Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху.
Уважаемые братья, уважаемый джамаат! Да запишет Всевышний Аллах награду за каждый ваш шаг в Его дом, и сделает наше сегодняшнее собрание хвалимым пред Ним, окруженным ангелами, наделенным милостью! Да убережет нас от испытания, постигшего нашу страну, дарует спокойствие нам и нашему народу, дарует здоровье нашим соотечественникам, которых постигла болезнь, по Своей милости и щедрости! Аминь!
На уроках по средам, мы изучаем речь Аллаха. Сегодня на очереди следующий аят из Корана, в котором говорится:
فَتَلَقَّىٰ آدَمُ مِنْ رَبِّهِ كَلِمَاتٍ فَتَابَ عَلَيْهِ ۚ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ ﴿٣٧﴾ صدق الله العظيم
«Адам покорился словам Господа своего, и Он простил ему, ибо Он — прощающий, милосердный» (2:37).
Адам (мир ему), не подчинившись велению Аллаха, не отстранившись от запретного, съел плод от запретного дерева. После этого Всевышний Аллах спустил на Землю Адама ((عليه السلام, праотца всего человечества, в определенное время. Далее следовало сожаление Адама ((عليه السلام. Адам (а.с) осознал свою ошибку, затем Всевышний Аллах отправил ему откровение (вахи). Об этом здесь и говорится. Адам (а.с) понял вахи от Всевышнего Аллаха, от своего Господа:
فَتَلَقَّى آدَمُ مِن رَّبِّهِ كَلِمَاتٍ
«Адам покорился словам Господа своего»,
то есть, Адам (а.с) понял те слова, что Аллах заложил в его грудь: «فَتَلَقَّى» - здесь означает «хорошо понять, принять». От кого? От своего Господа. То есть, вахи от Всевышнего Аллаха, которые были заложены в его грудь. Наши ученые по тафсиру говорят по поводу того, что это были за слова, которые Аллах вложил в его грудь: Ибн Аббас, аль-Хасан аль-Басри, Саид ибн Джубайр, ад-Даххак, Муджахид (да будет доволен ими всеми Аллах) сказали: «Это аят Аллаха из суры аль-Аграф. В этом аяте приводится мольба Адама ((عليه السلام и Хавы о прощении. Всевышний Аллах сказал:
قَالَا رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنْفُسَنَا وَإِنْ لَمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ ﴿٢٣﴾
«Они ответили: "Господь наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон"» (7:23).
Итак, что это? Это положение Адама ((عليه السلام и Хавы, в котором они молят своего Господа о прощении. «(О,) Господь наш! Мы самим себе причинили зло», то есть ослушались мы Твоего повеления, не отстранились от запретного, съели плод с запретного дерева, и Ты отправил нас на Землю, таким образом, мы сами себе нанесли вред и совершили плохое.
»وَإِن لَّمْ تَغْفِرْ لَنَا«
- «Если Ты не простишь нам нашу ошибку, наш грех, либо же не наделишь нас Своей милостью, не одаришь Своим милосердием, то Мы будем из числа потерпевших убыток»,
это все приведено в аяте Всевышнего Аллаха и повествует нам о положении Адама (а.с) и Хавы, в котором они молят Аллаха о прощении, делают истигфар (просьба о прощении).
Те ученые-сподвижники, которых я перечислил ранее, начиная от ибн Аббаса, говорят об этом, то есть, Всевышний Аллах вложил в грудь Адама ((عليه السلام это дуа. Аллах вложил дуа в душу Адама (а.с) и Хавы, научил его этим словам, после чего он понял и принял их.
Имам Муджахид, один из великих ученых по тафсиру, в еще одном своем сообщении приводит также и другие дуа. По его словам, Адам (а.с) говорил здесь следующее дуа:
«Субханака-Ллахумма, Ля иляха илля Анта Роббии, золямту нафсии фа-гфир ли, иннака анта-ль гафууру-ррахиим».
Так, он говорит, что Адам (а.с) был научен Аллахом этим словам, вложенным в его грудь. Оно означает:
«О Аллах, пречист Ты от недостатков, Ты – мой Господь и нет иного Бога, помимо Тебя. Я причинил зло самому себе, прости же мне мои грехи, воистину, Ты – Прощающий, Милосердный».
