Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: устаз Азамат Абу Баязид
Уважаемый джамаат! Дорогие и достопочтимые братья мусульмане, пусть Всевышний Аллах сделает нашу сегодняшнюю беседу благословенной, полезной, окруженной ангелами и достойной похвалы. И пусть Аллах запишет всем нам благое деяние за каждый шаг, проделанный в Его священный дом, и приумножит наши знания!
Неделю назад мы с вами начали цикл уроков по тафсиру, с целью толкования Корана с самого начала и до конца, понятным и доступным нашему джамаату языком. Коран это – Книга Аллаха, основной источник нашей религии, и поэтому, если мы будем знать Коран и жить по нему, то я верю, что Всевышний Аллах возвысит нас в обоих мирах, и одарит нас здравомыслием, мудростью и знанием, посредством которых мы сможем отличать черное от белого. Вот почему мы начали тафсир Корана. На прошлом уроке мы проходили введение в тафсир Корана. Теперь я планирую продолжить с места, где мы остановились. Почти все наши лекции записываются на видео. Далее они будут опубликованы на сайте Azan.kz. Если есть те, кто не услышал вступление, то они смогут прослушать его онлайн.
Во-первых, давайте остановимся на некоторых определениях, связанных с Кораном. Прежде всего начнем с наименований Корана. Есть много названий и характеристик Корана и, даст Аллах, мы сосредоточимся только на четырех основных из них.
1. «Аль-Куран».Аллах Всевышний говорит в суре «Юсуф»:
{نَحْنُ نَقُصُّ عَلَيْكَ أَحْسَنَ الْقَصَصِ بِمَا أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ هَٰذَا الْقُرْآنَ}
«Мы расскажем тебе лучшее повествование, внушая тебе этот Коран, как откровение» (12:3).
Дальше в этой суре Всевышний Аллах продолжает историю пророка Юсуфа (а.с). Можно с уверенностью сказать, что история Юсуфа (а.с) никогда не наскучит человеку, это чудесная несравненная история, которую, чем больше читаешь, тем более интереснее. Всевышний в начале этой суры называет Коран «Аль-Куран».
2. Аллах Всевышний также называет Коран «аль-Фуркан». Всевышний говорит в суре «Фуркан»:
{تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَىٰ عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيرً}
«Благословен Аллах, ниспославший Фуркан (Различение) Своему рабу для того, чтобы предупредить обитателей всех миров» (25:1).
Естественно, что Всевышний Аллах имеет в виду под словом «мой раб» нашего Пророка (ﷺ).
3. Еще одно название Корана «Аль-Китаб», т.е. книга. Всевышний Аллах говорит:
- الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنْزَلَ عَلَىٰ عَبْدِهِ الْكِتَابَ وَلَمْ يَجْعَلْ لَهُ عِوَجًا}
«Вся хвала Аллаху, который ниспослал Своему рабу Книгу» (18:1).
Здесь Всевышний Аллах снова говорит к своему «рабу».Это означает привилегию нашего Пророка (ﷺ). Быть рабом Аллаха – это счастье, которое не каждому дано. Наш Пророк (ﷺ) в одном из своих изречений говорит
أفلا أكون عبدا شكورا
«Разве я не должен быть благодарным рабом?!».
Наш Пророк (ﷺ) этими словами учит нас: «До Судного дня вы должны научиться быть рабом Аллаха». Ведь быть рабом Аллаха – это высшая степень для человека в подчинении Аллаху. Быть настоящим рабом Аллаха! А нашему Пророку (ﷺ) дает этот статус сам Коран.
4. Следующим из названий Корана является «Аз-Зикр». Всевышний Аллах об этом говорит:
- إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ}
«Поистине Мы ниспослали этот Зикр (напоминание), и поистине Мы его охраняем» (15:9).
Из главных наименований Корана мы выбрали эти четыре названия.Теперь давайте остановимся на каждом из них более подробно.
1) Если смотреть на причину названия Корана «аль-Куран», то Коран исходит из слова «قرأ» «кораа» и оно имеет два значения. Первое значение — это определение, уточнение. Хоть прямое значение «кораа» является «читать», но коренное лингвистическое значение данного слова с арабского языка — это «определять», «выяснять». Эту точку зрения высказывает имам Маварди, на чью книгу мы основываемся. В доказательство этого мнения приводят аят:
{فَإِذَا قَرَأْنَاهُ فَاتَّبِعْ قُرْآنَهُ}
«И когда Мы прочитаем его (когда Аллах передаст тебе тот или иной аят через ангела Джибрила), то следуй за его чтением» (75:18).
Аллах с предупреждением дает приказ Пророку Мухаммаду ﷺ)). То есть, Мы откроем, объясним это тебе, а ты продолжи с Нами. Если посмотреть на второе значение, то оно означает сбор. Например, арабы называют сбор каких-либо раскиданных вещей в одно место «кораа». Ученые объясняют это тем, что в Коране собраны все 28 арабских букв, и поэтому он называется сбором. А если говорить о первом значении, о котором мы говорили ранее, то Священный Коран указывает нам счастливый путь, дает различать черное от белого, разъясняет нам способы достижения довольства Аллаха, показывает нам, что вредит, а что дает пользу. Вот два определения, почему Священная Книга названа «Кораном».
2) Рассмотрим название Корана «Фуркан». Слово «Фуркан» происходит с арабского слова "فرق" «фаррака». Слово «фарк» означает отличие. А слово «фаррака» дает значение отличать, различать. Коран отделяет белое от черного, ложь от правды, неверие от веры. Поэтому Всевышний Аллах назвал Коран «Фурканом» и специально ниспослал отдельную суру, которую также и назвал «Фуркан».
3) Третье название нашей священной книги – «Аль-Китаб». Слово «Китаб» происходит от арабского глагола كتب»» «катаба», что означает «писать». Таким образом, Коран — это написанная книга. Ангел Джибриль (а.с) передал Коран Пророку (ﷺ) в виде откровения. Джибриль (а.с) донес до него, объяснил, прочитал и обучил. А Пророк Мухаммад (ﷺ) в свою очередь, позвал своих сахабов-писцов и приказал писать аяты Корана. Мы упоминали ранее в лекциях о сахабах, которые служили Корану. Поистине, Коран был полностью записан при жизни Пророка (ﷺ). Таким образом, Коран — это написанная Книга. Если слово «катаба» означает писать, «катиб» писатель, то «китаб» дает значение «написанное». Таким образом, священный Коран доходит до нас, как книга и мы подробно говорили об этом в нашей предыдущей лекции. Во времена Пророка (ﷺ) для записи Корана использовали разные материалы, такие как: кожа, ветки пальм и камни. Позже, при правлении Абу Бакра (р.а) во время военных действий погибло много хафизов, ставших шахидами. По этой причине сподвижник Умар (р.а) обратился к Абу Бакру (р.а) со словами:
«О, Правитель верующих! Мы должны принять меры и решить все своевременно…».
Таким образом, после продолжительной дискуссии и обсуждения Абу Бакр был убежден, что мысли Умара были правильными, и приказал, чтобы все аяты Священного Корана собрали в одну книгу. Позже, во времена правления Усмана (р.а) Коран, как собранная книга, был вновь переписан на одном диалекте в виде мусхафа. Таким образом, Коран начиная с четырнадцатого века и по сей день сохранен без малейшего изменения. Верно, что мы выучиваем Коран от наших учителей устно, но также читаем с книги.
Помните, что Коран - не простая книга, которую можно вызубрить. Коран нужно изучать перед учителем, то есть он должен быть «талакки». «Талакки» означает изучение Корана через учителя. Учитель, сидящий в скайпе или вещающий через аудиофайлы mp3, не подходит для изучения Корана. Возможно, он поможет получить информацию, но не поможет вам правильно выучить Коран и читать его. Вы должны слушать непосредственно самого учителя, как он читает, производит движения ртом, озвучивает, и, сидя перед ним, должны точно также повторять. Если мы читаем с ошибкой или произносим неправильно слова, то учитель исправляет нас. Так и преподается Коран. Этот метод существует уже более четырнадцати веков. Никто никогда не мог нарушить это и не сможет. Потому что Всевышний Аллах сказал, что Он сохранит Коран. Вот способы хранения Корана: установленная традиция, установленный путь, установленный обычай, и они не нарушаются. Таким образом, мы живем Кораном, который хранится в написанном виде и обучаемся ему.
