2 урок: омовение - фарды, суннаты, что портит - Мухтасар аль-Кудури
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Восход 05:54
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:39 05:54 12:03 16:17 18:07 19:22
свернуть
Календарь
Хиджра
9 Рамадан 1445
Григорианский
19 марта 2024

Циклы уроков

2 урок: омовение - фарды, суннаты, что портит

2 урок: омовение - фарды, суннаты, что портит

1 урок: введение

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: По мере выхода
24 дек. 2020 8 589 2
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


По милости Аллаха продолжаем уроки по ханафитскому фикху, беря за основу матн книги имама Ахмада ибн Мухаммада Абуль Хасана Аль Кудури Аль Ханафи, который называется «Мухтасар Кудури». Это известный классический труд авторитетного имама в нашем мазхабе, мы подробно остановились на этом в прошлом уроке.

 

Так как очищение является одним из условий действительности молитвы, ученые правоведы всегда начинали свои книги именно с этого раздела. Раздел называется: «Книга очищения. Вопросы, которые связаны с омовением».

 

Что такое «тахара»? В арабском языке его лексический смысл – это чистота, а в шариате этот термин подразумевает очищение, как от малого, так и от большого осквернения. А также удаления скверны с одежды, тела и с того места, где мы совершаем молитву. Имам Кудури (р.а.) свою книгу начинает с аята из Священного Корана. Сказал Всевышний Аллах:

 

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток». (5:6)

 

Имам Гунайми Аль Ханафи в одной из своих книг говорит, что имам Кудури здесь вначале привел аят, испрашивая благодать Аллаха. И кто-то может подумать, что имам Кудури привел довод, далиль из Корана. Но мы должны помнить, что не являлось практикой ранних ханафитских ученых приведение доводов в подобных маленьких матнах. Поэтому поводу было очень много претензий, по отношению к нам. Я помню, как один студент безмазхабник, задал такой вопрос: «Я открываю книги по-вашему мазхабу и нахожу там очень много доводов, либо вообще не нахожу. Открывая книги того же Абдуль Ваххаба и вижу, что чуть ли не на каждый абзац он приводит довод из Корана, хадисов и т.д.».

 

Действительно, для человека не осведомленного это большая шубха. И как на это сомнение мы должны отвечать? Во-первых, авторы подобных матнов были авторитетными, уважаемыми, заслуживающими доверия учеными, которые знали в совершенстве Коран, сунну и другие шариатские источники. И при вынесении какого-либо шариатского положения, в своих книгах они не брали это из воздуха, а брали это из шариатских доводов.

 

Во-вторых, подобные мухтасары писались для облегчения, в основном для начинающих студентов, и для простого народа. Целью ученых являлось донесение самого основного для религиозной практики. Затем, (гораздо позже) появились люди, чьими слоганами были: «Мы следуем только Корану и Сунне», и они же обязали простой народ спрашивать доводы на каждое их действие. Подобные расколы и смуты начались со стороны безмазхабников. И по таким причинам, факихи нашего мазхаба составили такие труды, где на каждое положение в довод были приведены аяты, хадисы. Так же были написаны такие книги как «Адиятуль ханафия» и т.д.

 

Давайте вернемся к самому матну. Мы видим, что имам Кудури начинает с малого омовения. Он говорит, что обязательным условием малого омовение является умывание следующих частей тела:

 

1. Умывание лица,

 

2. умывание рук, включая локти,

 

3. умывание ступней ног, включая щиколотки,

 

4. протирание одной четвертой части головы.

 

То есть фардом является однократное омовение лица, однократное мытье рук, включая локти, мытье ног, включая щиколотки, а также шейх говорит, что обязательной частью при протирании головы является одна четвертая часть. Это минимум, который нужно протереть.

 

«Насия» - это лобная часть головы, которая примерно занимает площадь ладони, одной кисти рук. Кудури (р.а.) приводит хадис со слов Мугейра ибн Шубга, где Посланник Аллаха ﷺ пришел в отхожее место, совершил омовение, протер свои волосы, на передней части темени. А также протер свои кожаные носки.