Такое дуа делал Адам ((عليه السلام, делал истигфар и молил Аллаха, и эти слова были заложены в его грудь.\
Еще одна группа ученых по тафсиру говорит: «После ниспослания на Землю, Адам (а.с) посмотрел на небо и пожалел о совершенной им ошибке. Тогда он увидел надпись внизу Арша, где было написано: «Мухаммадур-расулю-Ллах» - «Мухаммад посланник Аллаха». Он увидел эту надпись и обучился этим словам. Таким образом, с данными словами он обратился к Аллаху, дабы именем Пророка ﷺ он был прощен и удостоился его заступничества. Он воззвал к Аллаху, чтобы слова «Мухаммадур-расулю-Ллах» стали заступником за него и были прощены его грехи, а он сам смог войти в Рай. Это еще одно пояснение ученых по тафсиру. Что это означает, помимо всего вышесказанного? То, что Пророк ﷺ станет заступником для своей уммы в Судный день, после чего простятся им их грехи и войдут они в Рай.
Еще одна группа сказала, касательного того, какие слова были им произнесены и поняты: «Адам ((عليه السلام взмолился плача. Он стыдился совершенного им греха перед Аллахом и делал дуа, сожалел и делал истигфар. Вот, чему он научился, понял, а затем взмолился к Аллаху. Конечно же, толкования ученых по тафсиру дополняют друг друга. Что должно быть в покаянии, в мольбе к Аллаху, в прошении о прощении? На этот вопрос отвечают толкования наших ученых по тафсиру. То есть, в мольбе к Аллаху должно быть искреннее сожаление, слезы. Мы должны стыдиться перед Аллахом в нашем покаянии. Всевышний Аллах дал нам столько возможностей, милостей, пролил на нас свое милосердие, создал нас уважаемыми, особенными людьми из числа Его рабов. Когда Аллах дает нам все это, как нам не стыдиться? Как мы совершаем грехи, не стесняясь и не страшась Всевышнего Аллаха? Вот, в покаянии мы должны ощущать стеснение, что мы не знали ценность всего этого, должно присутствовать сожаление, расстройство, волнение. Таковы толкования учёных по тафсиру по поводу того, какие компоненты должны быть в покаянии.
У одного из ученых-предшественников спросили: «Что должен делать и говорить грешный человек?», на что он ответил: «Грешный человек в первую очередь должен просить у Аллаха то, о чем молились его родители, просить то, что они говорили. Этом, в свою очередь, дуа Адама (а.с) и Хавы, упомянутое нами выше, из суры аль-Аграф:
رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنفُسَنَا
«(О,) Господь наш! Мы самим себе причинили зло».
Есть дуа Мусы (а.с):
ربي إني ظلمت نفسي فاغفر لي
«О мой Господь, я причинил вред самому себе, прости же мне мои грехи».
Юнус ((عليه السلام сказал:
لا إله إلا أنت سبحانك إني كنت من الظالمين
«О мой Господь, пречист Ты от недостатков, нет иного Бога, помимо Тебя. Я был из числа несправедливых».
Если собрать их всех - Мусу, Юнуса и Адама (мир им всем), то они все говорят о несправедливости: «О Господь, мы были из числа несправедливых». Таким образом, что это означает? Когда человек, следуя за страстями нафса, за наущениями шайтана, совершает какую-либо ошибку или преступление, то он причиняет вред самому себе. Поэтому мы должны понимать прежде, чем совершить грех, что это несправедливость по отношению к самим себе.
Мы должны принять то, что следование страстям приводит к вреду только для нас самих. А в действительности, никто не хочет причинять вред самому себе и не желает себе этого. Поэтому Всевышний Аллах напоминает нам об этом в дуа всех Пророков: «если вы согрешите или совершите ошибку, то тем самым, вы причините вред только себе».
Вахб ибн Мунаббих (رضى الله عنه), сподвижник Пророка ﷺ, приводит здесь еще одно дуа, которое произносил Адам ((عليه السلام в то время:
سبحانك اللهم و بحمدك
«О Аллах, Ты пречист от недостатков, Мы восхваляем Тебя»
لا إله الا انت
«Нет иного Бога, помимо Тебя».
عملت سوءا وظلمت نفسي
«Я совершил плохой поступок и поступил несправедливо к самому себе».
В данном дуа мы также видим несправедливость. Вахб ибн Мунаббих также приводит несправедливость в данном риваяте о дуа Адама (а.с).
فاغفر لي إنك خير الغافرين
«Прости же мне все мои грехи, ошибки, воистину, Ты - наилучший из прощающих».
