56 урок. Сура Аль-Бакара, аяты 188-189 - Тафсир Корана
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:59
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:12 06:29 11:39 14:59 16:42 17:59
свернуть
Календарь
Хиджра
4 Джумада-авваль 1446
Григорианский
05 ноября 2024

Циклы уроков

56 урок. Сура Аль-Бакара, аяты 188-189

56 урок. Сура Аль-Бакара, аяты 188-189

Дни выхода уроков: 4 раза в месяц
6 окт. 2020 4 869 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия  


أعوذ بالله من الشيطان الرجيم، بسم الله الرحمن الرحيم

الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على نبينا محمد و على آله و أصحابه أجمعين. رب اشرح لي صدري و يسر لي أمري و احلل عقدة من لساني يفقهوا قولي. اللهم علمنا ما ينفعنا و انفعنا بما علمتنا و زدنا علما و عملا و تقى و إخلاصا يا رب العالمين.

أما بعد، السلام عليكم و رحمة الله و بركاته.

 

Ин шаа Аллах, с дозволения Аллаха мы продолжаем тафсир суры «Бакара». На прошлом уроке мы с вами изучили 187 аят суры. В следующем аяте, Всевышний Аллах повествует о действии или поступке, который приводит к разложениям и деградации общества, о самом страшном грехе, который в наше время, к большому сожалению, стало чумой всего общества.

 

Это незаконное пожирание чужого имущества, попирание прав человека и присвоение чужого имущества, посредством власти. Аллах Субханаху Уа Та’аля запрещает нам такие поступки и говорит в 187 аяте:

 

«И не пожирайте между собой ваши имущества, посредством лжи поступая не справедливо. Так же не давайте взятки правителям для того, чтобы присвоить имущество других людей запрещенным путем, зная, что это явный грех».

 

Аллах Субханаху Уа Та’аля в данном аяте показывает нам два вида попрания прав человека и незаконного пожирания чужого имущества. Об этом сказали наши ученые комментирующие этот аят.

 

Первое, «Не пожирайте между собой ваши имущества, посредством лжи поступая не справедливо».

 

Второе, «Не давайте взятки правителям для того чтобы присвоить часть имущества других людей». Очень часто, когда возникают имущественные споры, люди прибегают к взяткам для того чтобы получить положительное решение в свою пользу. Под правителями следует понимать кази или судья, не главу государства. Потому что данные вопросы в настоящее время рассматривают уполномоченные люди, в лице кази или судей. Человек, столкнувшись такой ситуацией, может воспользоваться не порядочностью или слабым иманом судьи. Кладет ему в карман деньги или же дает какое-либо обещание. И таким образом, пожирает чужое имущество. А правитель, зная, что давший взятки не прав, что правда на другой стороне, и что взяткодатель подстрекает его на нарушение прав другой стороны, тем не менее, выносит приговор в угоду взяткодателя, поскольку ему что-то дали или обещали за это. В аяте сказано:

 

«Давая взятки правителям, для того чтобы присвоить часть имущества других людей»,

 

что и предполагает взятки казиям или судьям с целью незаконного пожирания чужого имущества и попрания прав других людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно этого в своем хадисе сказал:

 

«Да будет проклятие Аллаха на том, кто дает взятку, кто берет взятку и на посреднике между ними».

 

Этот хадис указывает, насколько тяжким грехом является взяточничество в любой его форме. Наши ученые говорят, если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно чего-то «пусть будет проклятие Аллаха», то это указывает на самую высокую степень греховности такого поступка. А Посланник Аллаха здесь сказал: «Пусть проклянет Аллах получившего взятку, давшего взятку и посредника между ними».

 

В некоторых книгах на эту тему приводится одна юмористическая история. Как-то один человек, накануне рассмотрения судом своего дела, пришел к судье и в качестве взятки подарил ему масляную лампу или светильник, которым обычно пользуются ночью. Другой человек, его оппонент, в качестве взятки подарил быка. Первый человек, подаривший лампу, думал: «Ну, все, я дал ему взятку. Завтра он вынесет решение в мою пользу. Я могу быть спокоен». На следующий день судья начинает рассмотрения спора, и начинает склоняться в сторону того, кто дал ему быка.