 

То, что мы перечислили - это четыре фарза. То есть то, что нужно мыть обязательно. В жизни бывают такие моменты, когда у человека есть очень мало времени, чтобы совершить предписанную молитву. И тут ему можно помыть лишь только лицо, руки до локтей, сделать масх, на одну четвертую часть головы и помыть ноги до щиколоток. С этим омовением он может совершать намаз, читать Коран и делать другие предписания религии. Желательным действием омовения является: помыть кисти рук, в особенности для человека, который только проснулся. В матне упоминается слово «Аль ина», что означает «емкость, бочка» и т.д. И для человека, только проснувшегося, не дозволено засовывать руки в эту бочку. Потому что в хадисе приходит: «Неизвестно, где твоя рука ночевала». Проснувшись, человек должен был сперва зачерпнуть воду из бочки, помыть одну кисть, затем вторую. Но это в основном касалось того времени, когда были колодцы, и сподвижники набирали воду в специальные бочки, чтобы брать омовение. Но в наше время мы подходим к раковине, открываем кран и сразу приступаем к омовению.  Итак, из каких сунн состоит омовение:

 

1. Произнесение имени Аллаха в начале омовения, то есть «басмала».

 

2. Использование сивака. Сивак - это специальная палочка. Ее привозят в нашу страну из других исламских стран, для очищения зубов и полости рта. Польза сивака - огромная. Один шейх написал специально книгу, посвященную сиваку. В нашей стране использование сивака является сунной именно непосредственно во время омовения. Тут также люди часто задают вопрос о том, заменяется ли сивак зубной щеткой или пастой? Мы говорим да, можно. Но, мы должны помнить, что у сивака свои особенности в пользе, а у зубной пасты свои. Сиваком человек может пользоваться несколько раз в день, и это ему не навредит. А щеткой ты так пользоваться не сможешь. Обычно стоматологи рекомендуют чистить зубы 2 раза в день. Далее, зубная паста может иметь разрушительный эффект при частом использовании.

 

3. Тщательное полоскание рта.

 

4. Полоскание носа. После каждого полоскания следует высморкаться.

 

5. Обтирание ушей.

 

6. Прочесывание бороды пальцами снизу-вверх.

 

7. Протирание между пальцами, когда вы моете ваши руки и ноги. Это тоже является сунной.

 

8. Троекратное повторение омовения.

 

 

Теперь, мустахабы, то есть предпочтительные действия омовения.

 

1. Желательно вознамерится, то есть иметь намерение на очищение.

 

2. Обтирание всей головы целиком.  Обычно это происходит двумя руками.

 

3. Соблюдать порядок омовения. То есть, как пришло в Коране, сначала моем руки, затем лицо и т.д.

 

4. Начинать омовение справа. И тут имам Кудури не добавил, но в других ханафитских книгах приводится, что так же мустахабом является совершать омовение частей тела сразу друг за другом. Чтобы предыдущая часть омываемого не высохла. А также является желательным протирать шею, Но некоторые факихи нашего мазхаба сказали, что протирать шею вообще не следует. Но мы видим это как мустахаб.

 

Подведем итог, вообразим, целую картину, как берется тахарат. Мы должны запомнить четыре вещи, без которых омовение не является действительным. Это лицо, руки до локтей, масх на голову, мытье ног, включая щиколотки.

 

 

Теперь давайте постараемся описать весь процесс.

 

1. Первое, и желательное, человек должен иметь намерение. Желательно его выразить мысленно, сердцем. Нет обязательства, как думают некоторые, что намерение надо произнести языком. Достаточно будет, чтобы человек вышел в сторону умывальника и у него есть мысль очиститься и этого будет достаточно.

 

2. Затем человек произносит «бисмиллях»,

 

3. потом приступает к мытью своих кистей рук. Сунной является омыть каждую кисть три раза. Начинать следует с правой руки.

 

4. Затем следует рот. Это следует делать тщательно, и воду набираем правой рукой.

 

5. Вслед за этим промывается нос. Для этого необходимо набрать воду в правую руку, затем затянуть воду в нос до мягкого места внутри носа. После чего с помощью левой руки нужно высморкаться. Все это делается трижды.