Нет никого, кто прощал бы нам грехи больше Всевышнего Аллаха, потому что Всевышний Аллах – Гафур - Прощающий. Когда человек совершает грех и кается, то Всевышний Аллах прощает его. Если он снова грешит и снова кается, Аллах снова прощает его.
Таких своих рабов, которые ошибаются и каются, ошибаются и снова каются, Всевышний Аллах называет «таввабин» -«которые каются, каются и каются». А другие создания, помимо Аллаха, то есть мы с вами, не такие милосердные, как Аллах. Наша с вами милость не бесконечная.
سبحانك اللهم وبحمدك لا إله إلا أنت عملت سوءا وظلمت
Еще раз повторяет: «О, Аллах, пречист Ты от недостатков, мы восхваляем Тебя, нет иного Бога, помимо Тебя. Я совершил нечто плохое, причинил вред самому себе»
فتب علي
«Прими же мое покаяние».
إنك أنت التواب الرحيم
«Воистину, Ты - принимающий покаяния, принимающий истигфар, Милостивый и Милосердный Господь».
Такое дуа делал Адам ((عليه السلام. Этот риваят был доведен Вахб ибн Мунаббихом (رضى الله عنه). Безусловно, о покаянии приводится и во многих аятах Священного Корана. Всевышний Аллах сказал:
…وَمَنْ لَمْ يَتُبْ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ ﴿١١﴾
«Кто не будет раскаиваться, молить Аллаха о прощении за совершенные им грехи, не станет сожалеть о своих ошибках и каяться, то те окажутся несправедливыми (причинившими себе зло)» (49:11).
Человек, согрешив, совершает одну несправедливость, а если после этого он не раскаивается, не сожалеет, не просит прощения у Аллаха и не произносит истигфар, то он совершает несправедливость к самому себе во второй раз. А дверь покаяния открыта. Как мы сказали ранее, Всевышний Аллах Милостивый, Прощающий, Прощающий и Прощающий Господь, поэтому Всевышний Аллах открыл для нас дверь покаяния вплоть до Судного дня.
У покаяния есть свои условия. Как мы заметили из вышеприведенных риваятов, самым первым условием является сожаление. Мы должны сожалеть о совершенном грехе, преступлении или ошибке. Почему я сделал это? Это то, что пережили Адам (а.с) и Хава. Они оба сожалели. Они взмолились к своему Господу: «О наш Господь, мы были несправедливы по отношению к самим себе».
Таким образом, самое первое, что должно быть - это покаяние.
После этого следует истигфар –
وَإِن لَّمْ تَغْفِرْ لَنَا
то есть, после слов «прости нам наши грехи, мы совершили такое-то преступление или такую-то ошибку»,
нужно усердствовать в истигфаре и просить прощения у Аллаха, говоря «прости нам этот наш грех и сотри его».
Следующее третье условие покаяния - это не возвращаться к этому греху снова. Совершивший грех не должен возвращаться к нему.
Если же его грех связан с правом другого человека, относится к кому-то другому, то необходимо попросить у него прощения. Возможно, он навредил ему словом, захватом имущества, нанес телесную травму или злословил о нем, в любом случае, тот человек должен простить его. Он должен добиться прощения от того человека, которому он нанес вред. В таком случае его покаяние будет принято.
Далее Всевышний Аллах говорит:
فتاب عليه
Здесь речь идет об Адаме ((عليه السلام. «Всевышний Аллах принял его покаяние».
Он научился от своего Господа словам и понял их, а затем взмолился к Нему с ними, попросил прощения у Аллаха, раскаялся, и Всевышний Аллах принял его покаяние. Затем Аллах даровал ему это покаяние, принял от него. В какой день это произошло? Это было в пятницу, в день Ашура. Это была пятница дня Ашура. Это был день, когда покаяние Адама (а.с) было принято. Поэтому мы держим пост в день Ашура. Также в день Ашура Муса ((عليه السلام и бану Исраиль, то есть израильтяне, были избавлены от Фараона, поэтому пророк Мухаммад ﷺ оставил нам сунну соблюдать пост в этот день. Мы должны больше радоваться спасению Мусы ((عليه السلام и израильтян от Фараона, чем иудеи. Также, согласно мнениям наших ученых, в этот же день было принято покаяние Адама (а.с).
Слово «покаяние, тауба» происходит от арабского глагола «تاب» - тааба. Выражение «تاب العبد» - таабаль-абд, касается, как Аллаха, так и Адама (а.с), и переводится, как: «раб вернулся к Аллаху, к повиновению и подчинению Ему». Арабы говорят: «عبد تواب» - это такой раб Аллаха, который кается, кается и кается, то есть возвращается и возвращается к Аллаху.
Наряду с этим, местоимение здесь указывает только на Адама (а.с). «فتاب عليه» не подразумевается Хава, что означает принятие покаяние только от Адама (а.с). Ученые говорят: «По единогласному мнению всех ученых-историков, Адам ((عليه السلام и Хава совершили грех вместе», то есть, они вдвоем ослушались повеления Аллаха. Тогда почему здесь сказано о том, что было принято покаяние Адама (а.с)? Ведь в предыдущих аятах мы видели, что запрет относится к ним обоим. После заселения в Рай, Всевышний Аллах обратился к Адаму (а.с) со словами: «اسكن» - ускун, то есть «ты поселись здесь временно». О Хаве сказано не было. Было дополнительно сказано: «أنت و زوجك». По той причине, что было вначале сказано только Адаму (а.с): «اسكن», было и принято только его покаяние. Здесь есть еще один важный момент: Всевышний Аллах напоминает о нежной природе женщин. Женщина - это такое создание Аллаха, чем больше она скрывает себя и остается загадочной, тем более она красивая, поэтому здесь Всевышний Аллах, дабы не опозорить женщину, не называет ее, хотя ее покаяние, безусловно, также было принято. Как нам известно, обычно женщины следуют за своими мужьями, супругами. Всевышний Аллах напоминает, что в основном, ответственным считается мужчина, а женщина следует за ним, поэтому обособленно говорится, что было принято покаяние только от Адама (а.с).
Есть и другие особенности арабского языка, которые являются причиной обособленного упоминания Адама ((عليه السلام. Безусловно, покаяние Хавы было принято также, как и покаяние Адама (а.с), но основной целью, основным человек здесь является Адам (а.с). К примеру, в Священном Коране в суре «Джума» сказано:
وَإِذَا رَأَوْا تِجَارَةً أَوْ لَهْوًا انفَضُّوا إِلَيْهَا
«А когда они видят торговлю или какую-либо забаву, то все они устремляются к торговле и оставляют тебя стоящим на том же месте» (62:11).
Такой случай имел место, поэтому Всевышний Аллах описывает его. Даже если тут описываются две вещи, к которым они устремляются, в конце сказано, что они устремляются только к торговле. И не упоминается забава. Почему? Потому что основной их целью была торговля. Также, порой арабский язык требует сокращения. Вместо слов, что «Аллах принял и его, и ее покаяние» говорится: «Аллах принял его покаяние», что указывает на то, что Всевышний Аллах, учитывая требования арабского языка, сократил здесь слова. Например, в суре «Тауба» Всевышний Аллах сказал:
وَاللَّهُ وَرَسُولُهُ أَحَقُّ أَن يُرْضُوهُ
«Всевышний Аллах и Его Посланник имеют больше прав на то, чтобы они стремились к Его довольству» (9:62).
Местоимение здесь не указывает на них двоих, а подразумевает только Аллаха. Все потому, что арабский язык порой требует такого рода сокращений. Поэтому в аяте не имеется в виду, что были принято покаяние только лишь от Адама ((عليه السلام, т.к. наряду с ним, было принятое покаяние и от Хавы. В продолжении аята сказано:
إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ
«Воистину, Всевышний Аллах, Господь Адама ((عليه السلام, Он таков - принимает покаяния, Милостивый Творец» (2:37).
Наши ученые по тафсиру толкуют слово «توّاب» - тавваб. Слово «توّاب» безусловно исходит от слова «покаяние, тауба». «توّاب» применяется и по отношению к людям, как я уже сказал об этом ранее в слове «عبد توّاب», «возвращающийся и возвращающийся к Аллаху». Наши ученые объясняют слово «توّاب» тремя способами.
Первое - это одно из прекрасных имен Аллаха, относящихся к нему. Поэтому и применяется данное слово «توّاب», которое переводится, как «Принимающий покаяния».
Второе значение качества Аллаха «تواب» - это то, что Всевышний Аллах возвращает Своего раба от грехов к Нему, к повиновению ему. Сколько бы раб не говорил: «Оставлю я грехи, преступления и ошибки» и не пытался действовать, если Аллах не захочет и не даст ему возможность, тогда он не сможет бросить грех и вернуться к Аллаху. То есть, «توّاب» - это такое качество Аллаха, при котором Он возвращает человека к подчинению, и тот оставляет грех. Основное определение «покаяния», согласно мнениям ученых, заключается в том, что Аллах своим качеством «ат-Тавваб» прощает, прощает и прощает грехи и ошибки людей, принимает и принимает их покаяния. Это означает бесконечную милость Аллаха в принятии покаяний людей. До Судного дня, в котором солнце войдет не с востока, а с запада, Всевышний Аллах будет прощать и принимать покаяния.
Еще один момент. Безусловно, покаяние - это действие. Ни один человек не может создать свое покаяние, ни одно творение не способно на это. Мы не можем создавать наши действия и поступки, не заставляем их случаться. Мы делаем намерение, предпринимаем попытки, в соответствии с этим, Всевышний Аллах создает наши поступки. А мутазилиты утверждают, что человек сам создает свои действия. Однако Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ ﴿٩٦﴾
«Аллах создал вас и то, что вы делаете» (37:96).
Все наши поклонения, вознаграждаемые действия, ошибочные поступки - мы устремляемся к ним с нашими намерениями и попытками, но создает их все Аллах. Подобно этому, покаяние создает только Всевышний Аллах. Покаяние человека и принятие этого покаяния - это положение у Аллаха, на которое хватит только Его могущества.
В других религиях или верованиях может быть по-другому. Человек приходит в место для поклонения или к религиозному служащему, признает свои ошибки, говорит о своих ошибках, объясняет все, затем ему выдается индульгенция о том, что его грехи прощены. Возможно, для этого он должен сделать какое-то пожертвование, милостыню или оплату, это не имеет никакого отношения к религии.
В нашей религии только Всевышний Аллах дарует покаяние рабу, и принимает это покаяние. Здесь основным значением слова «توّاب» - тавваб, является это. В действительности принимающий покаяния, дарует людям возможность принести покаяние - только Всевышний Аллах. Всевышний Аллах в Коране сказал:
لَّقَد تَّابَ اللَّهُ عَلَى النَّبِيِّ وَالْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ
«Уже Аллах принял покаяние Пророка, мухаджиров и ансаров» (9:117).
و هو الله يقبل التوبة عن عباده
«Принимает покаяния Своих рабов только наш Господь» «Ва хува» - «Всевышний Аллах».
Безусловно, больше никому Всевышний Аллах не дал такую должность в нашей религии ислам. Поэтому:
إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ
«… Он таков - принимает покаяния, Милостивый Творец» (2:37).
«Рахим» мы объясняли на предыдущих уроках. Теперь, последний риваят от Саид ибн Джубайра (р.а), одного из ученых по тафсиру: «Адам ((عليه السلام спустился на Землю. Когда он спустился на определенное место, на суше не было ничего, кроме беркута, а в море ничего, кроме рыбы. Так, после его ниспослания на землю, беркут испугался и подошел к рыбе и сказал: «Я видел такое-то создание, он спустился на землю сегодня. Он ходит на двух ногах и держит руками, работает ими». Тогда рыба сказала:
لئن كنت صادقا ما لي منه في البحر منجى ولا لك في البر منه مخلص
Тогда рыба сказала: «Если то, о чем ты говоришь, является правдой, ведь Адам (а.с) спустился на Землю по велению Аллаха, то я в воде не смогу спастись от него, и ты на суше». В действительности, Всевышний Аллах обучил Адама (а.с) ловле рыбы. Мы по сей день выходим к большой воде, дабы поймать рыбу и обеспечить себя пропитанием. Это все говорит рыба. «Если то, что ты говоришь правда, и двуногое творение спустилось на Землю, тогда я не смогу спастись от него в воде. Также и ты, будучи на суше, не сможешь от него спастись, и также будешь служить ему».
Таким было положение Адама (а.с) после его ниспослания на Землю. Далее мы расскажем, как Адам ((عليه السلام принял повеления Аллаха после ниспослания на Землю, как ходил по пути Аллаха, как распространил дальше повеление Аллаха.
Да дарует Всевышний Аллах нам возможность жить и умереть, придерживаясь Его писания, действуя в соответствии с ним, будучи истинно верующими мусульманами!
سبحانك و بحمدك نشهد ألا إله إلا أنت نستغفرك و نتوب إليك
Субханакя Аллахумма ва бихамдикя, нашхаду ан ля иляха илля анта, настагфирукя ва натубу иляйкя.
«Пречист Ты Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Тебя, прошу прощения у Тебя и каюсь Тебе».