 

Первый, видя такой оборот события, говорит: «Господин судья, будьте внимательным. То, что истина на моей стороне видно так ясно, словно свет лампы в темноте. Истина словно освещена светом ночного светильника», и все время он не перестает повторять эти слова. И тогда судья не выдержал и ответил ему: «Что ты все заладил «светильник, светильник». Твой светильник вчера разбился под копытами быка».

 

Смысл этой истории в том, что люди давая взятку начинают покушаться на права друг друга, начинают поедать имущество друг друга запретным путем. А это запрещено в нашей религии. Более того, такой поступок склоняет к совершению греха и судью. А если судья привыкает к таким вещам, то он всегда будет требовать взятки и судить относительно в пользу тех, кто дает ему взятку. Все это приводит к тому, что в обществе уничтожится принцип справедливости. Будет господствовать тирания, а также общество подпадает под наказание Аллаха. Поэтому, мы всегда должны избегать таких людей.

 

Будь это какой-то имущественный спор или вопрос, связанный с устройством на работу, ни в коему случае нельзя посредством взятки судье или начальнику решать вопросы в свою пользу, попирая при этом законные права другого человека. Может оказаться так, что на какую-то работу объявлена вакансия. Вы идете и подкупаете того, кто принимает на работу и он принимает вас. Наша религия запрещает подобное. Если этот человек принял вас на работу, зная, что есть более достойный кандидат, то о таком человеке Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Если кто-то принимает на работу человека, при этом знает, что какой-то другой человек более достоин этой работы, то он посягнул на Аллаха и Его Посланника».

 

Это обозначает, что такой человек посягнул на Аллаха и Его Посланника, на законы Аллаха, а также на имущество в целом. Поэтому, человеку следует максимально отдалятся от этого греха. Всевышний Аллах говорит:

 

«Не пожирайте между собой ваши имущества, посредством лжи, поступая не справедливо, а также не покушайтесь на имущества друг друга посредством подкупа правителей».

 

Отсюда, как говорят наши ученые, следует второй вид пожирания имущества. Это представление судье или правителю недостоверных или ложных сведений, в доказательство своей правоты, когда вопрос касается решения каких-то имущественных споров. Такое действие также запрещено в нашей религии. Касательно этого, наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своем благородном хадисе сказал:

 

«Те вопросы, по которым мне не посылались откровения, я решаю на собственное суждение. Если я решил спор в чью-то пользу, и оказалось, что представленные им доводы и факты на самом деле ложные, и представивший их знает, что они ложные, пусть знает, что он присваивает себе не часть имущества, а часть огня Ада».

 

В другом хадисе, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Воистину, я такой же человек, как и вы. Вы прибегаете ко мне для разрешения споров. И у одного из вас есть преимущества на предоставление доказательств перед другим».

 

Здесь Пророк имеет ввиду красноречия человека, или же подкуп лжесвидетелей тем человеком, который был не прав, чтобы они свидетельствовали в его пользу. Относительно такого человека, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он забирает себе часть огня Ада».

 

Следовательно, запрещается пожирать чужое имущество, посредством дачи взятки правителю или судье, путем подкупа свидетелей или дачи ложных свидетельств.

 

В этом аяте, Всевышний Аллах так же запрещает совершение вышеперечисленных поступков. Имам Шурайх Аль Кади – великий ученый, из числа табиинов, когда рассматривал преимущественные споры, возникающие между людьми, говорил:

 

«Знай, что я выношу решение на основании их свидетельства. И при этом я считаю, что с тобой поступили не справедливо. Но я не могу выносить решение, на основе своих предположений. Я выношу решение на основе свидетельства свидетелей. И поистине, мое решение не делает дозволенным для тебя ничего из того, что запретил Всевышний Аллах. Поэтому бойся Аллаха. Если ты совершаешь не справедливость, то оставь это, так как ты с этим предстанешь перед Аллахом».