4) Также одним из главных наименований является «Зикр». «Зикр», в основном, означает упоминание, напоминание. Имам аль-Маварди сказал: «Всевышний Аллах говорит в Коране:
{إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْر}
«Поистине, Мы ниспослали этот Зикр (напоминание)» (15:9).
Здесь используется глагол «наззална», что означает, спустили не один раз, а ниспосылали и ниспосылали множество раз. То есть, это означает, что Пророку (ﷺ) ниспосылали напоминание на протяжении двадцати трех лет. А глагол «анзала» означает спускать книгу полностью один раз. Всевышний Аллах в этой Книге напоминает нам о своей религии, учит нас повелениям и запретам. Вот, почему книга называется «Зикр». То есть, с помощью этой книги Всевышний Аллах учит нас молитве, закяту, будущей жизни, раю и аду, и, прежде всего, Всевышний Аллах напоминает нам о Себе, говоря: «Не забудьте Меня!». Аллах Всевышний говорит:
{وَأَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَ لِذِكْرِى}
«И совершай молитву в Мое воспоминание (чтобы помнить Меня)» (20:14).
То есть, через эту книгу Всевышний Аллах напоминает нам о ключе к счастью. Именно поэтому эта книга называется «Зикр».
Второе толкование названия «Зикр» - слово «зикр» иногда также дает такое значение, как честь, авторитет. Так почему эта книга названа «Зикром»? Потому что человек, который читает, учит или запоминает эту книгу, будет удостоен высокой чести. Посредством этой книги Всевышний Аллах возвышает человека и благодаря этой книге человек останется в истории с хорошим именем. Например, если будем говорить о сподвижнике Пророка (ﷺ) по имени Убай ибн Кааб (р.а), то нет мусульманина-хафиза, который бы не знал имя этого сахабы. Имя этого знаменитого сахабы среди мусульман не исчезнет до Судного Дня. Его всегда будут помнить. Почему? Потому что Убай ибн Кааб (р.а) является одним из самых известных сахабов Пророка (ﷺ), которые были хафизами. Однажды Пророк (ﷺ) частично позабыл один аят во время молитвы. Тогда все сахабы, стоявшие рядом с ним не знали, что делать. Сказать нам или нет? Ведь он сам Посланник Аллаха (ﷺ). Может быть, Джибрил (а.с) подошел и остановил его. Никто не знает этого. Пророк (ﷺ) повернулся к ним после молитвы и спросил: «Нет ли среди вас Убая?». Тогда Убай ответил, сказав: «Я здесь, о, Посланник Аллаха!». Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Почему ты мне не подсказал?! Я ведь подзабыл». Что мы понимаем из этой истории? Мы видим положение Убая ибн Кааба по отношению к Корану. Вот как Пророк (ﷺ) доверял ему. Рядом с ним были и другие сахабы, но он упомянул специально Убая ибн Кааба. Таким образом, Всевышний Аллах сохранил имя этого сахабы до Судного Дня. Всевышний Аллах говорит в Коране:
{وَإِنَّهُۥ لَذِكْرٌ لَّكَ وَلِقَوْمِكَ}
«Это - напоминание для тебя и твоего народа» (43:44).
То есть, ты и твой народ, благодаря этой книге, благодаря этой религии, будете упоминаться хорошими словами до Судного дня. Огромное счастье после смерти, упоминаться в устах людей только хорошими делами, прекрасными качествами и достойно прожитой жизнью! Это дано не всем. Сам пророк Ибрахим (а.с) просил об этом у Всевышнего со словами:
{وَاجْعَلْ لِي لِسَانَ صِدْقٍ فِي الْآخِرِينَ}
«(О, Аллах!) пусть люди после меня будут говорить обо мне хорошее».
Кто бы ни изучал, ни обучал, ни заучивал и ни любил Коран, Всевышний Аллах всегда будет упоминать его имя среди мусульман хорошими словами. Именно поэтому эта книга называется «Зикр». Отличительной чертой Корана является то, что один аят несёт в себе не только один смысл, но и множество других. Конечно, не противоречив шариатскому закону, а в его рамках. Так, объяснили нам слово «Зикр» ученые тафсира. Все это связано с названиями Священного Корана.
Следующий вопрос. В хадисе, который передает Васила ибн аль-Аска (р.а), Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
"أعطاني ربي مكان التوراة السبع الطوال"
«Господь даровал мне семь длинных сур, которые замещают весь Таурат»,
" و مكان الإنجيل المثاني"
«И на место Инджиля дал «масани»,
" و مكان الزبور المئين"
«А на место Забура дал «суры-сотники»,
" و فضلني ربي بالمفصل"
«И ещё даровал мне суры «муфассал», которых не было ни в Таурате, ни в Инджиле, ни в Забуре».
Т. е. сурами «муфассал» Пророк (ﷺ) выделился среди остальных. Что означают вышеперечисленные термины?
1) «Ас-Саб’а ат-Тываль» - длинные семь сур. По риваяту Ибн Аббаса это следующие суры: «Бакара», «Аль-Имран», «Ниса», «Маида», «Ан’ам», «А’раф» и «Юнус».
2) «Суры-сотники», которые замещают Забур. Это суры, в которых количество аятов либо сто, либо чуть больше или меньше ста.
3) Суры «масани». По передаче Абдуллы ибн Аббаса и Сайда ибн Джубайра (р.а) «масани» — это те суры, в которых Аллах повествует истории и примеры, а также разъясняет обязательные предписания. Об этом и в Коране упоминается как «ас-Саб’у ал-Масани». А по передаче Хасана аль-Басри здесь говорится о суре «Фатиха». Большинство ученных поддерживают первую точку зрения.
4) Суры «Муфассал». Слово «муфассал» означает передать что-то раздельно. Соответственно, суры «Муфассал» не очень длинные, а, наоборот, разделяются по коротким частям словом «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим». Что касается вопроса о том, с какой суры начинается и какой сурой они заканчиваются, то тут ученые разделились на три мнения:
- По мнению большинства ученых, суры «муфассал» начинаются с 26 джуза (пары), с суры «Мухаммад» до суры «ан-Нас».
- Согласно мнению некоторых сподвижников, суры «муфассал» начинаются от 26 джуза, с суры "Коф" до суры "ан-Нас". Это короткие суры, и они, не превышая двух страниц, делятся словом «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим». Поэтому они и называются «Муфассал».
- По мнению Ибн Аббаса они начинаются с суры "Духа" до суры "ан-Нас".
Следующий вопрос касается слова «سورة» «сура». Наши ученые говорят, что слово «сура» происходит от арабского «سورة» или «سؤرة». Первое слово «сура» с буквой «вау» означает вершину. Поэтому высокие вершины вокруг города Медина назывались «Суру аль-Мадина». Смысл сур под этим именем заключается в том, что каждая сура – это одна вершина по-своему. Каждая сура имеет свой высокий статус. Например, когда мы слышим слово «Ясин» или «Бакара», наш слух становится сосредоточенным. Второе слово, которое приходит с хамзой "سؤرة" «су'ра», оно означает «часть» «قطعة». Они называются так, потому что Коран делится на эти суры. Большинство ученых считают, что первый взгляд предпочтительнее и он ближе к нашей позиции. Существует хадис Пророка (ﷺ) относительно слова «части». Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
"إذا شربتم فأسئروا"
«Когда вы захотите выпить воды, пейте её малыми глотками, (а не залпом)» (то есть, не пейте все сразу).
Выше были упомянуты мнения относительно названий Корана и сур, а также значения слова «сура». Далее мы объясним значение слова «аят». Слово «аят» происходит от арабского слова "آية". Всевышний Аллах говорит в Священном Коране упоминая молитву пророка Исы (а.с):
{رَبَّنَا أَنْزِلْ عَلَيْنَا مَائِدَةً مِنَ السَّمَاءِ تَكُونُ لَنَا عِيدًا لِأَوَّلِنَا وَآخِرِنَا وَآيَةً مِنْكَ}
«О, Аллах, Господь наш! Низведи нам трапезу с неба, которая будет праздником для первых из нас и для последних из нас и знамением от Тебя».
То есть, он молился о том, чтобы этот стол был накрыт в знак принятия их молитв. Согласно этому аяту, самое первое значение слова «аят» — это знак. Если смотреть на второе значение данного слова, то оно означает такие понятия, как история, письмо. Значит, согласно первому значению, аяты это – знак величия Аллаха. Аяты Корана доказывают нам существование Всевышнего, безграничность Его мощи, объясняют Его религию и приказы, а также рай и ад. Это и цель использования слова «аят» (знак) в отношении аятов. А согласно второму значению – аяты подобны повествованиям. Мы берем пример из них. Человек должен брать назидание из любой истории. Всевышний Аллах говорит Пророку (ﷺ) в Коране:
{نَقُصُّ عَلَيْكَ مِنْ أَنْبَاءِ الرُّسُلِ مَا نُثَبِّتُ بِهِ فُؤَادَكَ}
«И все, что Мы рассказываем тебе из вестей про посланников, (это то) чем Мы укрепляем тебе твое сердце».
Для твоего спокойствия, тишины, для назидания. Это объяснение, которое мы дали слову «аят». Следующий вопрос. В хадисе, переданном от Абу Хурайры (р.а), Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
"نزل القرآن على سبعة أحرف"
«Коран был ниспослан в семи «буквах»».
Слово «харф» ученые объясняют по-разному. В продолжении своих слов Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
"و المراء في القرآن كفر"
«Споры о Коране – неверие».
Споры, связанные с Кораном такие, аят это или нет на самом деле, является ли это Словом Аллаха или нет – все это приводит к неверию. То есть, это может вывести человека из религии. Это считается непризнанием, противостоянием, отрицанием слов Аллаха, Его Книг, Его религии. Эти слова Пророк повторил три раза. Потом сказал:
"فما عرفتم منه فاعملوا به"
«Совершайте деяния согласно тому, что знаете из Корана».
Услышали ли вы из Корана одно повеление, то выполняйте его. Так поступали сахабы. Некоторые женщины говорили, когда спустился аят о хиджабе: «Принесите мне срочно покрывало, платок. Я не сделаю ни шагу, не выполнив повеление Всевышнего Аллаха». Точно так же, когда спустился аят о запрете спиртных напитков, сахабы, немедленно взяв свои банки с вином, вышли из дома и вылили его на улицу. Как повелевал Аллах, так они и делали. А это – приказ нашего Пророка (ﷺ). В продолжении говорится:
"و ما جهلتم فردوه إلى عالمه"
«А если же не знаете, то обращайтесь к ученым».
То есть обращайтесь к знающим людям. Что касается упомянутых выше «семи букв», ученые истолковали их по-разному. Вот некоторые из них:
1) Семь букв – это семь значений. То есть, в Коране имеется семь понятий, такие как – приказ, запрет, обещание хорошего, устрашение адом, полемика, рассказы и приведение примеров. Из-за этих семи понятий, направлений, Пророк (ﷺ) и говорит: «Коран был ниспослан в семи «буквах». Это - первый тафсир. В качестве доказательства приводится хадис, переданный от Абу Килабы (р.а). В нем Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
"أنزل القرآن على سبعة أحرف"
«Коран был ниспослан в семи «буквах». Это - приказ, запрет, обещание хорошего, устрашение адом, полемика, рассказы и приведение примеров».
Хадис цитируется Ибн Джариром аль-Табари в его книге «Тафсир ат-Табари».
2) Мнение о том, что они пришли на семи разных языках. Семь языков здесь означает синонимы, то есть использование разных слов в одном значении. Например, арабские слова "هلم، تعالى، أقبل" «халумма, та'ала, акбил» все они означают «иди ко мне». Вот почему их называют семью буквами, из-за сходных синонимов.
3) Мнение о том, что оно произошло от языка семи арабских племен. Коран спустился на семи языках уважаемых, известных и литературно-говорящих арабских племен.
4) Мнение, что семь букв это – семь кыраатов. Кыраат – это способ чтения Корана. Однако это не является общепринятым мнением. По мнению большинства ученых, конечно, первое мнение в этом отношении является самым правильным. Кроме того, ученые этого взгляда также отстаивают свои позиции с помощью хадисов. Мы здесь привели только четыре мнения относительно данного вопроса. А в действительности, существует более десятка комментариев по этому поводу. Но все это объяснять на лекциях в мечети будет лишним, конечно. Все это говорится с целью расширения наших знаний, для понимания обширности учения о Коране. На следующем уроке, если пожелает на то Всевышний, поговорим на тему Чудо Корана.
Пусть Всевышний Аллах увеличит наши полезные знания. Пусть Всевышний дарует нам возможность учить Свою Книгу, понимать ее, заучивать, совершать деяния в соответствии с ней, любить и обучать своих потомков Корану! Аминь!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!