Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассалямуалейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Продолжаем цикл уроков по ханафитскому фикху. На прошлом уроке мы начали описание молитвы и остановились на месте, где имам Кудури сказал:
«После такбира молящийся складывает руки под пупком и произносит сану (субханака)...».
Здесь мы подробнее попытались обьяснить моменты, связанные с поднятием рук при первом такбире, так же привели доводы по поводу складывания рук в намазе. Теперь по матну книги. Имам Кудури говорит:
«Затем молящийся произносит «истиазу» и «басмалу» про себя. Далее он читает суру «Аль-Фатиха» и, закончив её, говорит: «Амин» про себя.
Амин говорится про себя во всех намазах, тех которые читаются в слух или шепотом - не важно, и это касается как имама так и того, кто следует за имамом.
После прочтения суры «Аль-Фатиха» человек читает дополнительную суру или три аята из любой суры.
Закончив чтение Корана, молящийся произносит слова такбира и, не поднимая рук, совершает поясной поклон (руку). В этом положении он крепко обхватывает колени немного расширив пальцы, спина должна быть прямой, голова находится на одной с ней уровне, то есть голова не должна быть слишком поднятой или опущенной вниз. В этом положении (т.е. во время руку) человек говорит слова прославления Аллаха:
«Субхана Рабби аль-Азым»
и это делается минимум 3 раза.
После этого молящийся выпрямляясь произносит:
«Самиаллаху лиман хамидах» и «Раббана ляка-ль-хамд».
Если молящийся - имам, то он ограничивается словами «Самиаллаху лиман хамидах», а те, кто совершает за ним намаз должны сказать: «Раббана ляка-ль-хамд». Если человек молится один, то произносит обе фразы.
После того как молящийся выпрямился, он произносит слова такбира: «Аллаху акбар» и совершает в земной поклон (саджда) в следующей последовательности: сначала касаясь земли коленями, затем руками, опускает лоб на землю меж двух ладоней, пальцы которых должны быть направлены к кыбле. Во время сажда он касается земли носом и лбом, чуть расширив локти. Не касается бёдер животом (не прижимается к ним), кончики пальцев ног в это время должны быть направлены в сторону кыблы, и в таком положении он минимум 3 раза произносит:
«Субхаана Рабби-ль-Аля»
Что касается женщины, то в сажда она наоборот, прижимает бедра к животу а локти к бокам.
После этого молящийся со словами такбира: «Аллаху акбар» поднимает голову и садится ровно так, чтобы его тело раслабилось, руки при этом ложатся на бедра. Затем он снова произносит такбир и совершает второй земной поклон, так, чтобы его тело стало полностью неподвижным и в этом положении трижды произносит слова:
«Субхаана Рабби-ль-Аля».
Затем, со словами: «Аллаху акбар» молящийся встаёт на ноги, при этом не опираясь руками о землю. При подъеме опиратся на руки можно лишь в том случае, если есть уважительная причина, например, в силу возраста или по причине болезни.
Второй ракаат совершается подобно первому, но с той разницей, что человек не поднимает рук для такбира как в первом ракате, также он не читает сану и истиазу.
Закончив два земных поклона второго ракаата, он садится на свою левую ногу, подложив её под себя, а ступню правой ноги ставит вертикально, а ее пальцы обращает в направлении кыблы. Он кладёт правую руку на правое бедро, а левую – на левое, расслабив пальцы читает ташаххуд:
Ат-тахийяту лилляхи уас-соляуату уат-тоййибат
Ассаляму ʼаляйка айюхан-набийю уа рахматуллахи уа баракатух
Ас-саляму ʼаляйна уа ʼаля ʼибадилляхис-солихин
Ашхаду алля иляха илляллаху уа ашхаду анна Мухаммадан абдуху уа расулюх
Как мы видим по смыслу, в первую очередь мы даем самое лучшее приветствие нашему Создателю, затем Его посланнику, а после всем праведным верующим людям. Если фард намаз состоит не из двух, а из трех или четырех ракатов, то в 3 или 4 ракаата читается только сура «Аль-Фатиха».
И когда молящийся сядет в конце намаза, то он должен сесть так же как в первом сидении и произнести слова ташаххуда, затем добавить салават Пророку ﷺ:
Аллахумма солли ʼаля Мухаммад, уа ʼаля али Мухаммад
кама солляйта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим
иннака хамидум-маджид
Аллахумма барик ʼаля Мухаммад уа ʼаля али Мухаммад
кама баракта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим
иннака хамидум-маджид.
После салавата можено сделать дуа, но с фразами схожими с Кораном и молитвами которые пришли в хадисах, например: роббана атина).
Роббана атина фид-дунья хасанатан,
уа филь-ахирати хасанатан,
уа кына ʼазабан-нар
Не следует делать дуа схожее с разговором людей.
После всего этого, молящийся поворачивая голову сначала направо, а потом налево произносит при каждом повороте слова приветствия:
«ас-Саляму алейкум ва рахмату-Ллах».
Таким образом человек заканчивает молитву и выходит из нее.
На следующем уроке, ин ша Аллах, подробнее рассмотрим вопросы звязанные с произнесением слова «амин» после суры «Аль-Фатиха» и почему ханафиты поднимают руки только при первом такбире.