 

Таким образом, даже если судья решил спор в вашу пользу, из-за наличия у вас доказательств, это не сделает для вас дозволенным запретное. Потому что вы сами знаете, что совершаете не справедливость и попираете чужое имущество. Вы сами прекрасно понимаете, что судья вынес решение в вашу пользу только потому, что вы лучше умеете убеждать людей и красиво преподносить лживые доказательства. Так что имущество для вас, как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, станет для вас частью Адского огня.

 

Как-то к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, явились двое с имущественным спором. Когда Посланник Аллаха привел им эти слова, они оба стали плакать, и каждый начал отказываться от своих притязаний, в пользу брата по вере. От страха, они были готовы отказаться от того, что причитается им по праву. Они знали, насколько это тяжкий грех. Потому что если притесненный, чьи права были нарушены, сделает дуа, то, как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

 

«Мольба притесненного обязательно принимается. Так как между притесненным и Аллахом нет никакой преграды».

 

И не важно, кем является притесненный, даже если он будет не мусульманином, подлежит другой религии, если он будет притесненным и помолиться Аллаху, то Всевышний Аллах обязательно примет его мольбу. Поэтому человек должен бояться причинять кому-то зло, и ущемлять права. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе кудси говорит:

 

«Аллах сказал: «Я запретил для Себя зло и также сделал его запретным и для вас. Я сделал запретным для вас зло. Поэтому не причиняйте друг другу зло».

 

Это очень тяжкий грех, притеснение прав человека, нарушение прав и причинение горя. Ведь и у него есть семья и дети. Бывает такое, что людям подолгу не выплачивают заработную плату. Люди месяцами не могут получить заработанные деньги. А дома их ждут голодные дети, их нужно одевать, удовлетворять другие потребности. Те люди, которые зная это, причиняют им такие страдания, самые настоящие мерзавцы, которые согласно нашей религии, совершают самый тяжкий грех. Всевышний Аллах предостерегает нас, от совершения таких поступков. В следующем, 189 аяте, Всевышний Аллах говорит:

 

«Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими».

 

Аллах Субханаху Уа Та’аля в этом аяте доносит до нас хукм уже другого шариатского положения. Этот аят как бы является введением в вопросы хаджа. После того, как Аллах Субханаху Уа Та’аля разъяснил вопросы, связанные с постом, предостерег от незаконного поедания чужого имущества, в следующем аяте он начинает разъяснение положения о хадже. «Они спрашивают тебя о новолуниях». Относительно ниспослания этого аята передается такой риваят: как-то два ансара Муаз ибн джаббаль Саляба ибн Амма пришли к Посланнику Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, и спросили:

 

«О Посланник Аллаха, почему луна в начале месяца появляется как тонкая нить, зачем начинает полнеть, пока не станет полной? А затем начинает постепенно уменьшатся до тех пор, пока снова не становится тонкой как нить. Почему она не остается постоянной как солнце?».

 

Далее сказано, тогда Аллах Субханаху Уа Та’аля ниспослал этот аят. Эти сахабы спрашивают у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, относительно луны и причины изменения формы луны. По какой причине, луна появляется ввиду тонкой нити, потом начинает полнеть, пока не станет круглой. А затем вновь начинает уменьшаться, пока вновь не станет тонкой. В чем мудрость такого явления? Для чего Всевышний Аллах создал луну в таком образе? Тогда Аллах Субханаху Уа Та’аля в качестве ответа на этот вопрос ниспослал аят:

 

«Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа».

 

То есть появление молодого месяца, полнолуние и завершение лунного цикла, все это знамение для людей, чтобы определять время, а также, чтобы определять месяц паломничества.

 

Соответственно, ориентируясь на рождение молодого месяца, мусульмане определяют наступление месяца Рамадан, определяют время идды для женщины, после развода, по луне определяют срок беременности женщины. Например, роды прошли после шести месяцев или в более ранний срок. Если роды состоялись менее чем через шесть месяцев, то является ли конкретный мужчина отцом этого ребенка. Даже сроки соблюдения траура женой, после смерти мужа, привязываются к новолунию. Одним словом, летоисчисление для мусульман, непосредственно связано с лунными циклами. Летоисчисление по хиджре связано с луной и рождение молодого месяца. Поэтому Всевышний Аллах говорит: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа». Посредством луны люди определяют наступление месяца зуль хиджа, наступление дня Арафа. Все это, так или иначе, связано с рождением молодого месяца. Аллах Субханаху Уа Та’аля пожелал, чтобы так было, и сотворил луну в таком виде для определения всех этих промежутков времени. «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен».

 

Ранее, у арабов была привычка, когда они намеревались совершить паломничество, и облачались в ихрам, то избегали тени и всего, что было бы препятствием между ними и небом. В состоянии ихрама, с намерением на умру или хадж, они считали, что в таком состоянии человек всегда должен находиться в открытой местности. И поэтому не входили в свои дома через двери. Так как перед дверью всегда стояли навесы. Они не могли постучать в дверь дома из-за навеса, что создавало тень. Поэтому они стучались сзади дома, и просили вынести то, что им требовалось. В этом аяте Аллах Субханаху Уа Та’аля показывает бесполезность такого поступка. То, что совершали арабы того времени было бессмысленным. Аллах говорит, что вхождение в дом с задней двери не является богобоязненностью. Истинная богобоязненность — это страх перед Аллахом, выполнение Его велений и отстранение от Его запретов. А в поступках арабов тех времен нет никакой богобоязненности.

 

К сожалению, в наше время тоже присутствуют подобные, бессмысленные привычки, которые говорят, что если в одном доме умерли два покойника, то одного нужно выносить из двери, а второго через окно или какое-нибудь другое отверстие. Они утверждают, что нельзя выносить обоих через одну дверь. И более того, потом они забивают гвоздь в косяк двери, совершают еще какие-то вещи, как будто гвоздь разрешит все проблемы или изменит предопределение Аллаха. И они думают, что если вынести покойника через отверстие, то это изменит судьбы, принесет пользу или спасет от беды. Люди верят в это и совершают подобные поступки, хотя это элементарно, невежество, религиозная безграмотность, непонимание предопределения, слабость веры в Аллаха. Аллах Субханаху Уа Та’аля говорит, что такие действия не являются признаком богобоязненности. Кроме того, Аллах Субханаху Уа Та’аля в этом аяте призывает выполнять любое дело качественно, не пытаясь его сделать какими-то окольными путями. Так же, как и в дом следует входить через двери, так же любое дело имеет свой правильный подход.

 

Например, если мужчина ищет себе жену, то, что он должен делать. Должен ли он подкрадываться к дому девушки сзади, лезть на балкон, искушать ее и пытаться встретиться с ней ночами. Нет. Он должен как можно больше узнать про нее собрать информацию и потом постучаться, и войти в ее дом через дверь. Познакомиться с ее родителями, сделать все в соответствии с шариатом, а не уподобляться кошкам и прятаться.

 

Или же другой пример. Запрещается завоевывать сердце человека запретными путями. Человек думает, что у вас есть определенные хорошие качества и его сердце привязывается к вам. Но на самом деле у вас этого нет. Вы же становитесь двуличным и показываете себя таким, каким вас хочет видеть другой человек. Это то же самое, что входить в дом не через дверь. Сердце человека – это аманат. И запрещается проникать в сердце человека харамными путями. Человек должен знать вашу истинную сущность и полюбить ее. Слова Аллаха «Входите в дом через дверь», еще означают, что любое дело должно решаться путем дозволенным и указанным шариатом. «И бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими». То есть богобоязненность является, путем, который Ин шаа Аллах, ведет к победе и достижению успехов в ахирате.

 

Ин шаа Аллах, сегодня мы на этом завершим наш урок.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi