть ради довольства Аллаха. Основным намерением мусульман при сражении с врагами должно быть довольство Аллаха. Не должно быть других намерений. Поэтому наши ученые на вопрос: «Кто является шахидом, умершим на пути Аллаха?», ответили: «Это – тот, кто проявил стойкость в сражении на пути Аллаха и погиб». В чем смысл слова «стойкость»? Например, если кто-то убегал, и в него попала стрела, то такой человек не будет шахидом перед Аллахом. Если же у человека было намерение отомстить или любое другое намерение, то его дело не будет ради довольства Аллаха. Поэтому человек в первую очередь должен исправлять свое намерение.
{وَقَاتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّـهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوا}
«И сражайтесь на пути Аллаха против тех, кто сражается против вас, но не преступайте границ».
Мусульманин при сражении со своими врагами и противниками, также должен проявлять справедливость, быть справедливым. Он никогда не должен преступать границы. Не преступать границы – считается одним из основных принципов нашей религии. Всевышний Аллах не любит преступления границ в любом вопросе. Как человек может преступить границы на войне? К примеру, на войне человек может преступить границы, сжигая дома, посевы, деревья, убивая скот. Наша религия запрещает это. Поэтому наш Пророк (ﷺ), заместители Пророка (ﷺ) после него, его последователи, справедливые халифы, отправляя мусульман на войну, давали следующие наставления: «Сражайтесь на пути Аллаха! Не сжигайте посевы, молельные места». Поэтому наши ученые сказали: «Религия ислам научила нас адабу и этикету даже при сражении с врагами», то есть, сражение мусульман с противниками должно быть сражением, полным достойного поведения и человечности. Поэтому сжигание посевов, уничтожение домов, убийство скота – чужие деяния для нашей религии.
Еще одно значение слова «не преступайте границ» - не сражайтесь с теми, кто не способен поднимать оружие и не выступает против вас, не убивайте их. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
{وَلَا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَىٰ}
«Ни на кого не будет возлагаться грех другого».
Например, нельзя убивать отца за сына или сына за отца, младшего брата за старшего или старшего брата за младшего. Каждый перед Аллахом и в этой жизни будет отвечать за себя. Поэтому в нашей религии не разрешается убивать маленьких детей, женщин, не способных поднять оружие стариков и тех, кто не имеет отношения к войне, занят своим поклонением. Всевышний Аллах говорит: {وَلَا تَعْتَدُوا} «Не преступайте границ». Потому что:
{إِنَّ اللَّـهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ}
«Аллах не любит преступающих границы».
Неважно, на войне или в сражении, мусульманин не должен причинять вред невинному человеку. Всевышний Аллах не любит такое поведение. Наши ученые, относительно ниспослания данного аята сказали: «Аят был ниспослан после «Худайбийского» договора». Почему после «Худайбийского» договора? Потому что во время «Худайбийского» договора мусульмане вышли в Мекку для совершения малого паломничества, затем после запрета мушриков они не смогли войти в Мекку. В итоге, Пророк (ﷺ) заключил договор с мушриками. Одно из условий договора: «Мусульмане в этом году не совершат малого паломничества, но на следующий год смогут выполнить его». На следующий год, когда мусульмане собирались в путь для совершения малого паломничества, в сердцах у них было волнение: «Как же будет? Что мы будем делать? Что если мушрики не сдержат своего обещания и убьют нас, прольют нашу кровь, когда мы отправимся в Мекку? Как мы будем сражаться с кем-то рядом с Харамом? Ведь запрещено сражаться и проливать кровь на территории мечети Харам». Тогда Всевышний Аллах ниспослал данный аят.
{وَقَاتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّـهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوا}
«И сражайтесь на пути Аллаха против тех, кто сражается против вас, но не преступайте границ».
То есть, где бы вы ни находились, в Мекке или любом другом священном месте, однако нет ничего ценнее человеческой души, жизни. Поэтому Всевышний Аллах дает разрешение сражаться и в Мекке, Хараме. С какой целью? Только, чтобы защитить себя. В ином случае, в Мекке, Хараме никогда нельзя проливать кровь. Всевышний Аллах в Коране называет ее «Амина», то есть «безопасным местом».
{وَمَن دَخَلَهُ كَانَ آمِنًا}
«И тот, кто войдет в него (в Запретную Мечеть), (он будет) в безопасности».