 

6. Вслед за этим умывается лицо. Границами лица в длину является верхняя часть лба, где заканчиваются волосы. И вниз, это кончик подбородка. В ширину границы лица определяются от одного уха до второго. И тут, если вы приложите палец между ухом и бакенбардами есть небольшой участок и большинство ханафитских ученых говорят, что его также мыть обязательно. Только Абу Юсуф имел другое мнение. Он говорил, что необязательно мыть этот участок. Но большинство ханафитских ученых говорят, что этот участок также обязателен. И при омовении лица есть люди, которые имеют густую бороду. Для них не обязательно доводить воду до кожи под бородой. А если борода редкая, и под ней видна кожа, то вода должна достигнуть кожи. Это является обязательным. Мы сказали, что будет сунной прочесать бороду пальцами.

 

7. Далее моем руки. Руки омываются до локтей, включая локти, как сказал имам Кудури. Моем трижды сначала правую, затем левую руку.

 

8. Далее идет масх головы. Желательно также протереть и уши. Влажными ладонями протирается голова от начала лба по направлению к шее.

 

9. Завершаем мытьем ступней ног. Ноги с щиколотками омываются три раза. Мытье начинается с правой ступни. Тут также желательным является промыть между пальцами ног.

 

10 После завершения омовения мы произносим «Ашхаду алля иляха илля Лляху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан 'абду-ху ва расулю-ху. Аллахумма-дж'аль-ни мин ат-таввабина ва-дж'аль-ни мин аль-мутатаххирина».

 

При омовении нам следует помнить, что вода должна попасть на все участки без исключения. И нам необходимо внимательно убрать все преграды для попадания воды на кожу. Если на теле есть воск, жир, краска, лак на ногтях, то они должны удаляться еще до омовения. И если у человека перстень или кольца на пальце, то во время омовения его также следует сдвигать (повертеть, что бы под кольцо попала вода).

 

Теперь, то, что нарушает омовение.

 

Шейх Кудури говорит, что это все что выходит из двух путей. Выход кала, выход мочи, газа, и неважно, сопровождались ли они звуками или нет. Выход мази. (Это такая белая жидкость, которая обычно выделяется при возбуждении). Также выход «Аль уади». Это также густая жидкость белого цвета, которая выделяется иногда после мочеиспускания. В результате болезни или же полового воздержания. Далее выход крови также портит малое омовение. Гной, а также подобные ему жидкости, если они выходят из тела и переходят, то места, из которого они вышли.

 

Бывает, что человек может поцарапаться каким-то острым предметом и бывает так, что кровь вышла, не потекла и на том же месте засохла. В таком случае у человека не портится омовение. Омовение испортится, когда кровь потечет за пределы раны.

 

Следующее, что портит омовение, это рвота в полный рот. Бывает такое, что человека вырвало, и какая-то часть выходит наружу, в таком случае тахарат не портится. Условием является заполнение ротовой полости рвотной массой. Также тахарат портится, когда человек спит. Человек может заснуть на боку, либо опиравшись об какой-то предмет. Если он уснул, опиравшись на предмет, и который если убрать, то человек может упасть, то омовение также портится.

 

Также омовение портится при потере рассудка, сознания или если человек сошел с ума. Хохот во время намаза, когда человек громко смеется тоже портит омовение.

 

То, что мы перечислили это основные элементы, из-за которого у человека портится малое омовение. Если что-либо из этого произойдет, то человеку нельзя совершать намаз до тех пор, пока он не обновит омовение.

 

На этом, думаю, будет достаточно.

 

سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك

 

 

Отзывы читателей (2)

Василь
15 окт. 2022

В разделе мустахабы 3 пункт исправьте - сначала руки (с локтями), потом лицо...

А нужно лицо сначала потом руки)))

Ответить
Администратор Azankz
15 окт. 2022

"Пункт 3: Соблюдать порядок омовения. То есть, как пришло в Коране, сначала моем руки, затем лицо и т.д." - Под руками имеется в виду кисти.

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi