Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Видео версия | Аудио версия | Озвучивает: Алихан Казбеков
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Уважаемые братья! Дорогой джамаат! Да запишет Аллах нам награду за каждый шаг, проделанный в Его дом! Пусть сегодняшнее наше собрание будет хвалимым, окруженным ангелами и милостью перед Всевышним Аллахом!
Безусловно, наше собрание посвящается пониманию и разъяснению книги Всевышнего Аллаха, Его речи. На прошлом уроке мы остановились на 26-м аяте суры «Бакара». В последнем предложении 26-го аята сказано о тех, кто не принимает Коран, не верит в него и заблуждается. Несомненно, они – непослушные, ослушавшиеся веления Всевышнего Аллаха, сошедшие с пути истины, разумных мыслей и слов. Да убережет Аллах от того, чтобы оказаться в их числе!
В следующем аяте Аллах останавливается на их качествах. Всевышний Аллах сбивает непослушных, делает их несчастными по причине того, что они не принимают Коран. Так кто же они? Каковы их действия? Какими качествами они обладают? Почему Аллах упоминает их? Среди арабов есть такое высказывание: "تعلمت الشر لا للشر، بل لأتقيه". Перевод звучит так: «Я научился плохому не ради того, чтобы совершать плохое. Напротив, чтобы остерегаться этого». Еще одно высказывание переводится, как: «Я научился воспитанию у невоспитанных». Что же это значит? Если мы не будем знать, что плохо и вредно для нас, то, возможно, мы не сможем уберечь себя от этого, поэтому нам следует быть в курсе, что является черным, а что белым, что правильно, а что неправильно. По этой причине Всевышний Аллах поясняет нам плохие поступки некоторых народов, подразумевая: «Вы знайте и остерегайтесь этого». В 27 аяте Аллах говорит:
{الَّذِينَ يَنقُضُونَ عَهْدَ اللَّـهِ مِن بَعْدِ مِيثَاقِهِ وَيَقْطَعُونَ مَا أَمَرَ اللَّـهُ بِهِ أَن يُوصَلَ وَيُفْسِدُونَ فِي الْأَرْضِۚ أُولَـٰئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ}
«Которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле. Именно они окажутся в убытке».
"الَّذِينَ" это "صلة الموصول" то есть, местоимение «они». Такая группа людей, которые первыми нарушают. Слово «накд» означает – испортить начатое тобой дело. Это может быть построенный дом или написанная книга, или плетеная нить или сделанное вами доброе дело, либо договор, заключенный вами, клятва. Порча или нарушение такой вещи называется «накд». "يَنقُضُونَ" - «Они нарушают». Что нарушают? "عَهْدَ اللَّـهِ مِن بَعْدِ مِيثَاقِهِ" «Завет Аллаха после его закрепления».
Слово "عَهْدَ" означает «завет, договор». Ученые дают пояснение словам из аята: «Завет Аллаха». Одни ученые говорят: «Упомянутый здесь завет Аллаха – это договор, взятый с человека».
Мы говорим: «Мы мусульмане с аль-мисак». Аллах Всевышний говорит об этом и в Коране. Всевышний Аллах вывел все потомство от Адама, они же, находясь в нем, принесли свидетельство самим себе и на вопрос: «Разве не я ваш Господь?» единогласно ответили: «Да, конечно, мы свидетельствуем этому!» и принесли клятву. Поэтому мы говорим: «Мы мусульмане с аль-мисак». Что такое «аль-мисак»? «Аль-мисак» означает клятву. "الميثاق" То есть, когда все потомство Адама находилось в нем, Всевышний Аллах взял клятву с Адама (а.с). Таким образом, с нас была взята клятва и мы признали Господа всего человечества, Творца всех созданий. На тот момент все человечество было в Адаме. Мы все произошли от праотца Адама, мир ему. Этот факт не признают лишь те, кто не признает существование Бога. Мы же все осознаем, что произошли от Адама и Евы. Указанные выше нарушают эту клятву. Всевышний Аллах задал вопрос всем и получил в ответ обещание. Они вышли против этого. Как они выступили против? Они не признают Всевышнего Аллаха, Его посланников, противостоят Его повелениям. Пророк (ﷺ) сказал: "المسلمون عند شروطهم"
«Мусульмане не нарушают свои договоры».
Поэтому при заключении любой сделки, вы обязаны выполнить порученные вам обязанности. То есть, это является обязанностью для вас. Кому бы вы ни дали обещание, с кем бы вы ни заключили договор. Это может быть договор с вашими братьями, супругами или детьми. Договор может быть между продавцом и покупателем. Договор между работодателем и работником. Каким бы ни был договор, если мусульманин заключил его, то он обязан выполнить. Несомненно, мусульманин никогда не согласится выполнять что-либо запретное, а (все, что кроме этого) выполнить возложенные на него обязанности он должен. Всевышний Аллах в этом месте описывает их первое качество: «Они нарушают завет», то есть, нарушают заветы, данные Аллаху Всевышнему. На прошлом уроке мы говорили о тафсире слова «фасака». «Фасака» - это ослушание повелений Аллаха. Вот, они нарушают договора, посредством чего ослушаются повелений Аллаха. Еще одни ученые сказали: «Выступают против повелений Всевышнего Аллаха». Аллах приказал всем творениям:
{يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ}
«О, люди! Служите вашему Господу, Который сотворил вас (из небытия) и тех, которые (были) до вас, - чтобы достичь богобоязненности».
Данный аят из суры «Бакара» мы уже разъясняли ранее. Всевышний Аллах через Своих посланников доводит до нас повеления и завещания: «О, люди! Поклоняйтесь Господу, который создал вас из ничего. Ваш Господь запретил то, в чем нет пользы для вас, и повелевал вам то, в чем есть польза и что приносит счастье. Выполняйте это». Не действовать в соответствии с этим – считается нарушением завета.
Всевышний Аллах ниспослал много ясных доказательств Своему существованию на землю. Творение, структура человека, окружающая среда – все это показывает нам существование и единственность, а также безграничную мощь Аллаха. Все это также являются доводом тому, что Аллах является величайшим Творцом. Некоторые ученые говорят: «Под заветом Аллаха в аяте подразумеваются данные доказательства». Вышеупомянутые ослушники не признают эти доводы. Это также является качеством ослушавшихся людей, выступающих против повелений Аллаха.
Еще одни ученые сказали: «Всевышний Аллах в данном случае говорит о положении народов, которым были дарованы книги. Всевышний Аллах ниспослал им Забур, Тору и Евангелие. В этих книгах Всевышний Аллах довел до их сведения Свои повеления, упомянул о пророчестве нашего Пророка (ﷺ). В их книгах привел следующее: «Придет последний пророк. Его качества будут следующие…». Так, они не признали это сообщение Аллаха, нарушили обещание. Всевышний Аллах взял с них такое обещание:
«Уверуйте в эту книгу, доведите сведения до последующих поколений. Наряду с этим, когда придет пророк, которого Я упомянул в этой книге, признайте его».
Однако они нарушили это обещание». Все приведенные высказывания являются пояснениями ученых к выражению «Завет Аллаха». Все они дополняют друг друга. В итоге выясняется, что все они считаются выступающими против повеления Аллаха. По мнению большинства ученых, завет Аллаха – это обещание в «Аль-мисак». Обещание, которые было взято с нас, когда мы находились в нашем праотце Адаме. Ни один человек, ни один раб Аллаха не должен выступать против данного завета.
В продолжении аята сказано:
{مِن بَعْدِ مِيثَاقِهِ}
Говорится: «После его закрепления, они нарушают его».
«Мисак», как мы уже сказали ранее, означает – устанавливать договор, обещание, клятву. Мы только что объяснили это, то есть, оно было установлено в то время, когда мы были в нашем праотце Адаме.
Всевышний Аллах повелел нам несколько вещей, дал задание выполнять их постоянно и непрерывно. В продолжении аята говорится об этом. Прерывание родственных связей – одно из самых плохих качеств. Ослушавшиеся, в первую очередь, нарушают обещания данные Аллаху, действуют противоположно завету, а во-вторых:
{وَيَقْطَعُونَ مَا أَمَرَ اللَّـهُ بِهِ أَن يُوصَلَ}
«и разделяют то, что Аллах повелел соединять».