Если же мушрики здесь нарушают свое обещание, то мусульмане должны защищать себя. Пророк (ﷺ), обходя Каабу однажды, сказал: «Как же высоко твое положение перед Аллахом. Как же ты почетна! Но почет мусульманина еще выше. Убийство одного невинного человека, пролитие его крови тяжелее, чем разрушение Каабы». Поэтому людям разрешено защищать себя в нашей религии, даже возле Каабы. В следующем аяте Всевышний Аллах сказал:
{وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثَقِفْتُمُوهُمْ وَأَخْرِجُوهُم مِّنْ حَيْثُ أَخْرَجُوكُمْۚ وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِۚ وَلَا تُقَاتِلُوهُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ حَتَّىٰ يُقَاتِلُوكُمْ فِيهِۖ فَإِن قَاتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْۗ كَذَٰلِكَ جَزَاءُ الْكَافِرِينَ}
«И убивайте их, которые сражаются против вас, где вы найдете их, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь смута – хуже, чем убийство! И не сражайтесь с ними у Запретной Мечети, пока они (сами) не станут сражаться там с вами. Если же они будут сражаться с вами (у Запретной Мечети), то убивайте их (там): вот таково воздаяние неверным!»
Слова «убивайте их» связаны с местоимением «хум» - «их» и, согласно правилам арабского языка», оно относится к людям из предыдущего предложения. Кто они?
{وَقَاتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّـهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ}
«И сражайтесь на пути Аллаха против тех, кто сражается против вас».
Между Пророком (ﷺ) и мушриками был договор, что «в течение последующих десяти лет не будет никакой войны, установится мир». Внутри него были и другие пункты, самый основной из них – о прекращении войны на десять лет, о запрете пролития крови. Всевышний Аллах говорит: «Когда вы отправитесь к ним, если они нарушат свое обещание, то сражайтесь против них. Нарушившие договор и вернувшиеся к войне – ваши враги. Поэтому сражайтесь с ними, где бы ни были».
{وَأَخْرِجُوهُم مِّنْ حَيْثُ أَخْرَجُوكُمْ}
«И изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас»
{وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ}
Их нарушение договора, пролитие крови мусульман, не сдерживание слова, различные злодеяния тяжелее, чем сражение против тех, кто сражается с вами. Поэтому Всевышний Аллах говорит: «Смута – хуже, чем убийство».
{وَلَا تُقَاتِلُوهُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ حَتَّىٰ يُقَاتِلُوكُمْ فِيهِ}
«И не сражайтесь с ними у Запретной Мечети, пока они (сами) не станут сражаться там с вами».
То есть, сказано, не поднимайте оружия на них, пока они не нарушат обещание и не поднимут оружия. Почему? Потому что "المسلمون عند شروطهم"- «мусульмане всегда сдерживают обещание» и не нарушают их. Напротив, в нашей религии тот, кто не сдерживает обещание, считается обладателем качества лицемера. По этой причине им сказано, не сражайтесь с Мекканскими язычниками, пока они сами не проявят вражду.
{فَإِن قَاتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ}
«Если же они будут сражаться с вами (у Запретной Мечети), то убивайте их (там)».
То есть, вам разрешено сражаться с ними. Их такое поведение, нарушение договора, поднятие оружия на людей, пришедших со спокойным чувством, что «между нами есть договор, нет никакой угрозы» - еще тяжелее, чем сражение у Запретной мечети. Именно поэтому их разные поступки, действия тяжелее, чем убийство человека.
{كَذَٰلِكَ جَزَاءُ الْكَافِرِينَ}
«Вот таково воздаяние неверным».
В нашей религии запрещено сражаться в запретные месяцы и в запретном месте, то есть в Мекке. Наша религия ставит на это запрет. Но, если нужно сражаться с целью защитить себя, то религия дает разрешение на это, потому что человек имеет право защищать себя. Всевышний Аллах в данном аяте говорит об этом. В следующем аяте Всевышний Аллах сказал:
{فَإِنِ انتَهَوْا فَإِنَّ اللَّـهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ}
«Если же они удержатся, то… ведь Аллах – прощающий, милосердный!»
Слово «удержатся» здесь означает удержаться от чего? Некоторые ученые говорят: «Если они удержатся от сражения, от войны». Вторая группа ученых выступила против. Почему? Потому что даже, если мушрик не сражается и не воюет, он все равно остается мушриком перед Аллахом. За оставление сражения Всевышний Аллах не простит его грехи и не введет в рай. Для того, чтобы войти в Рай, он должен оставить неверие. Поэтому цель аята здесь, по их словам: «Если они удержатся от неверия, придут к вере, уверуют в Аллаха, подчинятся Ему – то, в действительности, Всевышний Аллах прощающий, милосердный». То есть, Всевышний Аллах прощающий и милосердный к тому человеку, который отказался от неверия и принял ислам. Его прошлое неверие, злодеяние – все это будет прощено. Всевышний Аллах в продолжении аята сказал:
{وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلَّـهِ}
«И сражайтесь с ними (до тех пор), пока не кончится смута и Закон будет принадлежать только Аллаху».
{ فَإِنِ انتَهَوْا فَلَا عُدْوَانَ إِلَّا عَلَى الظَّالِمِينَ}
«А если же они удержатся, то нет вражды, кроме, как только к злодеям».
То есть, нельзя злодействовать. Всевышний Аллах сказал здесь: "وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ" «Сражайтесь с ними, пока не кончится смута». И также сказал: "وَيَكُونَ الدِّينُ لِلَّـهِ" «Сражайтесь, пока Закон не будет принадлежать Аллаху». Это – положение, касательно священного места мусульман, Мекки. Наш Пророк (ﷺ) сказал: «В Мекке не объединятся две религии». Поэтому в Мекку не разрешается входить представителям других религий. Если так посмотреть, по пути из Медины в Мекку можно увидеть такую надпись. "للمسلمين فقط" - «Входить в Мекку разрешается только мусульманам». Всевышний Аллах повелевает Пророку и сподвижникам сражаться до тех пор, пока в Мекке не установится только одна религия. Поэтому в нашей религии установлены правила отношения с представителями других религий в других местах. Например, в исламских государствах они выплачивают «джизью (подать)». Или же в неисламских государствах, где между ними и мусульманами есть договор, это государство называется «дару ас-сульх» - «страна мира». Однако эти положения не относятся к Мекке. В Мекке, по велению Аллаха, должна быть только одна религия, потому что Мекка считается самым священным местом для мусульман. Будучи самым священным, стратегически важным местом, там не должно быть смуты (фитны). В этом месте должен быть только ислам, поэтому Всевышний Аллах запрещает существование двух религий в Мекке. Если вы отправитесь в Мекку, то не заметите там молельных комнат представителей других религий.
{ فَإِنِ انتَهَوْا فَلَا عُدْوَانَ إِلَّا عَلَى الظَّالِمِينَ}
«А если же они удержатся, то нет вражды, кроме, как только к злодеям».
То есть, наша религия не желает пролития крови, не стремится к этому. Поэтому, если мы посмотрим, то заметим, что Всевышний Аллах во многих аятах говорит: «Сражайтесь с теми, кто сражается против вас. Не преступайте границ. Если они удержатся, то нельзя враждовать с ними, кроме тех, кто злодействует». Таким образом, если они нарушают договор, продолжают злодействовать, проливают кровь, то с ними можно сражаться. Однако Аллах говорит, что к другим, которые не нарушали договор и сдерживали обещание, не должно быть вражды.
Здесь также стоит напомнить, что в сражении между двумя государствами, вот одно государство, а вот второе государства, между ними двумя иногда бывают военные действия, а иногда договоренность. Разные ситуации случаются. Безусловно, в обеих сторонах должно быть государство, должен быть правитель. Брать же оружие в руки и объявлять войну какой-либо стране или внутри страны – все это запрещенные действия в нашей религии. Такими делами в исламской истории, если мы взглянем на нее, занимались только «хариджиты», которых укорял Пророк (ﷺ). Именно поэтому в нашей религии разрешено защищать себя. А между государствами война может быть только с согласия правителей. И только с согласия правителей устанавливается договор, поэтому в нашей религии требуется правитель и в вопросах сражений.
Ин шаа Аллах, этот урок мы закончим на этом. Далее продолжение аятов мы будем изучать на следующих уроках. Да дарует Аллах нам всем полезные знания! Да поможет нам действовать в соответствии со знаниями и да примет наши деяния! Аминь!
سبحانك اللهم و بحمدك أشهد أن لا إله إلا أنت أستغفرك و أتوب إليك!