«Аль-катг» означает «резать». Например, резать хлеб пополам. "قطع النهر" – остановить течение реки, направить течение в другую сторону, не пропускать воду в свое русло. Они поступают таким образом. Всевышний Аллах говорит им: «Не разделяйте», а они разделяют. А какова цель выражения «Не разделяйте»? Что не нужно разделять? Какое действие Всевышний Аллах приказывает не разделять и выполнять непрерывно? Ученые по тафсиру говорят, что здесь, в первую очередь, подразумеваются родственные связи. Родственные связи – это поддержание отношений с братьями, братьями отца, сестрами, родителями, детьми. Существуют некоторые отцы, которые оставили своих детей. Отказаться от брата или родственников отца – это грех, а бросить своих детей – еще больший грех, потому, как отец несет ответственность за своих детей. Мы не будем отвечать за братьев, потому что они хоть и наши родственники, но они не находятся под нашей опекой и ответственностью. Если они будут в затруднительном положении, будут испытывать нужду, то мы должны помочь им, но мы не обязаны ежедневно воспитывать, обеспечивать или социализировать их. Однако за своих детей, сыновей и дочерей, мы в ответе. Сына и дочь Аллах дарует родителям, чтобы они вырастили их, воспитали, как истинных мусульман, далее сделали их членом этого общества, который будет приносить пользу религии и стране. Наряду с этим, сын и дочь должны быть такими потомками, которые будут обращаться с мольбой за родителей, потому что в хадисе говорится, что все деяния человека остановятся после его смерти, кроме трех. Одно из них – это праведное потомство. Поэтому оставить своего ребенка, дочку или сына, свою семью – это большая трагедия в современном обществе.
Порой матери-одиночки, наши сестры приходят, а с ними 4-5 детей. Им негде жить, нечего есть. Сердце болит за них. После вопроса: «А где ваш супруг?», в большинстве случаев, следует ответ: «Супруг нас бросил, не посмотрел на нас». Конечно, может быть и так, что жена провинилась, но ведь те 4-5 детей не виноваты. В чем вина ребенка? Ты даровал жизнь ребенку, ты должен терпеть все ради него! Ты обязан воспитать, поставить на ноги, обеспечивать ребенка, пока он не повзрослеет. Прежде, чем жениться ты должен подумать: «Если эта девушка завтра родит, смогу ли я жить с ней или нет?». После того, как у вас уже 4-5 детей, не надо думать: «Смогу ли я жить с ней или нет?». У некоторых святых людей были жены, обладавшие не самым лучшим нравом. Тогда друзья и ученики спрашивали: «Вы такой замечательный человек. Почему вы живете с такой женой? Почему вы не возьмете в жены ту, которая достойна вас?!» Святой человек же отвечал: «Если я разведусь с ней, она выйдет замуж за другого человека и будет доставлять ему неудобства. Поэтому я терплю, дабы не навредить кому-либо еще». Другие же в ответ говорят: «Кто знает?! Если она плохая, а я хороший, возможно, у меня есть грехи, недостатки и ошибки. По их причине, Всевышний Аллах наказывает меня и даровал мне жену с плохим нравом. Если это испытание от Аллаха, то как я не буду терпеть. Если я являюсь хорошим и праведным человеком, значит и у этой женщины есть хорошие дела перед Аллахом. Какой бы плохой она ни была, за одно-два ее качества, возможно, Аллах наградил ее и даровал меня в качестве мужа». Таким образом, они не прибегали к разводу ни при каком случае. Поэтому, видя современное положение, сердце болит, да убережет Аллах!
Так вот, Всевышний Аллах говорит о них: «Они разделяют то, что Аллах повелел соединять. Связи, которые нужно сохранять и поддерживать, они разрывают и прерывают». Есть хадис, в котором сказано, что родственные связи схватятся за Арш Аллаха и скажут:
«О, Господь! О, Аллах! Такой-то твой раб разорвал и оставил меня. Он не поддерживал родственных связей. Спроси с него за меня».
Ну же, попробуйте ответить. Да убережет Аллах! В том месте, в Судный день, когда все будут призваны к ответу перед Аллахом, каждый будет думать только о себе, забыв о других. Как мы будем отвечать?! Поэтому родственные связи – это связи, за которые мы будем спрошены перед Аллахом. Вот, Всевышний Аллах говорит: «Кто разрывает родственные связи, тот – ослушавшийся».
Переходя к следующему тафсиру, все они дополняют друг друга. Некоторые наши ученые сказали: «После того, как Аллах даровал знания, Он повелел действовать в соответствии с ними». Кто же, кто-либо из людей не будет действовать в соответствии с тем, что знает, то он наведет на себя гнев Аллаха. Всевышний Аллах в Коране сказал:
{يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ*كَبُرَ مَقْتًا عِندَ اللَّـهِ أَن تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ}
«О, вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего (сами) не делаете? Велика ненависть у Аллаха за то, что вы говорите то, чего не делаете».
С дозволения Аллаха, мы дойдем и до этих аятов. Всевышний Аллах повелевает нам поддерживать связь между знаниями и действиями, использовать их вместе. Ослушавшиеся же разделяют знания от действий, не действуют в соответствии со знаниями, не совершают благое, зная об этом. Слова и действия отличаются друг от друга. Так, они разделяют между знаниями и действиями. Всевышний Аллах же приказывает не разрывать их. По этой причине Всевышний Аллах с целью уберечь нас показывает нам описание ослушавшихся в качестве плохого примера.
Давайте остановимся на еще одном мнении ученых. Мы обязаны уверовать во всех посланников Всевышнего Аллаха. Мы не разделяем между посланниками Аллаха. Адам (а.с) был пророком Всевышнего Аллаха. Сколько еще было пророков и посланников Аллаха. В Коране упомянуты имена 25 пророков, а сколько неупомянутых пророков и посланников было помимо них. Мы должны уверовать во всех и признать их. Некоторые люди веруют в одних и не верят в других. Верят в Моисея (а.с), но не верят в Мухаммада (ﷺ). Или же признают Давида (а.с), но не признают нашего Пророка (ﷺ). Вот – это разделение между пророками. Всевышний Аллах обязывает нас не разделять, они же разделяют. Все сказанное нами является разъяснением наших ученых. Все они дополняют друг друга. В нашей религии нужно непрерывно поддерживать родственные связи. Подобно этому, знания и действия должны идти рядом. Также мы должны уверовать во всех пророков и посланников Аллаха, признать их всех. Безусловно, лучший из Пророков, совершивший намаз, будучи имамом, в Аль-Кудс (Иерусалиме) – это наш Пророк. Возможно, у каждого были разные степени, обязанности, особенности и чудеса, но мы признаем их всех, как посланников и пророков Аллаха. Точно также, мы не разделяем аяты Корана, верование в речь Аллаха, Коран, является нашей обязанностью. Если же кто-то признает одни аяты и не верит в другие, признает одни суры, а по поводу других сомневается, что «они не похожи на речь Аллаха», то такой человек станет обладателем качества ослушавшихся. Да убережет Аллах от этого! Поэтому мы должны быть такой общиной, которая не разделяет повеления и пророков Аллаха. Это – второе плохое качество ослушавшихся. О третьем качестве Всевышний Аллах сказал:
{وَيُفْسِدُونَ فِي الْأَرْضِ}
«И сеют беспорядок на земле».
Ученые по тафсиру говорят: «Начало беспорядков на земле – поклонение кому-либо, помимо Аллаха». Поклонение кому-либо, кроме Аллаха, то есть приобщение Аллаху сотоварищей – это начало беспорядков на земле. Это самый большой беспорядок. Эти ослушавшиеся поклоняются кому-то, помимо Аллаха, преклоняются перед кем-то другим. Возможно, это идолы или явления природы, или что-то еще. Наша же религия – единобожие. Только Всевышний Аллах достоин поклонения, только Всевышний Аллах обладатель бесконечной мощи, Творец всего. Даже наши действия создаются Аллахом. Мы двигаемся с силой, которую нам даровал Аллах, а наши действия в этот момент создаются Аллахом. Например, сейчас я говорю столько слов вам. Все эти слова, речи, каждая буква, слово, предложение все это создается Аллахом. Если мы будем поклоняться кому-то другому, да убережет Аллах, то мы станем обладателями качества ослушавшихся. Войдем в их число.
Ученые говорят: «Этот аят включает в себя разные значения. Они творят несправедливость своими словами и действиями». Что такое несправедливость? Несправедливость – это выход за рамки, притеснение кого-либо. Несправедливость в действиях, в поклонении – это чрезмерность поклонения, что вредит здоровью. Или же неправильное совершение руку (поясного поклона), сажда (земного поклона), кираа (чтения), попирание прав этих действий. Или же углубиться настолько, чтобы забыть о детях, причиняя им вред. Это несправедливость в поклонении. Наша же обязанность придерживаться срединного пути. Пятикратные молитвы – это наша обязанность. После этого есть другие наши дела, и они наша обязанность. Мусульманин во всем придерживается середины. Ослушавшийся же поступает несправедливо. Подобно этому, в дальнейшем он может совершать несправедливость в своей работе. Или станет причиной того, что кто-то заблудится. Будет способствовать тому, что кто-то станет неверующим или грешником, будет употреблять или пить запретное. Все это относится к словам Аллаха: «Они сеют беспорядки на земле, становятся причиной плохих вещей». В конце аята Всевышний Аллах говорит об их положении:
{أُولَـٰئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ}
«Это – те, которые окажутся потерпевшими убыток»
Всевышний Аллах таким образом показывает то, что они отдалены от Его милости. Слово «хасир» означает человека, который сам препятствует достижению высот. Он мог бы достичь довольства и милости Аллаха, однако пошел на преступление и не выполнял поклонение. Таким образом, он притесняет сам себя. Он мог бы быть счастливым, мог иметь праведную жену и потомство, но он не был близок к праведным девушкам. По молодости, еще играясь, не посмотрел на религию и характер своей будущей жены. Посмотрел только лишь на ее красоту или богатство, на положение отца. Таким образом женился, а далее не ощутил семейного счастья. Почему? Потому что он не смотрел на ее религию. Наш Пророк (ﷺ) сказал холостым: «Смотрите на религиозность, женитесь по этому качеству. Иначе вы потерпите убыток, не почувствуете семейного счастья». Сейчас же молодые измеряют все материальным достатком. Под религией здесь не подразумевается только пятикратная молитва или платок на голове - это неверное понимание. Религия – это широкое понятие. Молитва, пост, милостыня, хадж, платок – все это лишь определенные атрибуты религии, только основные ее признаки. Наши же ученые говорят: "الدين المعاملة" «Религия – это взаимоотношения», то есть, понимать людей посредством человечности и благого нрава, строить взаимоотношения с ними. Если же ваша супруга не является таковой, не обладает человечностью и благим нравом, совершенно не понимает мужа, не выполняет обязанностей перед ним, не воспитывает детей, какой бы она ни была красавицей или дочерью известного человека, сколько бы богатства у нее ни было, она сделает своего мужа самым несчастным и об этом говорит наш Пророк (ﷺ). Каждое завещание, слово, хадис нашего Пророка (ﷺ) – это великие жизненные принципы. Если вы будете придерживаться их всю жизнь, то не заблудитесь и будете счастливы!
Вот, что же он сделал? У него была возможность исполнить завещание Пророка (ﷺ), жить по его мудрости. Однако он пошел на поводу других вещей и женился, вследствие чего жена стала его проблемой. «Хасир» означает это. То есть, сам себе помешал добиться высот. Всевышний Аллах описывает ослушавшихся таким качеством. Да убережет Аллах оказаться в их числе! Имам аль-Куртуби говорит:
«В этом аяте есть еще кое-что. Каким бы ни был договор, не противоречащий шариату, если мусульманин условился выполнить его, то он обязан сделать это».
Самое главное условие – отсутствие противоречия шариату. Не обязательно он должен быть фардом или ваджибом. Не противоречит шариату, не харам? Мусульманин обязался выполнить? В таком случае, если даже это нанесет урон или тяжело ему, его душе или положению, он все равно обязан выполнить это. Приведу один простой пример. Например, женитьба на четырех женщинах не фард. Это – мубах. Когда мужчина женится на первой жене, она ему ставит условие: «Если ты не будешь брать жен, помимо меня, ни при каком случае, я выйду за тебя замуж». Тот мужчина отвечает: «Хорошо. Я люблю только тебя, я это выполню. Больше ни на ком не женюсь, у меня в глазах только ты. Всю жизнь я хочу прожить только с тобой». Договор! В общем, это не является харамом. Если сказать: «Я вообще не женюсь» - это другое. А он женится на первой жене. Вторая, третья, четвертая жена – это разрешено в зависимости от нужды. Это не фард, не ваджиб и не сунна. Жениться далее (до четырех жен) – это мубах, разрешено. Безусловно, здесь есть свои условия. Если человек таким образом заключил договор, по мнению большинства ученых, мужчина обязан выполнить данный договор. Потому что "المسلمون عند شروطهم" - «Мусульмане не нарушают свои договоры». Он сам отказывается от того, что разрешено, сам отказался, дал обещание и заключил договор с женой. Каким бы ни было его положение, каким бы он ни стал олигархом, если он нарушит договор, то будет грешником перед Аллахом, притеснителем жены. Потому что Всевышний Аллах сказал в Коране:
{يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَوْفُوا بِالْعُقُودِ}
«О, вы, которые уверовали! Верно исполняйте договора».
Выше мы упомянули хадис. Можно привести и другие договоры в качестве примера. Если это не фард, не ваджиб, а разрешенный договор, то мусульмане обязаны выполнять его, как это нам подтверждает Имам Куртуби. Всевышний Аллах в суре «Маида» сказал:
{يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَوْفُوا بِالْعُقُودِ}
«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам».
У казахов есть такое выражение «опасыз», что означает «изменник». Говорят: «Тот, кто предал Родину – изменник». Само это слово происходит из арабского языка. Слово «опа» произошло от арабского слова «уафа». А из этого «уафа» происходит слово «ауфуу», приведенное в аяте выше, то есть, сказано «храните, не будьте изменниками». Выполняйте свои договора, не будьте изменниками. У каждого из нас есть обязанности перед Родиной. Каждый из нас родившись здесь, хоть и не подписывали договор, считаемся заключившими его. В понятии казахов «Предать Родину – это измена». По поводу родной земли, страны мы говорили и на прошлой неделе. Мы рассказывали и о том, как наш Пророк (ﷺ) любил свою Родину. Есть еще один вопрос. Если на вашу Родину, страну нападут враги, будет угрожать опасность, то для вас будет обязательным защищать страну и выходить на джихад (борьбу). В первую очередь мужчинам. Если мужчин будет недостаточно, то и женщинам нужно будет воевать. Если же война идет в другом месте, то женщинам идти не обязательно. Однако сейчас, да убережет Аллах, если будет угрожать реальная опасность и враги начнут нашествие, а мужчины не будут успевать, то женщины обязуются взять оружие. Отсюда мы понимаем, насколько важно защищать Родину и выполнять долг перед ней.
Есть еще вопрос. Сейчас есть разные молодые люди. Они думают по-разному, верят одному, другому. Есть и такие, которые выступают против государственных законов. Я вам скажу, это не является качеством мусульманина. Запомните! Все мы здесь заключили договор с государством Казахстан. Если есть граждане других стран, возможно, они не заключали его. Если мы все граждане Казахстана, то мы все заключили договор. Когда? Когда взяли наши свидетельства, документы, то есть свидетельства о рождении. Вот, я гражданин этой страны, я буду выполнять законы этой страны, уважать ее традиции и обычаи, я готов пожертвовать собой в случае угрозы стране. Такой договор мы заключили. Если же кто-то выступает против, то считается, что он нарушил договор. О документах вам известно. Паспорт. В удостоверении личности не пишется. В паспорте же прописано: «Паспорт является собственностью Республики Казахстан, а его владелец находится под защитой Республики Казахстан». Это то, что нам обещает государство, поэтому могут произойти разные случаи, это человеческий фактор, но если мы с этим документом на руках пойдем в государственные учреждения, то они обязаны в соответствии с Законом оказать содействие и услуги. Мы сами в свое время учились в Ливане, в последний год, когда мы сдавали экзамены, началась война со стороны «Хизбаллы» Ливана и Израиля. Мы попали в войну на определенном уровне. Четыре дня бомбили город Бейрут. Город Триполи, в котором мы учились, тоже бомбили на окраине, вся жизнь приостановилась. Что мы сделали? Мы сообщили в наше консульство в городе Бейрут. Там было достаточно наших казахстанских девушек, студентов, как и мы. В тот период наше государство вывезло всех нас в Сирию, собрало нас всех в аэропорту города Латакия, и в течение недели через Москву мы были доставлены домой. Бесплатно. Ни у кого не взяли денег. Через специальный чартерный рейс. Что это означает? Это означает выполнение договора, который мы заключили с государством, потому что мы – граждане Казахстана.
Так, операция «Жусан» была осуществлена 3 раза. Некоторые наши братья предали Родину. С ненавистью к нашей стране, отрицая все, сказав: «Мы будем жить в настоящем исламском государстве» заблудились, ошиблись. Так была выполнена операция «Жусан». Все это выполняется нашим государством. Почему? Потому что даже если они ошиблись, предали Родину, заблудились, они все равно наши граждане. Может они не казахи, другой нации – неважно, если они наши граждане, то государство выполняет условия договора со своей стороны, возвращая всех на Родину.
Конечно, можно по-разному говорить на эту тему. Я не собираюсь открывать дискуссию, но, говоря в общем, государство выполняет свои обязанности на определенном уровне. Особенно были возвращены дети. 80% вернувшихся граждан это дети. У скольких из них родители погибли, и они остались сиротами. Я хочу сказать, что когда мы берем документы, то мы заключаем договор со страной: «Мы подчиняемся этой стране. Вместе с этой страной процветаем. Будем прилагать все усилия для расцвета этой страны. Мы будем служить ради этого. Сделаем вклад в развитие веры, добра, блага». Отныне мы не должны нарушать этот договор. Если мы его нарушим, то будем грешными. Поэтому жить нужно будучи внимательными к каждой вещи. Тогда человек будет меньше ошибаться. Мы иногда невнимательны. Кто же невнимателен ко многим вещам, тот больше ошибается. Сами знаете, если малый наджас будет на теле, то ученые велят смыть его. Нельзя небрежно отнестись к этому, сказав: «Это же маленький наджас. Меньше дирхама, он не помешает молитве. Просто макрух». Однажды один ученый, сидя в одном месте пару часов, собирал мелкие соринки. На месте, где он сидел, он собирал мусор с ковра. Так, спустя пару часов, он показал собранный им мусор. Затем сказал: «Вы только что сказали маленький макрух. Это же мелочь, вы сказали. Я сейчас в течение двух часов собирал мелкий мусор, который собрался в горсть. Если вы в течение жизни будете делать такие мелочи, то ваши грехи и плохие дела образуют гору». Поэтому нельзя смотреть на какую-либо вещь с небрежностью. Мусульманин остерегается больших и маленьких грехов, макруха, не деля его на тахриман и танзихан. Потому что мы не сможем свидетельствовать за себя, свое будущее перед Аллахом. Мы не знаем, что Аллах предписал нам. Тот, кто не внимателен тоже потерпит убыток. То есть будет считаться «хасиром», упомянутым выше. Да убережет Аллах от этого!
Пусть предписанное нам Аллахом будет благим! Мы должны обращаться с мольбой к Аллаху, чтобы в нашей жизни, судьбе, будущем нас ждало только благое и хорошее, просить Аллаха о жизни, ведущей к Его милости. Пусть Аллах будет доволен нами всеми! Следующий аят, с дозволения Аллаха, мы продолжим в следующую среду.
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!